Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей Администрации Киренского муниципального района Иркутской области (далее - Заказчик) - "_" (доверенность от 11 июля 2024 г.), "_" (доверенность от 01 апреля 2024 г.);
При участии единоличного исполнительного органа и представителя Общества с ограниченной ответственностью "ГенЭнерго" (далее - ООО "ГенЭнерго", Заявитель) - "_", "_" (доверенность N1/24 от 01 января 2024 г.),
рассмотрев жалобу Заявителя посредством видео-конференц связи на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение монтажных и пусконаладочных работ муниципальной системы оповещения населения на территории Киренского муниципального района, извещение N 0134300019224000033, (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 04 июля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя:
1. Заказчиком в нарушение положений статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ в приложении N1 к документу "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИ ОБЪЕКТАЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)" (далее - Техническое задание) установлено требование об использовании в качестве оконечных устройств сети оповещения "Система звукового оповещения с блоком П-166-М БПРУ-03" без возможности использования эквивалента товара "Система звукового оповещения СЗО с блоком П-166-М БПРУ-03";
2. Заказчиком неправомерно установлено требование в пункте 16 Технического задания, а именно "Специалисты исполнителя (подрядчика), выполняющие работы по монтажу и пусконаладке оборудования, должны в обязательном порядке иметь сертификат об обучении у производителя КТСО П-166-М.".
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 21 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 21.06.2024 N0134300019224000033" (далее - Извещение).
Датой окончания срока подачи заявок является 05 июля 2024 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 924 000 руб. 00 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.07.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В документе "Техническое задание", являющегося неотъемлемой частью Извещения, пункт 11.5.2 устанавливает, что "В качестве оконечных устройств сети оповещения использовать системы звукового оповещения в соответствии с Приложением N 1."
В приложении N1 документа "Техническое задание" установлено, что монтируемым оборудованием является "Система звукового оповещения с блоком П-166-М БПРУ-03", при этом эквивалент товара "Система звукового оповещения СЗО с блоком П-166-М БПРУ-03" не допускается в связи с необходимостью обеспечения программного и аппаратного сопряжения поставляемого товара с уже установленным ранее оборудованием в региональной системе оповещения населения (далее - РСОН) Иркутской области.
Из пояснений Заказчика следует, что в силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Также в письменных пояснениях Заказчик указывает, что на ЕДДС Заказчика установлено оборудование КТСО П-166-М.
На обозрение Комиссии Заказчиком представлено распоряжение N106 от 22 сентября 2022 г. "О введении в эксплуатацию систем оповещения на базе аппаратуры П-166-М на территории Алымовского, Коршуновского, Небельского, Петропавловского, Юбилейнинского муниципального образования"
В связи с чем, по мнению Заказчика, в описании оборудования подлежащего монтажу правомерно включено указание на "Система звукового оповещения СЗО с блоком П-166-М БПРУ-03" без возможности предоставления эквивалента.
Комиссия отмечает, что предметом закупки является выполнение монтажных работ и пусконаладочных работ муниципальной системы оповещения населения на территории Киренского муниципального района, в состав которой входит поставка оборудования, необходимого к монтажу.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 46-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации "Гражданская оборона технические средства оповещения населения классификация. Общие технические требования" ГОСТ Р 42.3.01-2021 (далее - ГОСТ Р 42.3.01-2021).
В силу пункта 1.1 ГОСТ Р 42.3.01-2021 настоящий стандарт распространяется на технические средства оповещения населения (далее - ТСО), предназначенные для использования в составе систем оповещения населения и обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Пункт 5.1.8.1 ГОСТ Р 42.3.01-2021 устанавливает, что ТСО различных производителей должны программно-технически сопрягаться напрямую или через устройства сопряжения.
Согласно пункта 5.1.8.2 ГОСТ Р 42.3.01-2021 программно-техническое сопряжение ТСО различных производителей должно быть подтверждено актом совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий - изготовителей ТСО.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при наличии у участника закупки акта совместных испытаний с участием представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и полномочных представителей предприятий, им может быть предложен к поставке эквивалент оборудования "Система звукового оповещения СЗО с блоком П-166-М БПРУ-03".
На основании вышеизложенного, Заказчику при описании объекта закупки, указывая товарный знак следовало сопровождать такое указание словами "или эквивалент".
Довод жалобы признается обоснованным.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование в пункте 16 Технического задания, а именно "Специалисты исполнителя (подрядчика), выполняющие работы по монтажу и пусконаладке оборудования, должны в обязательном порядке иметь сертификат об обучении у производителя КТСО П-166-М.".
Согласно пункту 5.4.3, приложенного к Извещению документа "Проект контракта" "Подрядчик исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также обязан выполнить Работы самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту.".
Следовательно, требования пункта 16 "Технического задания" установлены участникам закупки.
В силу части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Заказчиком пунктом 16 "Технического задания", установлено требование: "Специалисты исполнителя (подрядчика), выполняющие работы по монтажу и пусконаладке оборудования, должны в обязательном порядке иметь сертификат об обучении у производителя КТСО П-166-М".
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии установлен статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Комиссией установлено, что деятельность по монтажу и пусконаладке оборудования систем звукового оповещения в данный перечень не входит.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень товаров, которые подлежат сертификации (или декларации о соответствии), согласно данного Постановления услуги не подлежат обязательной сертификации.
Таким образом, установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки сертификата об обучении у производителя КТСО П-166-М является нарушением части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод жалобы признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГенЭнерго" обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим подпункт 1 пункта 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений путем отмены протоколов работы комиссии, внесения изменений в Извещение об осуществлении электронного аукциона и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024