Резолютивная часть решения оглашена 15.07.2024
В полном объеме решение изготовлено 18.07.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании поручения ФАС России N ПИ/52198/24 от 17.06.2024 и в связи с обнаружением контрольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации, уведомляет о принятии решения о проведении внеплановой проверки действий заказчика при проведении запроса котировок на поставку в 2024 году подгузников для взрослых в целях социального обеспечения лиц, проживающих на территории Челябинской области (извещение N 0269100000224000014), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - Учреждение, Заказчик): Гребенниковой Е.В., действующей на основании доверенностей N 35/10 от 10.01.2024; Михайлова И.В., действующего на основании доверенности N 35/347 от 13.10.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
Челябинским УФАС России из размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информации обнаружено наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок на поставку в 2024 году подгузников для взрослых в целях социального обеспечения лиц, проживающих на территории Челябинской области (извещение N 0269100000224000014).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного запроса котировок опубликовано заказчиком в ЕИС 24.01.2024 в 13:31.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 573 335,50 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов от 01.02.2024 победителем участник с идентификационным номером заявки 115781068.
Контракт с победителем закупки заключен 06.02.2024 на сумму 5 255 655,38 рублей.
Изучив размещенные в ЕИС сведения, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
Из указанный норм законодательства о контрактной системе следует, что описание объекта закупки представляет собой закрепление в извещении об осуществлении закупки качественных и количественных характеристик, признаков товаров, услуг, работ, регламента и порядка действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Объектом закупки является поставка подгузников для взрослых.
На территории Российской Федерации введен стандарт ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых" для подгузников группы малые, средние, большие, сверхбольшие для средней и тяжелой степени недержания", который распространяется на на бумажные подгузники, предназначенные для впитывания и удерживания жидкости, используемые для ухода за больными, страдающими недержанием мочи средней и тяжелой степени, лежачими больными, а также в других случаях, и устанавливает требования к их качеству.
При этом, в указанном стандарте отсутствуют понятия размеров ХS, S, М, L, ХL отсутствуют, поскольку в ГОСТ Р 55082-2012 предусмотрен следующий размерный ряд в зависимости по обхвату талии/бедер, см: Сверхмалые до 60; Малые до 90; Средние до 120; большие до 150; сверхбольшие до 175.
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 55082-2012 в зависимости от количества впитываемой жидкости изготовляют подгузники следующих видов: для людей со средней степенью недержания (далее - подгузник для средней степени недержания); для людей с тяжелой степенью недержания (далее - подгузник для тяжелой степени недержания).
В этой связи, пунктом 5.10.2 ГОСТ Р 55082-2012 предусмотрены показатели, обеспечивающие функциональное назначение подгузников, должны соответствовать определенным требованиям, в том числе:
Наименование показателя |
Значение показателя для подгузников видов и групп |
|||||||
для средней степени недержания |
для тяжелой степени недержания |
|||||||
Сверхмалые, малые |
Средние |
Большие, сверхбольшие |
Сверхмалые |
Малые |
Средние |
Большие |
Сверхбольшие |
|
Полное влагопоглощение, г, не менее |
1000 |
1300 |
1450 |
1200 |
1400 |
1800 |
2000 |
2800 |
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утверждена Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н.
Приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки (Техническое задание) предусмотрены следующие разделы: описание объекта закупки; обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; требования к качеству, безопасности, упаковке, маркировке и транспортированию; гарантия качества товара; сроки поставки товара; место поставки товара.
Из указанного следует, что совокупностью информации, предусмотренной Техническим заданием, Заказчиком закреплены качественные и количественные характеристики, признаки товаров, услуг, работ, регламент и порядок действий при поставке товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности заказчика и соответствовать назначению и предъявляемым требованиям.
Следовательно, вся совокупность условий и характеристик, предусмотренных Техническим заданием, представляет собой объект закупки.
