Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании 12.07.2024 Комиссии
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителей Заказчика БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 05.06.2024 N020),
представителя ООО "ЭКОМЕД". (далее - Поставщик, Общество) - <_> (доверенность от 07.06.2024 N 6),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
на заседании 15.07.2024 Комиссии
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителей Заказчика БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" - <_> (доверенность от 05.06.2024 N020),
представителя ООО "ЭКОМЕД" - <_> (доверенность от 07.06.2024 N 6),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "ЭКОМЕД" (ИНН 7451459470) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0014-13054 - 2024 "Расходные материалы" (номер извещения в ЕИС -0813500000124005810), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
18.04.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта 221 138,58 рублей (250,49 рублей за единицу товара);
В соответствии с протоколом подведения итогов от 26.04.2024 NИЭА1 была подана одна заявка, соответствующая установленным требованиям извещения. Победителем признан "ЭКОМЕД".
07.05.2024 между Заказчиком и Поставщиком был заключен контракт между на на поставку "Халат процедурный, одноразового использования", "Костюм хирургический одноразового использования, нестерильный" (далее -Товар);
Цена Контракта 221 138,58 рублей (250,49 рублей за единицу товара);
Дата начала исполнения Контракта: 07.05.2024;
Дата окончания исполнения Контракта: срок поставки - однократно, в течение 15 календарных дней с даты заключения Контракта.
В связи с неисполнением Поставщиком условий Контракта Заказчиком 12.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, умысла на неисполнение условий контракта не имелось. Общество добросовестно пыталось поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика, однако из-за проблем у заводов-производителей Товара с сырьем, большой срок изготовления Товара, отсутствия готовых изделий на рынке, поставка Товара в установленный Контрактом срок оказалась невозможной.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В составе заявки на участие в закупке Поставщиком приложены регистрационные удостоверения на Товар заводов-изготовителей - ООО "Ньюфарм", ООО "Инмедиз";
16.05.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку "Халат процедурный, одноразового использования" - 598 шт., "Костюм хирургический одноразового использования, нестерильный" - 715 шт. на общую сумму 174 363,02 рублей;
16.05.2024 Поставщик направил в адрес ООО "Инмедиз" заявку на изготовление Товара;
ООО "Инмедиз" направило Поставщику письмо, в котором сообщило, что заявку Поставщика невозможно исполнить в указанный в Контракте срок;
18.05.2024 Поставщик направил в адрес ООО "Ньюфарм" заявку на изготовление Товара;
ООО "Ньюфарм" направило Поставщику письмо N43, в котором сообщило, что заявку Поставщика невозможно исполнить, так как производство загружено до августа 2024 года;
01.06.2024 ООО "ПП Барьер" направило по запросу Поставщика коммерческое предложение, согласно которому срок изготовления Товара составляет от 90 к.д.;
06.06.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию N 07-15/1264 с требованием поставить Товар по заявке в течение 14 к.д. с момента её получения;
21.06.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо б/н, в котором сообщил, что прогнозируемый срок поставки - конец августа 2024, в связи с загруженностью завода-изготовителя;
24.06.2024 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо N 153, в котором сообщил, что сроки поставки Товара сдвигаются, в виду проблем завода-изготовителя с сырьем. Готовые изделия на рынке отсутвуют.
26.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Дата вступления решения в силу - 07.07.2024;
27.06.2024 ООО "Медсектор" направило в адрес Поставщика письмо б/н, что по заявке Поставщика Товара в наличии нет, ориентировочный срок изготовления от 60 к.д.;
04.07.2024 Поставщик направил Заказчику посредством транспортной компании ООО "УК Луч" "Халат процедурный, одноразового использования" - 600 шт., "Костюм хирургический одноразового использования, нестерильный" - 100 шт. на общую сумму 45 294,00;
09.07.2024 Товар поступил в адрес Заказчика;
В силу пункта 1.2. Контракта Поставщик обязуется поставить Товар в место поставки, указанное в разделе 2 Контракта, в ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), с показателями характеристик Товара и их значениями (далее - характеристики Товара), указанными в Сведениях о конкретных показателях Товара (Приложение N 1.1 к контракту).
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) поставке подлежат "Халат процедурный, одноразового использования", "Костюм хирургический одноразового использования, нестерильный".
В соответствии с пунктом 2.2. Контракта срок поставки: в течение 14 календарных дней с момента получения заявки от Заказчика.
В силу пункта 12.1 Контракта Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2024 (включительно).
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 1 и части 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверки заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
а) принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020).
Исходя из предоставленных документов и пояснений, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Поставщик совершал действия, направленные на исполнение условий контракта по поставке хозяйственных товаров. Однако, в связи с наличием объективных причин, не смог выполнить взятые обязательства, поскольку Заказчик необоснованно не осуществлял приёмку товара.
Изучив предоставленные пояснения и документы, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что Поставщиком совершены действия, направленные на заключение Контракта. Товар не был поставлен Заказчику по причине невозможности изготовления Товара на заводах-изготовителях в установленный срок вследствие дефицита сырья. Поставщиком был осуществлен поиск Товара у других производителей, в частности были направлены запросы в ООО "Медсектор" и в ООО "ПП Барьер". Однако срок изготовления Товара значительно превышал сроки поставки Товара, о чем поставщик информировал Заказчика. 04.07.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика Товар, однако доставлен он был только 09.07.2024, то есть после вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе, вследствие чего Заказчик не смог его принять.
Таким образом, учитывая то, что нарушение обязательств по Контракту произошло вследствие дефицита сырья у заводов-производителей, а также действия Поставщика по поиску готового Товара и других производителей, информирования Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о добросовестности действий Поставщика, отсутствии оснований для включения в РНП сведений об ООО "ЭКОМЕД".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ЭКОМЕД" (ИНН 7451459470) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-0014-13054 - 2024 "Расходные материалы" (номер извещения в ЕИС -0813500000124005810) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 июля 2024 г. N 018/06/104-601/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024