Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на положения извещения о проведении 2024-11843 2 электронного аукциона на поставку и установку модульного здания для размещения участкового пункта полиции в п. Арсинский Нагайбакского муниципального района Челябинской области. (извещение N 0169600012024000003), в присутствии представителя Администрации Арсинского сельского поселения (далее - заказчик) Жидкова Ю.А. (Глава Арсинского сельского поселения), в отсутствие представителей ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 09.07.2024 поступила жалоба заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку и установку модульного здания для размещения участкового пункта полиции в п. Арсинский Нагайбакского муниципального района Челябинской области. (извещение N 0169600012024000003) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 01.07.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 550 000,00 рублей. На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам закупки не заключен.
Согласно доводу жалобы заказчиком не установлены при осуществлении закупки дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Представитель заказчика представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал, что дополнительные требования к участникам закупки не установлены в связи с тем, что предметом закупки является поставка модульного здания с монтажом указанной конструкции, что не предполагает строительство указанного объекта, в связи с чем дополнительные требований к участнику закупки не предусмотрены. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в 2024-11843 3 соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исходя из положений пункта 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 следует, к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в приложение и в ряде случаев превышает определенную начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с позицией 9 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 указано, что при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей. При этом дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 2024-11843 4 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки. Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является поставка и установка модульного здания для размещения участкового пункта полиции в п. Арсинский Нагайбакского муниципального района Челябинской области, при этом из описания объекта закупки, проекта контракта следует, что заказчиком приобретается модульное здание, указаны характеристики данного задания (требования к габаритным размерам, высоте внутренней, количеству модулей, требования к фундаменту, основанию, каркасу, угловым стойкам, перекрытиям и другим элементам конструкции). В проекте контракта предусмотрены обязательства поставщика в порядке и сроки, предусмотренные контрактом осуществить поставку и установку модульного здания для размещения участкового пункта полиции в п. Арсинский Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее - товар) и надлежащим образом оказать услуги по установке товара в соответствии с требованиями Технического задания, которое является неотъемлемой частью контракта (Приложение N1). Пунктом 6.3.1. контракта установлены требования к поставке товара:
- в комплект поставки товара должны входить модульные конструкции, оборудование, элементы и изделия, указанные в Техническом задании (Приложение N 1), входящие в комплект поставки модульные конструкции должны поставляться заказчику полностью укомплектованным в соответствии с согласованным техническим паспортом;
- модульные конструкции должны поставляться полностью укомплектованными инженерными системами, смонтированными в заводских условиях;
- в комплекте поставки должны быть паспорт на товар, инструкция по сборке- разборке и эксплуатации товара, а также эксплуатационная документация на инженерные системы и к комплектующему оборудованию. Состав паспорта и инструкции по эксплуатации товара - в соответствии с приложением А к "ГОСТ Р 58760-2019.
Национальный стандарт Российской Федерации. Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия".
Таким образом, из условий закупки следует, что предметом контракта является поставка готовой модульной конструкции с выполнением работ по ее монтажу, при этом положения технического задания, проекта контракта не предусматривают обязательства по строительству некапитального строения (сооружения). Кроме того, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что условиями закупки не предусмотрены обязательства потенциального поставщика о подключении модульного здания к инженерным сетям и коммуникациям, благоустройство прилегающей территории.
Согласно разделам 4, 5, 6 проекта контракта по итогам исполнения обязательств принимается и оплачивается поставленный товар.
Таким образом, в извещении о закупке правомерно не предусмотрены дополнительные требования к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 2024-11843 5 N 2571, так как предмет закупки не включает в себя работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, в связи с чем действия заказчика не противоречат частям 2, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе. В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия
установила
следующее, 1. Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Так, в пункте 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Более того, пунктом 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, обязанностью заказчика является формирование с использованием единой информационной системы сведений, которые входят в описание объекта закупки в 2024-11843 6 соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, тогда как корреспондирующей обязанностью оператора электронной площадки является обеспечение возможности предоставления указанной информации, формируемой посредством функционала площадки, в составе заявки участника закупки. Вместе с тем, описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона, в частности характеристики модульного задания, не в полном объеме отражены в извещении о закупке, сформированном в единой информационной системе, по соотношению с описанием объекта закупки, указанным в техническом задании. Так, в извещении о закупке, сформированном посредством единой информационной системы, предусмотрены только габариты здания и количество модулей, тогда как в описании объекта закупки указаны развернутые требования к элементам здания (требования к фундаменту, основанию, каркасу, угловым стойкам, перекрытиям и другим элементам конструкции, требования к дополнительному оборудованию печь СВЧ, электрочайник, электрическая настольная плита двухконфорочная, холодильник однокамерный), которые отсутствуют в извещении о закупке, что противоречит пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункту 7 Правил N 145.
Согласно пункту 3 раздела 2 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 указанного Положения в единой информационной системе, в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, осуществляются формирование и размещение документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, в том числе извещения об осуществлении закупки. Требования, предъявляемые к форме извещения об осуществлении закупки, находят отражение в пункте 8 Положения.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В силу подпункта "а" пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, если информация, содержащаяся в электронных док ументах, сформированны х без использования единой информационной системы, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы. В рассматриваемом случае информация о характеристиках товара, указанная в 2024-11843 7 техническом задании, и не отраженная в структурированном описании объекта закупки в извещении, сформированном посредством единой информационной системы, не имеет приоритета и не может быть отнесена к описанию объекта закупки. Указанное нарушение может сделать невозможным подачу предложения участниками закупок посредством единой информационной системы с включением всех характеристик, указанных в техническом задании, а также может привести к заключению контракта без включения сведений о всех характеристиках здания в проект контракта, который также формируется с использованием единой информационной системы. 2.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки. Приложение N 4 к муниципальному контракту содержит планировочное решение, которое включает требование к производителю товара, поставляемого в качестве дополнительного оборудования, а именно: тепловая завеса Ballu, что нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, планировочное решение в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит сведения о дополнительном оборудовании, которое отсутствует в описании объекта закупки (например, планировочным решением наряду с тепловой завесой Ballu предусмотрены диван, тумба, шкаф с мойкой и смесителем, унитаз с бочком, раковина с пьедесталом, 2024-11843 8 конвектор брызгозащитный, вентилятор вытяжной, скамья). На несоответствие описания объекта закупки в части комплектации объекта оборудованием и мебелью, заказчику указано путем направления запроса о разъяснении положений извещения. В ответ на который заказчик пояснил, что в приложении N 1 "Описание объекта закупки" допущена опечатка, изменения будут включены при подписании контракта. Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заказчика, что в соответствии со статьями 34, 51 Закона о контрактной системе контракт заключается на 2024-11843 9 условиях закупки, у заказчика отсутствуют правовые основания при направлении проекта контракта вносить в него дополнительную информацию и/или исключать из него условия, объявленные при осуществлении закупки. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" необоснованной.
2. Признать нарушение пункта 1 части 1, части 2, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 7 Правил N 145 при осуществлении закупки.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-11843
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2024 г. N 074/06/105-1545/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024