Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
-
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Чащина Сергея Александровича (далее - ИП Чащин С.А., Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку кондиционеров (извещение N 0169300000324001917) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 40" г. Магнитогорска (далее - Учреждение, Заказчик): исполняющей обязанности директора Афонасенко Ю.Ю., действующей на основании распоряжения N 89-О от 10.06.2024; Салеевой А.В., Питель А.Г., действующих на основании доверенностей б/н от 09.07.2024;
- представителей Администрации г. Магнитогорска (далее - Уполномоченный орган): Владимировой О.В., действующей на основании доверенности N АГ-02/1421 от 07.03.2024; Шаменковой Е.А., действующей на основании доверенности N АГ-02/3797 от 14.06.2024;
- Заявителя, действующего на основании выписки из ЕГРИП, личность удостоверена паспортом,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Чащина С.А. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку кондиционеров (извещение N 0169300000324001917) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 26.06.2024 в 10:59.
Начальная (максимальная) цена контракта - 147 232,98 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 04.07.2024 07:00 (МСК+2).
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300000324001917 от 05.07.2024, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, требования описания объекта закупки не позволяют предложить модель кондиционера CHiQ CSH-18DB-W, поскольку данный товар не соответствует значению технического задания по характеристике "уровень шума".
Заявитель поясняет, что у модели уровень шума начинается с 38 ДБ, в то время, как Заказчик указал требование "Уровень шума 36 дБ".
По мнению Заявителя, обоснование Заказчиком данной дополнительной характеристики объекта закупки, не предусмотренной КТРУ, не соответствует пункту 6 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что Санитарные нормы и "ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности на рабочих местах" ограничивают параметр ШУМ для самых "привилегированных" помещений "не более 50".
По мнению Заявителя, занижение данного параметра до значения 36 дБ является не обоснованным.
Также, по мнению Заявителя, ГОСТ 12.1.003-83 "ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности и в соответствии с СП 51.13330.2011 "Защита от шума. (СНиП 23-03-2003)" "рабочие места в помещениях - дирекции, проектно-конструкторских бюро; расчетчиков, программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приема больных в здравпунктах устанавливают допустимый уровень шума в помещениях, равный 50 дБ.
На заседании Комиссии Заявитель дополнительно пояснил, что устанавливать требование об определенной величине уровня шума оборудования в помещении ниже, чем 40 ДБ, не имеет значения, поскольку разница в 10 ДБ не влияет на общий (номинальный) уровень шума, допустимый в помещении, и не ощущается отдельно в звуковой нагрузке.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СП 51.13330.2011 "Защита от шума", уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
Заказчик поясняет, что допустимым уровнем шума в учебном кабинете является не более 40 дБ. При этом, помимо шума работы кондиционера, присутствует шум голоса при проведении урока (от 5дБ до 9 дБ), а также шум от работы оргтехники.
Следовательно, требование по уровню шума 36 дБ предполагает, что шум от кондиционера не будет создавать дискомфорт обучающим, поскольку высокий уровень шума снижает концентрацию внимания и ухудшает когнитивные функции. Таким образом включение дополнительной характеристики "Уровень шума" в описание объекта закупки является необходимым, а обоснование дополнительной характеристики "для комфортной работы в помещении по уровню шума", по мнению Заказчика, полностью объясняет необходимость установления данного значения указанной характеристики.
В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что кондиционер, предусмотренный объектом закупки, будет установлен в классе информатики, в связи с чем при формировании извещения об осуществлении закупки Учреждение руководствовалось положениями СНиП 23-03-2003, устанавливающими допустимый уровень шума, в том числе. Кондиционирующего оборудования, в помещениях соответствующего вида (классных помещениях, учебных кабинетах, аудиториях образовательных организаций, конференц-залах, читальных залах библиотек, зрительных залах клубов и т.д.) (пункт 7 Таблицы 1 СНиП 23-03-2003).
