Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" (далее - ООО "Медпроф", заявитель) - ///, представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - заказчик) - ///,
рассмотрев, в том числе посредством видео-конференц связи, жалобу заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0234100000124000293 "Поставка технических средств реабилитации (сигнализаторов звука цифровой со световой индикацией, сигнализатор звука с вибрационной индикацией, сигнализатор звука с вибрационной и световой индикацией) для обеспечения в 2024году", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "Медпроф" на положения извещения о проведении закупки.
Согласно доводам жалобы извещение о проведении закупки ограничивает участие заявителя в закупке в связи со следующими нарушениями:
- нарушение правил описания объекта закупки;
- указание заказчиком в извещении неверного срока исполнения контракта;
- проект контракта содержит ряд условий, которые противоречат типовой форме контракта.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что описание объекта закупки сформировано с учетом потребностей получателей товара.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 28.06.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0234100000124000293 "Поставка технических средств реабилитации (сигнализаторов звука цифровой со световой индикацией, сигнализатор звука с вибрационной индикацией, сигнализатор звука с вибрационной и световой индикацией) для обеспечения в 2024году".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 620 967 рублей 75 копеек.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона N 44-ФЗ).
При этом согласно статье 10 Федерального закона N 44-ФЗ при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ гласит, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 настоящего закона, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика.
Исходя из смысла статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, законом не предусмотрены ограничения по включению в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно извещению об осуществлении закупи объектом закупки является поставка технических средств реабилитации, перечень которых состоит из 3 позиций:
- сигнализатор звука цифровой с световой индикацией с указанием позиции каталога 27.90.20.120-00000001;
- сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией с указанием позиции каталога 27.90.20.120-00000002;
- сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (дверного звонка, домофона и телефона) с указанием позиции каталога 27.90.20.120-00000003.
Согласно электронном документу, содержащему описание объекта закупки, товар должен соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013, ГОСТ 15150-69.
Заявитель отмечает, что ГОСТ Р 70185-2022 был разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг" (далее - ООО "Исток Аудио Трейдинг"), а государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки используется типовое техническое задание на обеспечение инвалидов и детей-инвалидов сигнализаторами звука, утвержденное приказом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Социальный фонд России) от 01.11.2023 N 2178 и сформированное с учетом ГОСТ Р 70185-2022, под которое подходит исключительно сигнализатор звука производства ООО "Исток Аудио Трейдинг" и аффилированных с ним поставщиков (ГК Исток).
Согласно возражениям заказчика при формировании описания объекта закупки заказчиком использовано типовое техническое задание (далее - ТЗ), разработанное центральным аппаратом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих". В свою очередь, типовое ТЗ было разработано на основе ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", который начал действовать с 01.12.2022. При разработке указанного ГОСТ учитывалось мнение всех ведущих российских производителей сигнализаторов звука.
В соответствии с полученными заказчиком в результате проверки по настоящей жалобе материалам, ООО "Аурика" (заявитель поставляет продукцию именно этого производителя и является его дилером) принимало активное участие в разработке ГОСТ Р 70185-2022 и рекомендовало проект данного стандарта к утверждению, подтверждая свою готовность к производству сигнализаторов звука в соответствии с утвержденным им стандартом.
Также заказчик указывает, что закупает более современные сигнализаторы звука в связи с изданием нового ГОСТ и все участники, которые желают принимать участие в закупке, должны поставлять именно такой товар, который нужен заказчику и пользователям, а не такой, который есть у таких поставщиков и их производителей. Заказчик просто обязан составлять техническое задание с применением действующего ГОСТ вне зависимости от того продукция скольких производителей соответствует требованиям данного ГОСТ. Заказчик действует в интересах инвалидов и его задача - закупить продукцию, имеющую максимально возможный реабилитационный эффект, продукцию, содержащую в себе все современные технические разработки и последние достижения развития отрасли, то есть все то, что содержит в себе принятый ГОСТ.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" был утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2022 N 526-ст "Об утверждении национального стандарта" и введен в действие с 01.12.2022.
Данный ГОСТ устанавливает общие правила и требования, которые рекомендуется учитывать в технических условиях производителя на конкретную продукцию.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 70185-2022, настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методы их испытаний. Обязательные требования к качеству сигнализаторов, обеспечивающие реабилитационный эффект, электромагнитную совместимость и безопасность для жизни и здоровья людей, изложены в 5.5.2, 5.4 и разделе 6.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика использование при описании объекта закупки положений ГОСТ Р 70185-2022.
При этом Комиссия отмечает, что законность и порядок разработки рассматриваемого ГОСТ Р 70185-2022 не может являться предметом настоящего рассмотрения, соответствующие полномочия у органа контроля отсутствуют.
Заказчиком, как и заявителем, представлена сравнительная таблица о соответствии нескольких производителей установленным заказчиком характеристикам. Также заказчиком представлены 3 коммерческих предложения, которые были запрошены для обоснования начальной (максимальной) цены контракта; письма производителей сигнализаторов звука, согласно которым у них имеются сигнализаторы, соответствующие требованиям извещения о проведении закупки.
