Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: *, *, *, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00, при участии представителей:
- заказчика в лице МКУ "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" - *, - уполномоченного органа в лице Администрации Березовского городского округа - *, - в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "ТЕХНОСЕЙЛ", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОСЕЙЛ" (вх. N 14197-ЭП/24 от 08.07.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку машины комбинированной дорожной для нужд МКУ "Благоустройство и ЖКХ" (извещение N 0162300002724000167), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ТЕХНОСЕЙЛ" (вх. N 14197-ЭП/24 от 08.07.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку машины комбинированной дорожной для нужд МКУ "Благоустройство и ЖКХ" (извещение N 0162300002724000167), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением действующего законодательства. Просил признать жалобу обоснованной. Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. 28.06.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300002724000167 на поставку машины комбинированной дорожной для нужд МКУ "Благоустройство и ЖКХ". Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 526 666,67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 2 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения 3 из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства РФ N 616).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень). Из жалобы следует, что в описании объекта закупки заказчиком установлены такие характеристики, которым соответствует продукция единственного производителя.
Также, заявитель в жалобе указывает, что заказчику был направлен запрос на разъяснение части требований технического задания, а именно требований к наличию измельчителя противогололедного реагента, так как, по мнению заявителя, указанным требованиям соответствует продукция только АО "Курганский завод дорожных машин". В ответе на данный запрос заказчик указал, что помимо продукции производства АО "Курганский завод дорожных машин" требованиям, установленным в описании объекта закупки, соответствует продукция производства ООО "Техномаркет" с реестровой записью из реестра российской промышленной продукции N 10447268.
Вместе с тем, в реестровой записи под номером N 10447268 производителем указано ООО "ПКФ "Спецдормаш". Представители заказчика, уполномоченного органа выразили мнение о необоснованности довода жалобы и пояснили, что в ходе изучения рынка было установлено соответствие описания объекта закупки двум производителям, а именно АО "Курганский завод дорожных машин" и ООО "ПКФ "Спецдормаш". Указание в ответе на запрос разъяснений производителя ООО "Техномаркет" являлось ошибочным, ООО "Техномаркет" является поставщиком автодорожной техники производства ООО "ПКФ "Спецдормаш".
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что разъяснение положений извещения об осуществлении закупки размещено заказчиком в установленные сроки и с соблюдением требований ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, а именно, не изменена суть извещения об осуществлении закупки.
Также, Комиссия указывает, что положения Закона о контрактной системе не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно структурированной форме извещения, описанием объекта закупки является: "Поставка машины комбинированной дорожной для нужд МКУ "Благоустройство и ЖКХ", к которому применен код ОКПД2 29.10.59.130 "Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог". Комиссия, изучив заявки участников закупки, представленные заказчиком, установила, что участниками закупочной процедуры предложен к поставке товар как минимум четырех разных производителей. Кроме того, исходя из вышеуказанных норм следует, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени 4 детализировать объект закупки, уточнять его характеристики, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения извещения электронного аукциона не противоречат Закону о контрактной системе, и не повлекли ограничения доступа к участию в закупочной процедуре добросовестных поставщиков, ввиду чего, Комиссия не усматривает нарушений положений Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
Таким образом, доводы жалобы не нашел своего подтверждения. Заявитель жалобы явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств обратного не представил.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ТЕХНОСЕЙЛ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа", уполномоченного органа в лице Администрации Березовского городского округа, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице МКУ "Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство Березовского городского округа", уполномоченному органу в лице Администрации Березовского городского округа, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июля 2024 г. N 066/06/106-2357/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024