На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 08.07.2024 года N 275/24, на основании обращения заказчика ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" (вх. N 4933/24 от 05.07.2024) о включении сведений в отношении ИП "___" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика ИП "___" от исполнения государственного контракта N 0327100005124000030 от 23.05.2024, предметом которого является поставка бумаги офисной А4,
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___"
Членов Инспекции: "___"
в отсутствие:
представителей заказчика ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" (заказчик уведомлен надлежащим образом),
ИП "___" (уведомлена надлежащим образом),
в результате рассмотрения обращения заказчика ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" (вх. N 4933/24 от 05.07.2024) о включении сведений в отношении ИП "___", в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" требований Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бумаги офисной А4 за N 0327100005124000030,
установила:
1) 06.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку бумаги офисной А4 за N 0327100005124000030.
2) Начальная (максимальная) цена контракта 99 134,10 рублей.
3) На участие в запросе котировок в электронной форме за N 0327100005124000030 подана одна заявка.
4) Согласно подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2024 NИЗК1 победителем запроса котировок в электронной форме признан ИП "___"
5) 23.05.2024 между заказчиком ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" и ИП "___" заключён контракт на поставку бумаги офисной А4 за N 0327100005124000030.
В соответствии с п. 1.2 контракта Поставщик обязуется передать Заказчику в соответствии с требованиями настоящего контракта и Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему контракту) товар, а Заказчик обязуется принять товар и обеспечить оплату поставленного товара.
Согласно п. 5.2 контракта - Срок поставки Товара до 15.06.2024 года.
В соответствии с п. 5.3. контракта - Не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до планируемой даты поставки товара Поставщик как в устной форме (по телефону), так и по факсу или электронной почтой уведомляет Государственного заказчика о готовности товара к поставке и дате поставки товара.
6) 04.06.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо с просьбой увеличить цену контракта до 128 390,00 руб. К письмо приложена предварительная заявка на поставку товаров из Комуса.
7) 13.06.2024 поставщиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги офисной А4 за N 0327100005124000030 от 23.05.2024. В основу решения положен факт существенного изменения обстоятельств (непрогнозируемый рост цен). Так, поставщик указывает, что по условиям контракта должен был поставить заказчику бумагу офисную А4 с товарным знаком "Снегурочка" на общую сумму 90 650,00 руб., однако при предварительном заказе бумаги ИП "___". у поставщика Комус цена необходимого товара составила 128 390,00 руб.
Указанное решение сформировано поставщиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 13.06.2024 года.
8) 18.06.2024 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо (исх. N 33/2/2-1535 от 18.06.2024) о том, что поставщиком неправомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик просит отменить решение и поставить товар по контракту.
9) 26.06.2024 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо о том, что поставщик не располагает бумагой для офисной техники "Снегурочка", а также о том, что поставщик просил увеличить цену контракта.
До рассмотрения обращения в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" (вх. N 5068-ЭП/24 от 09.07.2024) и поставщика ИП "___" (вх. N 5173-ЭП/24 от 12.07.2024).
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
1. Поставщиком ИП "___" 13.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги офисной А4 за N 0327100005124000030.
Так, согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 12.3 контракта предусмотрено, что может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В основу решения положен факт существенного изменения обстоятельств (непрогнозируемый рост цен). Так, поставщик указывает, что по условиям контракта должен был поставить заказчику бумагу офисную А4 с товарным знаком "Снегурочка" на общую сумму 90 650,00 руб., однако при предварительном заказе бумаги ИП "___" у поставщика Комус цена необходимого товара составила 128 390,00 руб.
Так, предметом осуществляемой закупки является поставка бумаги офисной А4.
Подавая заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, ИП "___" помимо конкретных показателей товара указал товарный знак бумаги офисной - "Снегурочка". Данный товарный знак был правомерно перенесён заказчиком в электронный контракт, сформированный с использованием ЕИС, поскольку контракт заключается на условиях, указанных в заявке победителя закупки.
Таким образом, ИП "___" должна была поставить в адрес заказчика бумагу офисную с торговым знаком "Снегурочка".
Довод поставщика, положенный в основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, о том, что вышеуказанный товар не может быть поставлен в связи с увеличением стоимости товара не может быть принят во внимание ввиду следующего:
Увеличение цены товара по сравнению с ценой, указанной в контракте, свидетельствует не о невозможности исполнения предусмотренного контрактом обязательства, а лишь об утрате поставщиком экономической заинтересованности в исполнении контракта.
Рост цен на товары является предпринимательским риском поставщика и не является обстоятельством непреодолимой силы, которое нельзя предусмотреть.
Данный вывод согласуется с Решением Арбитражного суда Брянской области N А09-8878/2022, Постановлением 20 арбитражного апелляционного суда N 20АП-243/2023 и Постановлением Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4540/2023.
Между тем, решение ИП "___" об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и с 25.06.2024 контракт N 0327100005124000030 от 23.05.2024, предметом которого является поставка бумаги офисной А4, считается расторгнутым. Товар заказчику не поставлен.
При этом, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что решение поставщика ИП "___" об одностороннем отказе от исполнения контракта на момент заседания инспекции в судебном порядке заказчиком не обжалуется.
В связи с тем, что в решении поставщика об одностороннем отказе отсутствуют мотивированные основания для расторжения контракта, Инспекция Брянского УФАС России не находит оснований для отказа во включении информации об ИП "___" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что, принимая решение об участии в закупочной процедуре, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к неисполнению контракта.
В поведении участника закупки присутствуют признаки недобросовестности, так как поставщик не осуществил исполнение контракта надлежащим образом.
Риски, связанные с неправильной оценкой своих возможностей по поставке товара, указанного в заявке, в установленный срок, находятся во власти и контроле поставщика, являются его виновными действиями и не являются обстоятельствами непреодолимой силы.
При этом недобросовестность индивидуального предпринимателя определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Учитывая, что ИП "___" не представлено доказательств, подтверждающих объективное препятствование исполнения Контракта в течении всего срока исполнения контракта, Инспекция Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях поставщика, связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
2. Согласно п. "а" ч.13 Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, утвержденного Постановлением N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Изучив представленные документы, руководствуясь п.5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, ч. 13 Постановления N 1078, инспекция Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующему выводу:
2.1 ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, согласно которым Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку заказчиком направлено такое обращение в Брянское УФАС России позднее установленного срока.
Так, 24.06.2024 решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, таким образом, срок направления обращение о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков определён не позднее 26.06.2024, однако заказчиком такая информация направлена в адрес Брянского УФАС России только 05.07.2024.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ИП "___" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в отношении ИП "___" в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ФКУ "ИК N 2 УФСИН по Брянской области" нарушение требований ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе
4. Предписание по устранению выявленных нарушений заказчику не выдавать, поскольку обращение в адрес Брянского УФАС России заказчиком направлено.
5. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы внеплановой проверки для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Резолютивная часть решения объявлена 12.07.2024 года, текст решения изготовлен 12.07.2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12 июля 2024 г. N РНП-32-871 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - односторонний отказ - товарный знак - запрос котировок в электронной форме)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024