Из совокупности положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28.07.2017 г. (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Предъявленные заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространяются на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать заказчика нарушившим требования Федерального закона N 44-ФЗ.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Следовательно, заказчиком в извещении о проведении закупки установлены требования к товару с учетом своих потребностей (лиц, нуждающихся в приобретаемом товаре) и не противоречат положениям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом в силу положений статьей 18, 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в отношении обоснованности закупки осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Иркутское УФАС России приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
В соответствии пунктом 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупок должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В структурированной форме извещения о проведении закупки указан срок исполнения контракта "29.10.2024".
В электронном документе "Описание объекта закупки 97_24)" срок поставки Товара установлен до 15.09.2024 г., срок действия контракта до 30.10.2024 г.
В проекте контракта срок поставки товара указан с даты получения от заказчика реестра получателей Товара до "15" сентября 2024 года (пункт 2.1), срок действия контракта до 30.10.2024 года (пункт 2.2).
Комиссия, проанализировав вышеуказанные сроки не усматривает в них противоречия.
Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводам заявителя заказчик нарушил требования части 11 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, сформировав проект контракта без учета условий типового контракта, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 144н, в частности:
- "в типовом проекте контракта четко определен порядок и срок передачи Товара Получателю и оформления отчетных и итоговых документов: в. 5.6 проекта контракта отсутствует направление Поставщику одного экземпляра подписанного заказчиком акта приемки передачи поставленного товара по Контракту либо отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения, выявление не соответствие не препятствуют приемке поставленного товара и устранено Поставщиком срок установленного Заказчиком _";
- "..не указано право Поставщика на привлечение к исполнению своих обязанностей по контракту соисполнителей".
- "В проекте контракта также расширены обязанности поставщика (п. 3.3.22.).
3.3.22. Еженедельно предоставлять Заказчику сведения о статусе отработки выданных инвалидам направлений на получение (выдачу) Товара, с момента направления реестра получателей Товара, предусмотренного п. 3.1.3 Контракта".
- "В проекте контракта установлено для Поставщика задвоенное наложения штрафа по одному и тому же нарушению п. 10.4 и п. 10.7,
10.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере __-__% цены Контракта (этапа).
10.7. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом), Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 1 % цены Контракта".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ с проектом контракта.
Требования к контракту определены в статье 34 Федерального закона N 44-ФЗ, частью 11 статьи 34 которой определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 144н "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее - Типовой контракт).
Так, пунктом 5.6 Типового контракта "Заказчик в течение ____ рабочих дней со дня получения отчетной документации, указанной в пункте 5.3 Контракта, осуществляет проверку указанной документации и направляет Поставщику один экземпляр подписанного Заказчиком акта приемки поставленного Товара по Контракту (по отдельному этапу Контракта) либо отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения".
Порядок исполнения контракта закреплен в статье 95 Федерального закона N 44-ФЗ, из которого следует, что при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур приемка осуществляется посредством единой информационной системы (часть 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
В сформированном заказчиком проекте контракта порядок приемки товара закреплен в пункте 5 проекта контракта, которая должна осуществляться с использованием единой информационной системы, следовательно, указанные положения проекта контракта сформированы заказчиком с учетом требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Право Поставщика о привлечении к исполнению своих обязательств по Контракту соисполнителей закреплено в пункте 3.4.2 проекта контракта, следовательно довод заявителя необоснован.
Пунктом 3.3.22 проекта контракта закреплено, что поставщик обязан "еженедельно предоставлять Заказчику сведения о статусе отработки выданных инвалидам направлений на получение (выдачу) Товара, с момента направления реестра получателей Товара, предусмотренного п. 3.1.3 Контракта".
Согласно возражениям заказчика, заказчиком во исполнение вышеуказанной нормы при осуществлении закупки применяются все предусмотренные типовым контрактом условия. Законодательством о контрактной системе не установлено запретов о включении в проект контракта, подготовленного с учетом условий типового контракта, дополнительных требований к поставщику, направленных на осуществление контроля за поставщиком, в части своевременного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (часть 1 статьи 101 Федерального закона N 44-ФЗ). В связи с тем, что государственные контракты для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заключаются на длительный период (от 2 до 8 месяцев) заказчику необходимо своевременно получать информацию об обеспечении инвалидов, которым выданы направления на получение технических средств реабилитации.
Изучив положения проекта контракта, Комиссия, соглашаясь с доводами заказчика, не находит нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ в указанной части проекта контракта.
В пунктах 10.4, 10.7 проекта контракта заказчиком установлено:
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере __-__% цены Контракта (этапа).
- за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом), Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 1 % цены Контракта.
Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, применению подлежит пункт 10.7 проекта контракта, в связи с чем заказчиком в пункте 10.4 в размере штрафа поставлен прочерк.
Таким образом, Комиссия не усматривает в проекта контракта "задвоения" наложения штрафа на поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ, Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпроф" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024