Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр" - *, *, *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- заявителя в лице ООО "ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ" - *, присутствующего до объявленного перерыва,
рассмотрев жалобу ООО "ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ" (вх. N 14490-ЭП/24 от 10.07.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр" при осуществлении процедуры путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Свердловской области, в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенной на побережье Черного моря на территории Краснодарского края (извещение N 0162200011824002295), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба жалобы ООО "ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ" (вх. N 14490-ЭП/24 от 10.07.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр" при осуществлении процедуры путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Свердловской области, в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенной на побережье Черного моря на территории Краснодарского края (извещение N 0162200011824002295), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение открытого конкурса в электронной форме составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.07.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162200011824002295 на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Свердловской области, в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенной на побережье Черного моря на территории Краснодарского края.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 46 067 600,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ) организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной система).
Исходя из доводов жалобы, по мнению заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено требование о том, что участник должен находиться в реестре туроператоров.
Возражая относительно заявленных доводов, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что закупка на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Свердловской области, в организации отдыха детей и их оздоровления, расположенной на побережье Черного моря на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с государственной программой "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 5 июля 2017 года N 480-ПП.
Законодатель разграничил основные цели, задачи и принципы государственного регулирования, а также полномочия органов государственной власти в двух различных областях - в сфере организации отдыха детей и их оздоровления и в сфере туризма.
В свою очередь, осуществление детского туризма, туроператорской деятельности исходя из содержания Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах туристской деятельности), реализацию подобных мероприятий, требуемых в целях оказания услуг в соответствии с объектом закупки, не предполагает.
При осуществлении закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей, Заказчик не установил в извещении требование о наличии у участников закупки статуса туроператора, в связи с тем, что установление данного требования повлечет за собой невозможность участия в закупке организаций находящихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, но не имеющих статуса туроператора, что приведет к ограничению конкуренции.
Комиссией установлено, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в структурированной форме извещения установлено следующее требование к участникам закупки:
Наличие у участника закупки права оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", что подтверждается наличием сведений об участнике закупки в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления.
В Законе об основах туристской деятельности даны основные понятия, согласно которым туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом; турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Также Законом об основах туристской деятельности определено, что формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Вместе с тем, объект закупки, сформированный Заказчиком в извещении в совокупности не сводится к оказанию услуг только туроператорами.
В соответствии с п. 3.2 ГОСТ Р 52887-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления" под термином "отдых детей и их оздоровление" понимается совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 52887-2018 под организациями отдыха детей и их оздоровления понимаются организации сезонного или круглогодичного действия, независимые от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
В рассматриваемом случае оказываются не только услуги по отдыху, но и оказание непосредственно оздоровления.
В соответствии с пунктом 5 ГОСТ Р 52887-2018 услуги, предоставляемые детям в организациях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды
- услуги, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и - услуги, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления;
- медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
- образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков;
- психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
- правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами организации отдыха и оздоровления;
- услуги по организации культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми свободного времени, духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
- услуги по организации физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма;
- туристические и экскурсионные услуги;
- информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности организации;
- транспортные услуги.
Так, в отличие от положений ст. 4.2 Закона об основах туристской деятельности, ч. 2 ст. 12.2 Закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ, помимо сведений о самом юридическом лице, организациями отдыха детей и их оздоровления предоставляют в уполномоченный орган субъекта РФ такие сведения как:
- сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного заключения;
- сведения о наличии лицензии на медицинскую деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией;
- сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности (в случае осуществления организацией образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения);
- сведения об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении предписанного лечащим врачом режима лечения (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления).
Из содержания Закона об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации следует, что совокупность мероприятий, осуществляемых организациями отдыха детей и их оздоровления, включает в себя, помимо прочего, психолого-педагогическую, а также воспитательную деятельность, и в требуемых случаях, медицинскую деятельность.
Комиссией установлено, что Описание объекта закупки содержит, в том числе следующие требования:
7.8. В Организации должны быть созданы условия для полноценного отдыха детей и их оздоровления, направленные на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепления их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
Требования к предоставлению медицинских услуг.
9.1. Минимальный набор помещений для оказания медицинской помощи включает: кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор, пост медицинской сестры, помещение для приготовления дезинфекционных растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенного для указанных помещений, туалет с умывальником.
В изоляторе медицинского пункта предусматриваются не менее 2 (двух) палат (раздельно для капельных и кишечных инфекций).
В составе помещений изолятора предусматриваются туалет с раковиной для мытья рук, а также буфетная с 2 (двумя) моечными раковинами для мойки посуды и шкафами для ее хранения.
Возможно оборудование в медицинском пункте или в изоляторе душевой (ванной комнаты).
9.2. Медицинские услуги детям предоставляются в следующем составе и формах:
выявление детей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи;
оказание первой и медицинской помощи;
направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;
проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья детей;
организация и проведение консультаций и бесед с детьми по вопросам здорового образа жизни, а также профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий, проведение иммунопрофилактики;
санитарно-просветительская работа с детьми;
проведение мероприятий по профилактике травматизма;
11. Требования к предоставлению образовательных, психологических, правовых и информационных услуг, а также услуг по организации культурно-досуговой деятельности, услуг в сфере физической культуры и спорта, туристских и экскурсионных услуг.
В свою очередь, осуществление детского туризма, туроператорской деятельности, исходя из содержания Закона об основах туристской деятельности, реализацию подобных мероприятий не предполагает.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что при осуществлении закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей, Заказчик не установил в извещении требование о наличии у участников закупки статуса туроператора, поскольку это привело бы к неправомерному ограничению количества участников закупки, в том числе, например, таких участников, как спортивно-оздоровительные и другие лагеря, санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные подобные организации, непосредственно оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Таким образом, изучив имеющиеся материалы дела, выслушав позиции сторон, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Областной информационно-расчетный центр", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 июля 2024 г. N 066/06/106-2478/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024