Заказчиком в материалы дела представлен сравнительный анализ технических характеристик моделей кондиционеров различных производителей, соответствующих Описанию объекта закупки (Спецификации), уровень шума которых составляет 36 дБ; 36 дБ; 32 дБ (две модели), 31 дБ.
Также заказчик поясняет, что модель кондиционера "CHiQ CSH-18DB-W", на которую указывает заявитель в доводах жалобы, не соответствует техническому заданию не только по значению параметра "Уровень шума: 36 дБ", но и по значениям параметров "Мощность в режиме нагрева:
5,5 Киловатт" и "Мощность в режиме охлаждения:
5,5 Киловатт".
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, доводы жалобы Заявителя считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
Заказчиком в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) размещена потребность в товаре со следующими характеристиками:
Наименование товара, работы, услуги |
КТРУ (ОКПД2) |
Характеристики товара, работы, услуги |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кондиционер бытовой |
28.25.12.130-00000010 (28.25.12.130) |
Вид кондиционера |
Сплит-система |
|
Тип внутреннего блока |
Настенный |
|
||
Режим работы кондиционера |
- Обогрев - Охлаждение |
|
||
Дополнительные функции |
- Режим автоматической поддержки температуры - Режим осушения - Режим вентиляции (без охлаждения и обогрева) |
|
||
Класс энергоэффективности (в режиме нагрева) |
не ниже А |
|
||
Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения) |
не ниже А |
|
||
Мощность в режиме нагрева |
|
Киловатт |
||
Мощность в режиме охлаждения |
|
Киловатт |
||
Номинальное напряжение электропитания |
|
Вольт |
||
Уровень шума |
|
дБ |
||
Наличие дисплея |
Да |
|
||
Наличие пульта ДУ |
Да |
|
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании в Российской Федерации", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 указанного Федерального закона действует Свод правил СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003. Защита от шума" (Актуализированная редакция) (далее - СНиП 23-03-2003).
Данный свод правил устанавливает нормируемые параметры оценки шумового режима на рабочих местах производственных зданий, в помещениях жилых и общественных зданий, на территориях жилой застройки; их допустимые и предельно допустимые значения; описывает порядок проведения акустических расчетов по оценке ожидаемого шумового режима на указанных объектах; определяет порядок выбора и применения различных методов и средств для снижения расчетных или фактических уровней шума до требований санитарных норм, а также содержит указания по обеспечению в помещениях театральных, киноконцертных, спортивных или иных залов оптимального акустического качества с точки зрения их функционального назначения.
Таблицей 1 СНиП 23-03-2003 предусмотрены предельно допустимые и допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные корректированные уровни звука в помещениях производственных, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Согласно пункту 7 Таблицы 1 для классных помещений, учебных кабинетов, учительских комнат, аудиторий образовательных организаций, конференц-залов, читальных залов библиотек, зрительных залов клубов, залов судебных заседаний, залов религиозно-культовых зданий, уровень звука, корректированный по коэффициенту звукопоглощения (А) составляет 40 дБ.
При этом, согласно Примечаниям к Таблице 1 СНиП 23-03-2003, допустимые уровни шума следует принимать на 5 дБ ниже значений (поправка =-5 дБ), указанных в настоящей Таблице 1, для оборудования систем вентиляции, кондиционирования воздуха, холодоснабжения, для систем отопления, водоснабжения, для насосного, холодильного и лифтового оборудования, обслуживающих здание и встроенно-пристроенные помещения. При этом поправка на тональность шума не учитывается (за исключением поз. 5 и поз. 9-12 для ночного времени суток). В соответствии с данными положениями СНиП 23-03-2003, с учетом потребности Заказчика в установке приобретаемого товара в помещении класса информатики, то есть помещения, предусмотренного пунктом 7 Таблицы 1 СНиП 23-03-2003, уровень шума кондиционера, являющегося объектом закупки, не может составлять более 35 дБ.
