Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Брокер групп" (далее - ООО "Брокер групп", заявитель) на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на устройство быстровозводимого пункта полиции с благоустройством прилегающей территории в д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области (извещение N 0869300001624000045), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района (далее - Управление строительства и инженерной инфраструктуры, заказчик) Дружинина Евгения Алексеевича, Соколовой Елены Сергеевны, Харисовой Екатерины Вячеславовны, действующих на основании доверенности б/н от 11.07.2024;
- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 09.07.2024 поступила жалоба ООО "Брокер групп" на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на устройство быстровозводимого пункта полиции с благоустройством прилегающей территории в д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области (извещение N 0869300001624000045) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0869300001624000045 размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 01.07.2024 в 15:16.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 641 117,22 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 09.07.2024.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869300001624000045 от 11.07.2024.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "Брокер групп" заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Представители заказчика с доводами жалобы ООО "Брокер групп" не согласились, пояснили, что предметом закупки является устройство быстровозводимого пункта полиции с благоустройством прилегающей территории в д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области. По мнению заказчика, данный вид работ не относится к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, положения технического задания, локального сметного расчета и проекта контракта не предусматривают обязательства по строительству некапитального строения (сооружения). На устройство быстровозводимого пункта полиции не разрабатывается проектная документация, которая является неотъемлемым этапом строительства. Благоустройство прилегающей территории в соответствии со сметной документацией предусматривает незначительный объем работ, включающий асфальтобетонный тротуар. Объем указанных работ в стоимостном выражении не превышает 5 млн рублей. В связи с чем, дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не устанавливались, запросов на разъяснение положений извещения о закупки не поступало.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Преамбулой Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 определено, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0869300001624000045 объектом закупки является устройство быстровозводимого пункта полиции с благоустройством прилегающей территории в д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области.
При этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 641 117,22 рублей, что фактически превышает 5 млн. рублей и возлагает на заказчика обязанность по установлению дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0869300001624000045, Приложением N 3 к извещению о проведении электронного аукциона (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению) дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (по позиции 9 раздела II приложения к Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), равно как и перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям не установлены.
В соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ определено, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Из пояснений представителя заказчика следует, что дотация Красноармейскому муниципальному району выделена на приобретение и установку модульного здания, предмет закупки в сущности включает в себя приобретение и монтаж модульного здания с подключением инженерных коммуникаций, а также комплекс работ по благоустройству, необходимый для нормального функционирования участкового пункта полиции.
Также представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что предметом контракта не предусмотрено строительство и никаких признаков договора строительного подряда извещением рассматриваемой закупки не предусмотрено.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что положениями проекта контракта стороны поименованы как "заказчик" и "подрядчик" (преамбула проекта контракта); по контракту подрядчик принимает на себя обязательства по устройству быстровозводимого пункта полиции с благоустройством прилегающей территории в д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области на земельном участке с кадастровым номером 74:12:0000000:5272, а заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях, определенных контрактом (пункт 1.1 проекта контракта); место выполнения работ: Россия, Челябинская область, Красноармейский район, деревня Круглое, кадастровый номер 74:12:0000000:5272 (пункт 1.4 проекта контракта); оплата осуществляется за фактически выполненные работы на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и счета-фактуры в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика не более семи рабочих дней после окончания выполнения работ и подписания заказчиком отчетных документов (пункт 2.5 проекта контракта); срок выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта по 31 октября 2024 года, подрядчик вправе выполнить работы досрочно (пункт 3.1 проекта контракта); во время изготовления, монтажа подрядчик за свой счет обеспечивает погрузку-разгрузку, монтаж, устройство наружных сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, в том числе несет ответственность за присутствие и работу необходимого числа грузчиков, техники, осуществляющих разгрузку и перемещение модульного (быстровозводимого) пункта полиции; все погрузо-разгрузочные работы осуществляются с соблюдением требований по безопасному выполнению работ (пункт 3.5 проекта контракта); право собственности на модульный (быстровозводимый) пункт полиции возникает у заказчика в момент подписания сторонами акта выполненных работ (пункт 3.10 проекта контракта); гарантийный срок на результат выполненных работ (модульный пункт полиции) составляет 36 месяцев (пункт 4.2 проекта контракта); подрядчик обязуется предоставить заказчику надлежащим образом оформленные документы на русском языке акт выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (пункт 5.1.5 проекта контракта); заказчик обязуется осуществлять контроль за соответствием количества (объемов) и сроков выполнения работ (пункт 5.2.1 проекта контракта); заказчик обязуется обеспечить необходимое содействие подрядчику в разрешении вопросов, возникающих в процессе выполнения работ по контракту (пункт 5.2.2 проекта контракта); заказчик обязуется принять результат выполненных работ в соответствии с требованиями и условиями контракта и при отсутствии претензий подписать акт выполненных работ (пункт 5.2.3 проекта контракта); заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта (пункт 5.2.3 проекта контракта); приемка выполненных работ осуществляется представителями подрядчика и заказчика по факту установки модульного (быстровозводимого) пункта полиции в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и сметой (Приложение N 2), и предоставления акта выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (пункт 6.1 проекта контракта).
Следовательно, правовая природа договора рассматриваемой закупки носит подрядный характер, однако требования действующего законодательства о контрактной системе к участникам закупки, исходя из предмета закупки, контракта и обязательств сторон по контракту, к документам, подтверждающим соответствие участника закупки таким требованиям, Управлением строительства и инженерной инфраструктуры не установлены.
В опровержение пояснений представителей заказчика относительно правовой природы договора рассматриваемой закупки как "купли-продажи" (поставка товаров для государственных нужд) Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
Осуществляя закупку на поставку товара, заказчик должен был бы соблюсти: - требования законодательства о контрактной системе в части установления национального режима в извещении о закупке, поскольку код позиции по ОКПД 2 - 25.1 "Металлоконструкции строительные" включен в перечень товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; - правила описания объекта закупки, поскольку характеристики модульного задания не в полном объеме отражены в извещении о закупке, сформированном с использованием единой информационной системе, по соотношению с описанием объекта закупки (техническим заданием) (Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона).
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что из представленных заказчиком документов не понятно на поставку какого товара хозяйствующими субъектами поданы коммерческие предложения, поскольку наименование позиций (предположительно характеристик товара) не совпадает с позициями технического задания и локального сметного расчета. При этом такие коммерческие предложения использованы Управлением строительства и инженерной инфраструктуры при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, учитывая имеющиеся в материалах дела и размещенные на официальном сайте единой информационной системе сведения и информацию, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что заказчик в нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не установил требования к участникам закупки по позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории).
Довод жалобы заявителя обоснован.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер групп" на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на устройство быстровозводимого пункта полиции с благоустройством прилегающей территории в д. Круглое Красноармейского муниципального района Челябинской области (извещение N 0869300001624000045) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2024 г. N 074/06/105-1538/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024