Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Мартынюк Н.И. - заместителя руководителя Челябинского Комиссии: УФАС России; Членов Фадеевой Н.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2024-11586 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ТРИУМФ" на положения извещения при проведении электронного аукциона "Средство дезинфицирующее" (извещение N 0369300126024000102), в присутствии представителя ГБУЗ "Районная больница с. Чесма" (далее - заказчик) Чернева А.А., действующего на основании доверенности от 10.07.2024 N 07, в отсутствие представителей ООО "ТРИУМФ" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.07.2024 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона "Средство дезинфицирующее" (извещение N 0369300126024000102) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 27.06.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 80 532,00 рублей. На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы в ходе анализа рынка заявителю не удалось установить препарат, который подходит под требования заказчика, помимо кожного антисептика "МинасептЛюкс" производства ООО "Владхимпром", Россия.
Также заявитель отмечает, что заказчиком намеренно устанавливаются требования, ограничивающие конкуренцию: антисептиком не обрабатывается воздух в помещениях (это делается средствами с содержанием перекиси водорода не менее 6% и ионами серебра через специальные аэрозольные установки), а эндоскопы и их части обрабатываются чистым 70% изопропиловым или этиловым спиртом (п. 3699 пп. 5 СанПин 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний"), однако заказчик требует в составе дополнительные биоциды (ЧАС или гуанидины), что противоречит нормам СанПин. Представитель заказчика представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал, что при описании объекта закупки допущены ошибки в части указания дополнительных характеристик. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона 2024-11586 3 о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки. Наименованием объекта закупки согласно извещению является "Средство дезинфицирующее". В качестве приложения к извещению в единой информационной системе в сфере закупок размещен электронный документ "Описание", которое содержит описание объекта закупки.
Согласно доводам заявителя совокупности характеристик описания объекта закупки соответствует товар единственного производителя - кожный антисептик "МинасептЛюкс" 2024-11586 4 производства ООО "Владхимпром", Россия. Довод заявителя не находит своего подтверждения на заседании Комиссии, поскольку, исходя из информации, представленной в материалы дела оператором электронной площадки, по итогам закупки потенциальные поставщики наряду с кожным антисептиком "МинасептЛюкс" предложили к поставке средство дезинфицирующее для рук и поверхностей "Dezonium 70" ("Дезониум 70"). Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, документов и сведений, подтверждающих несоответствие требованиям описания объекта закупки средства дезинфицирующего для рук и поверхностей "Dezonium 70" ("Дезониум 70"), в материалы дела не представил. В связи с чем довод заявителя о соответствии описанию объекта закупки товара единственного производителя является необоснованным ввиду недоказанности. Кроме того, необоснованным также является довод заявителя относительно того, что антисептиком не обрабатывается воздух в помещениях (по мнению заявителя, такая обработка осуществляется средствами с содержанием перекиси водорода не менее 6% и ионами серебра посредством специальных аэрозольных установок), поскольку в распоряжение Комиссии антимонопольного органа не представлено документального подтверждения заявленного довода со ссылками на нормативные правовые акты, которые подтверждали бы позицию заявителя. Относительно довода заявителя об излишне установленных требованиях к закупаемому товару, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно- профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей. Все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности. При этом выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Согласно СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения. Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 "Дезинфектология". В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная 2024-11586 5 классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2.
Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация. При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания. В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности. С учетом изложенного, описание объекта закупки на основании инструкции применения конкретного дезинфицирующего средства даже с учетом указания характеристик с использованием слов "не более", "не менее" не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в извещении о закупке таких требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц. Все официально представленные на рынке Российской Федерации дезинфицирующие средства, которых насчитывается более 2000 наименований, апробированы и сертифицированы в качестве соответствующих дезинфицирующих веществ. Это означает, что эти средства в ходе сертификации прошли все необходимые испытания и отвечают своему назначению (уничтожать те или иные микробы, бактерии). При наличии указания области применения отсутствует необходимость указания конкретного рецепта дезинфицирующего средства. Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Таким образом, включение в извещение о закупке описания рецептуры дезинфицирующего средства носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, может привести к ограничению количества участников закупки. В материалы дела заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие, что при формировании объекта закупки осуществлялся анализ дезинфицирующих средств, представленных на товарном рынке Российской Федерации, что противоречит принципам эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. 2024-11586 6 С учетом изложенного, описание объекта закупки сформировано в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТРИУМФ" на положения извещения при проведении электронного аукциона "Средство дезинфицирующее" (извещение N 0369300126024000102) обоснованной в части установления излишних характеристик при описании объекта закупки, в остальной части - необоснованной.
2. Признать нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.И. Мартынюк Члены комиссии: Н.В. Фадеева Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-11586
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2024 г. N 074/06/105-1519/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024