резолютивная часть решения объявлена 12.07.2024 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе: Гаева Рамазана Алимовича - ведущего заседание Инспекции, заместителя руководителя Управления; участников инспекции: Даурова Алима Арсеновича - ведущего специалиста-эксперта Управления; Долова Адама Барасбиевича ведущего специалиста-эксперта Управления;
в целях осуществления контроля закупок, проводимых в рамках национальных проектов, обращений общества с ограниченной ответственностью "СК Компас" (далее- Заявитель) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов, мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республики" на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении
заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов, мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме:
- N0304100002324000007 "Проведение противопаводковых работ на магистральном канале им. Ленина, Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район; РСО-Алания, Моздокский район";
- N0304100002324000008 "Капитальный ремонт межхозяйственного канала "Тамбовский" Терский район, КБР" (далее - Конкурсы, Закупки),
Установила:
На основании обращений Заявителя и Заказчика, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, Инспекция Управления провела внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика при проведении Конкурсов.
Рассмотрев материалы дела, письменные пояснения, Инспекция пришла к следующим выводам.
23.04.2024 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0304100002324000007 "Проведение противопаводковых работ на магистральном канале им. Ленина, Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район; РСО-Алания, Моздокский район" с начальной (максимальной) ценой контракта 55 281 691,32 руб.
03.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0304100002324000008 "Капитальный ремонт межхозяйственного канала "Тамбовский" Терский район, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 55 139 220,34 руб.
Согласно доводам обращения Общества, Инспекцией Управления ранее при проведении внеплановой проверки и вынесении решения по делу N007/6/99-496/2024 от 20.06.2024 г. не учтен факт того, что Обществом в составе заявки были приложены договоры исполненные в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", следовательно по мнению Заявителя Общество соответствовало требованиям установленным в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно обращения Заказчика, последний также указывает о соответствии победителей по закупкам N0304100002324000008 и N0304100002324000007 дополнительным требованиям установленным в соответствии с Постановления N2571.
Исследовав установленные Заказчиком порядки оценки и критерии, а также в результате проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Инспекцией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
На заседании Инспекции установлено, что Заказчиком в Извещениях по Закупкам установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 4 Постановления N 2571.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 2571 устанавливается требование к участникам Закупок о наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов: а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр); в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 4 Постановления N 2571 установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Ранее Инспекцией Управления в рамках дела N007/6/99-496/2024 от 20.06.2024 г. было установлено, что Комиссией Заказчика по закупкам N0304100002324000007 и N 0304100002324000008 допущены нарушения Закона о контрактной системе, в частности победителями по Закупкам признаны лица не соответствующие требованиям установленным пунктом 4 Постановления N 2571, в частности Победителями были представлены договоры исполненные ранее чем за три года до даты подачи заявки на участие в закупке (по закупке N0304100002324000007), либо гражданско-правовые договоры, которые не заключались в соответствии с Законом о контрактной системе, или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (по закупке N0304100002324000008).
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявителем в составе обращения представлены документы, свидетельствующие об исполнении Обществом спорных договоров в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", однако в силу требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 301 "Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" (далее - Постановление N 301), информация о таких договорах не подлежала размещению в ЕИС.
Пунктом 1 Постановления N 301 с учетом положений части 15 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено обязательное неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены договоры.
Доказательством исполнения спорных договоров является письмо АО "Газпром газораспределение Нальчик" от 09.07.2024 г., согласно которому Общество действительно являлось подрядчиком при исполнении спорных договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Указанная правовая коллизия возникла в связи с тем, что Постановление N301 было издано позднее последней редакции Постановления N2571.
Невозможность указания реестровой записи договора, отображающейся в ЕИС по договорам заключенным и исполненным в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с заказчиками подпадающими под условия Постановления N301, фактически лишает участника закупки - сторону по договору (подрядчика) являющегося более слабой стороной по договору, указать реестровый номер договора в ЕИС, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям установленным в соответствии с пунктом 4 Постановления N2571.
Инспекция принимая во внимание вновь открывшиеся обстоятельства, приходит к выводу, что действия Комиссии Заказчика принявшей решение о признании заявки Общества по закупкам N 0304100002324000007 и N0304100002324000008 соответствующей требованиям Извещения не противоречат Закону о контрактной системе.
Одновременно с изложенным, согласно обращения Заказчика Победитель по закупке N 0304100002324000007 в составе заявки представил документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям по пункту 4 Постановления N2571.
Однако Заказчиком не учтено, что комиссия по осуществлению закупок принимает решение о соответствии участника закупки дополнительным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки или приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с Постановлением N 2571, исключительно на основании документов и информации, направленных заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При этом в ситуации, при которой участник закупки в составе заявки на участие в закупке представил документы и сведения о наличии опыта, такие документы и сведения не подлежат рассмотрению комиссией по осуществлению закупок на предмет соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки или приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с Постановлением N 2571.
Победителем по закупке N 0304100002324000007 на электронной торговой площадке был аккредитован государственный контракт N28 от 24.07.2019 г., во сроком исполнения до 15.12.2020 г. а последний акт по контракту подписан 15.12.2020 г., следовательно указанный контракт исполнен ранее чем за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
При таких обстоятельствах, действия Комиссии Заказчика при проведении закупки N 0304100002324000007 нарушают пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Учитывая факт того, что по закупке N0304100002324000007 заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе Инспекцией не выдается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Комиссии Заказчика по закупке N0304100002324000007 нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии Заказчика по закупке N0304100002324000008 отсутствие нарушений Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с наличием заключенного государственного контракта по закупке N0304100002324000007.
4. Материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать, в связи с ранее переданными по делу N007/6/99-496/2024 от 20.06.2024 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Инспекции |
|
Р.А. Гаев |
Участники Инспекции: |
|
|
|
|
А.Б. Дауров |
|
|
А.Б.Долов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 июля 2024 г. N 007/06/99-564/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024