Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Н.А. Мишенькина - заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при личном участии в рассмотрении обращения представителей:
- заказчика: Бондарева А.Г. (распоряжение N117 от 20.06.2024);
- ответчика: Винокурова Д.С. (паспорт); Пузенкова Д.А. (доверенность N1/ФАС от 09.07.2024); в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Муниципального бюджетного учреждения "Управление коммунального 2 хозяйства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Индивидуальном предпринимателе Винокурове Денисе Андреевиче (далее - Ответчик, Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Спил деревьев детских садов и школ г. Сафоново" (извещение N0363600001924000006),
УСТАНОВИЛА:
03.07.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Винокурове Денисе Андреевиче в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона с извещением N0363600001924000006.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 29.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N0363600001924000006 о проведении электронного аукциона: "Спил деревьев детских садов и школ г. Сафоново". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 404 998,22 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 11.03.2024 NЦПА1 заявки подали 4 (четыре) участника закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером 505135 - 899 198,40 рублей (снижение составило 36%);
- участником с идентификационным номером 491100 - 906 223,40 рублей;
- участником с идентификационным номером 507888 - 1 313 673,31 рублей;
- участником с идентификационным номером 487882 - 1 404 998,22 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.03.2024 NИЭА1 победителем закупки был признан участник с идентификационным номером 505135 (ИП Винокуров Д.А.), который получил право заключить контракт. 25.03.2024 между Заказчиком и ИП Винокуровым Д.А. был заключен контракт N0363600001924000006 на выполнение работ по спилу деревьев детских садов и школ г. Сафоново (далее - контракт) на сумму 899 198,40 руб.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение 3 в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по спилу деревьев детских садов и школ г. Сафоново. Работы по контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N1), содержащими требования, условия, объемы и характеристики выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составляет 899 198,40 рублей, без НДС на основании статьи 346.14 НК РФ.
В цену контракта включены все используемые материалы, все уплачиваемые налоги и другие обязательные платежи (в случае, если они установлены для выполнения данного вида работ законодательством Российской Федерации), транспортные расходы, непредвиденные расходы и прочие расходы, связанные с выполнением контракта. Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта выполнение работ будет, осуществляется во втором квартале 2024 года в течение 60 календарных дней.
В соответствии с пунктом 9.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации либо в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 10.2 контракта данный контракт, вступает в силу со дня его подписания сторонами, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту, но не позднее 31.12.2024.
Как было указано выше, 25.03.2024 между Заказчиком и ИП Винокуровым Д.А. был заключен контракт N0363600001924000006 на выполнение работ по спилу деревьев детских садов и школ г. Сафоново; выполнение работ будет, осуществляется во втором квартале 2024 года в течение 60 календарных дней, т.е. с 01.04.2024 по 30.06.2024 (включительно). 15.04.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх. N269), в котором требовал приступить к выполнению работ по контракту. 23.05.2024 Ответчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором указывал на то, что 4 смета содержит существенные расхождения выполнения работ, а именно: неверно указаны размеры деревьев, подлежащих спилу, что значительно завышает объем работ по контракту, при расчете сметной стоимости неправильно произведен расчет необходимых к выполнению работ деревьев, который применяется при обрезке веток, реальный объем деревьев, подлежащих спилу, значительно превышает объем, указанный в смете, в связи с этим просил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Однако, оценку указанных в письме обстоятельств Заказчик не давал (ни опровергал, ни подтверждал). 29.05.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх. N369), в котором требовал приступить к выполнению работ по контракту. 04.06.2024 Заказчик направил в адрес Ответчика письмо (исх. N389), в котором указывал на то, что по настоящее время работы не выполнены, требовал в течении 10 рабочих дней выполнить обязательства по контракту. В связи с тем, что Ответчиком не были исполнены обязательства по контракту 18.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 18.06.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 28.06.2024.
Как пояснил представитель Ответчика, после осмотра объектов, на которых необходимо было спиливать деревья, им были выявлены расхождения в смете, а именно: неверно указаны размеры деревьев, подлежащих спилу, что значительно завышает объем работ по контракту. В устной форме им была озвучена данная претензия Заказчику, ИП Винокуров Д.А. просил увеличить стоимость контракта и внести изменения в смету, либо расторгнуть контракту по соглашению сторон, однако, Заказчик с данным предложением не согласился, требовал исполнение контракта на объявленных условиях. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. 5 Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком 6 (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает 7 поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. Комиссия Управления, проанализировав изложенное выше отмечает, что достаточных оснований полагать, что Ответчик при исполнении своих обязательств по контракту действовал недобросовестно не имеется, в связи с чем, оснований для включения информации об Индивидуальном предпринимателе Винокурове Денисе Андреевиче в Реестр не имеется. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Муниципальным бюджетным учреждением "Управление коммунального хозяйства" в отношении Индивидуального предпринимателя Винокурове Денисе Андреевиче в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 25.03.2024 N 0363600001924000006, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Спил деревьев детских садов и школ г. Сафоново" (извещение N0363600001924000006), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии Н.А. Мишенькина Члены Комиссии В.В. Шлыкова О.В. Ильюшенкова
2024-3071
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 10 июля 2024 г. N 067/10/104-419/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024