Заказчиком размещена потребность в товаре со следующими характеристиками:
Наименование Товара*/ Номер вида ТСР |
Описание функциональных и технических характеристик** |
Наименование по коду КТРУ, код КТРУ |
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1000 г. (22-01-06) |
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1000 г, обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с (22-01-06) |
Подгузники для взрослых КТРУ 17.22.12.130-00000001 |
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г. (22-01-07) |
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г, обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с (22-01-07) |
Подгузники для взрослых КТРУ 17.22.12.130-00000001 |
Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г. (22-01-12) |
Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г, обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с (22-01-12) |
Подгузники для взрослых КТРУ 17.22.12.130-00000001 |
Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2800 г. (22-01-13) |
Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2800 г, обратная сорбция не более 4,4г, скорость впитывания не менее 2,3 см3/с (22-01-13) |
Подгузники для взрослых КТРУ 17.22.12.130-00000001 |
При этом, в Техническом задании также содержатся пояснения о применении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки следующих термины, не указанных в ГОСТ Р 55082-2012, с обоснованием необходимости их использования:
Наименование показателя, к которому установлено дополнительное требование |
"Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых" |
Обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
Подгузники для взрослых, размер "S"
Подгузники для взрослых, размер "XL"
"Объем талии/бедер" |
Согласно раздела 4 "Классификация" ГОСТ Р 55082-2012) в зависимости от обхвата талии/бедер человека изготавливают подгузники: малые, средние, большие, сверхбольшие для средней и тяжелой степени недержания. Классификация подгузников по группам и условные обозначения групп соответствуют условным обозначениям, принятым в международной практике. |
Заказчик осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240. Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ФГУ МСЭ) в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Указанные требования обоснованы индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов и Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н, которым руководствуются ФГУ МСЭ при оформлении индивидуальных программ реабилитации или абилитации. Следовательно, необходимость установления Заказчиком дополнительных требований к характеристикам товара обусловлена потребностью Получателей технических средств реабилитации. |
Согласно Классификации, размеру подгузников с обхватом талии:
- до 90 см, с влагопоглощением не менее 1000 г, соответствует размер "S", код по Классификации 22-01-06, с влагопоглощением не менее 1400 г, соответствует размер "S", код по Классификации 22-01-07;
- до 175 см, с влагопоглощением не менее 1450 г, соответствует размер "XL", код по Классификации 22-01-12, с влагопоглощением не менее 2800 г, соответствует размер "XL", код по Классификации 22-01-13.
Из указанных положений извещения об осуществлении закупки, положений ГОСТ Р 55082-2012 и Классификации, а также пояснений заказчика на заседании Комиссии, следует что потребность Заказчика в приобретении подгузников:
- малых (или размера "S" в соответствии с Классификацией) (до 90 см обхват талии), для средней (не менее 1000 г) и тяжелой степени недержания (не менее 1400 г);
- сверхбольших (или размера "XL" в соответствии с Классификацией) (до 175 см обхват талии), для средней (не менее 1450 г) и тяжелой степени недержания (не менее 2800 г).
При этом, Техническим заданием в разделе "Требования к качеству, безопасности, упаковке, маркировке и транспортированию" также предусмотрено требование о том, что бумажные подгузники для взрослых должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55082-2012 для подгузников группы сверхмалые для средней и тяжелой степени недержания.
Из совокупности информации, предусмотренной ГОСТом и Классификацией, следует, что подгузники "сверхмалые" представляют собой изделия с обхватом талии до 60 см (размер XS по Классификации) с объемом влагопоглощения не менее 1000 г (для средней степени недержания, или код Классификации 22-01-04) и объемом влагопоглощения не менее 1200 г (для тяжелой степени недержания, код по Классификации 22-01-04).
Вместе с тем, подгузники размер XS, в том числе, для средней и тяжелой степени недержания, не имеют отношения к потребности Заказчика по данной закупке.
Следовательно, информация, содержащаяся в Техническом задании, носит противоречивый характер, не соответствует действительной потребности Заказчика, а также положениям ГОСТ Р 55082-2012 и Классификации.
Указанное противоречие в описании объекта закупки (Техническом задании) может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки о действительной потребности Заказчика.
В силу статей 34 и 51 Закона о контрактной системе, контракт по результатам закупки заключается на условиях извещения об осуществлении закупки и положениях заявки участника.
Как следует из пояснений представителей Заказчика на заседании Комиссии, обязательства по контракту, заключенному по результатам закупки, исполнены.
При этом, доказательств поставки товара, соответствующего всей совокупности информации, указанной в Техническом задании к контракту, в том числе, соответствия подгузников требованиям ГОСТ Р 55082-2012 для подгузников группы сверхмалые для средней и тяжелой степени недержания, Заказчиком антимонопольному органу не представлены, что является доказательство неисполнимости данного условия положения извещения об осуществлении закупки.
С учетом изложенного, положения извещения об осуществлении закупки противоречат пунктам 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июля 2024 г. N 074/10/99-1457/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024