Довод Заказчика об отсутствии на соответствующем товарном рынке кондиционеров с уровнем шума 35 дБ, опровергается результатами сравнительного анализа технических характеристик моделей кондиционеров различных производителей, соответствующих Описанию объекта закупки (Спецификации), уровень шума которых составляет 32 дБ и 31 дБ, представленного в материалы дела Заказчиком.
Доказательства обратного сторонами антимонопольному органу не представлены.
С учетом изложенного, извещение об осуществлении закупки, содержащее требование о соответствии характеристики "Уровень шума" значению 36 дБ, не предусмотренному техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, противоречит
пункту 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, довод жалобы Заявителя об отсутствии необходимости об установлении в извещении об осуществлении закупки требования об определенной величине уровня шума оборудования в помещении ниже, чем 40 ДБ, не находит своего подтверждения. поскольку опровергается положениями СНиП 23-03-2003, в том числе, содержанием Таблицы 1 данного Свода правил.
2. В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования N 145).
Пунктом 4 Правил использования N 145 предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию, в том числе: описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5 и 6 Правил использования N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом, с обоснованием необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из позиции, изложенной в письме 24-03-07/6890 от 02.02.2022 г. Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, следует, что в случае реализации права, предусмотренного пунктом 5 Правил использования КТРУ, в обоснование, установленное пунктом 6 указанных правил, целесообразно включить:
- обстоятельство, влекущее невозможность осуществления закупки без дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств;
- причинно-следственную связь между такими дополнительной информацией (каждым видом), потребительскими свойствами (каждым свойством) и соответствующей потребностью заказчика, подлежащей удовлетворению в связи с такими дополнительными информацией, свойствами.
Объектом закупки является поставка кондиционера бытового, идентификатор: 154783918, код позиции по КТРУ 28.25.12.130-00000010.
Описанием товара по данному коду КТРУ характеристика "уровень шума" не предусмотрена.
В этой связи, Заказчиком в Приложении N 4 к извещению об аукционе установлено следующее обоснование данной дополнительной характеристики к спецификации: "Уровень шума: 36 дБ - для комфортной работы в помещении по уровню шума".
Комиссия отмечает, что понятие "комфорт" означает состояние окружающей среды, при котором человек ощущает уют, может иметь удобный, наиболее безопасный и рациональный доступ к её ресурсам для удовлетворения своих материальных потребностей для нормального функционирования человеческого организма, удовлетворений эстетического наслаждения.
Из указанного значения данного понятия не следует, что оно носит объективный характер.
При этом, по данным ВОЗ, комфортный для человека уровень звука с учетом слуховой адаптации составляет 20-30 дБ.
Более того, обоснование Заказчика не содержит пояснений о характеристиках помещения, в котором будет установлен приобретаемый кондиционер.
При этом, из пояснений Заявителя на заседании Комиссии следует, что именно отсутствие обоснования необходимости установления дополнительной характеристики уровень шума со значением 36 дБ, в том числе, указания характера помещения в соответствии со СНИП 23-03-2003, послужило основанием для обжалования положений извещения об осуществлении закупки, поскольку ввело в заблуждение потенциального участника закупки о действительной потребности Заказчика.
С учетом изложенного, положения извещения об осуществлении закупки противоречат части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункту 6 Правил использования КТРУ, поскольку в обосновании установления дополнительных характеристик описания объекта закупки отсутствуют как обстоятельства, влекущие невозможность осуществления закупки без дополнительной информации об уровне шума со значением 36 дБ, так и причинно-следственная связь между такой дополнительной информацией и соответствующей потребностью заказчика.
Довод жалобы Заявителя в указанной части является обоснованным.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
С учетом характера допущенных нарушений Комиссия считает целесообразным выдать предписание об отмене закупки.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащина С.А. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку кондиционеров (извещение N 0169300000324001917) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2024 г. N 074/06/106-1507/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024