рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК при проведении закупки : "Поставка медицинских изделий" (извещение N 0318300034424000161) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком по позициям 3,5,7,9 и 12 Описания объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.07.2024 г. Заказчиком - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий" (извещение N 0318300034424000161).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Файл "Описание объекта закупки.xls" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заказчиком по позициям N3,5,7,9,12 "Шприц общего назначения" установлены коды КТРУ 32.50.13.110-00004565, 32.50.13.110-00004565, 32.50.13.110-00004568, 32.50.13.110-00004572, 32.50.13.110-00004574 соответственно с указанием следующих дополнительных характеристик:
N |
Наименование товара |
Дополнительные характеристики |
Обоснование |
3 |
Шприц общего назначения Код позиции КТРУ: 32.50.13.110/ 32.50.13.110-00004565 |
Цвет штока: розовый или лимонный |
Цветовая дифференциация мед шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала |
5 |
Шприц общего назначения Код позиции КТРУ: 32.50.13.110/ 32.50.13.110-00004565 |
Цвет штока: розовый или лимонный |
Цветовая дифференциация медицинских шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала. |
7 |
Шприц общего назначения Код позиции КТРУ: 32.50.13.110/32.50.13.110-00004568 |
Цвет штока: розовый или лимонный |
Цветовая дифференциация медицинских шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала. |
9 |
Шприц общего назначения Код позиции КТРУ: 32.50.13.110/32.50.13.110-00004572 |
Цвет штока: Синий или красный |
Цветовая дифференциация медицинских шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала..3686-21. Санитарные правила и нормы...") |
12 |
Шприц общего назначения Код позиции КТРУ: 32.50.13.110/32.50.13.110-00004574 |
Цвет штока: Бежевый или фиолетовый |
Цветовая дифференциация медицинских шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала. |
Таким образом, по вышеуказанным позициям Заказчик установил дополнительную характеристику товара: "Цвет штока" c указанием альтернативы выбора конкретных цветов.
В качестве обоснования дополнительных характеристик указано, что "Цветовая дифференциация медицинских шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала".
Заявитель указывает, что цвет штока-поршня не оказывает никакого существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению, не отражает потребительских свойств товара, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования" устанавливает требования к стерильным инъекционным шприцам однократного применения. П.12 ГОСТ ISO 7886-1-2011 содержит технические характеристики к конструкции штока шприцев. Информация о цвете штока шприцев отсутствует.
Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств в виде подкожного, внутрикожного, внутримышечного и внутривенного введения лекарственных средств и растворов, а также взятие крови из пальца регламентированы в 2024-20337 ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2015 N 200-ст)".
В названном ГОСТе, а именно в таблицах NN4, 5, 6, 7, 8, 9 отражено, что выполнение вышеуказанных процедур осуществляется одноразовыми шприцами.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний от от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21).
В п. 642 СанПиН 3.3686-21 указано, что в целях профилактики передачи ВИЧ при оказании медицинской помощи необходимо обеспечить:
- соблюдение требований к дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации медицинских изделий, а также к сбору, обеззараживанию, временному хранению и транспортированию медицинских отходов, образующихся в МО;
- оснащение медицинским и санитарно-техническим оборудованием, одноразовым инструментарием, расходными материалами, эндоскопическим оборудованием, средствами дезинфекции, стерилизации и индивидуальной защиты. С целью предотвращения перекрестного инфицирования пациентов и медицинских работников необходимо поддержание режима индивидуального применения таких медицинских изделий, как глюкометры, автоматические шприц-ручки, ланцеты, портативные экспресс-анализаторы. Если выделение указанных медицинских изделий для одного пациента невозможно, то необходимо использовать многоразовые медицинские изделия с соблюдением условий безопасной эксплуатации. Изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается;
- соблюдение медицинским персоналом требований к безопасности парентеральных манипуляций, включая правила катетеризации центральных и периферических вен, ухода за катетером, инъекций, инфузий, забора капиллярной и венозной крови и других.
Таким образом, установленное организатором закупки обоснование дополнительной характеристики по позициям NN 3, 5, 7, 9, 12 ""Цветовая дифференциация медицинских шприцев - снижение риска ошибочного введения препарата, облегчение контроля работы среднего медицинского персонала" фактически не является надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, поскольку использование цветных штоков для снижения риска ошибочного введения препарата не является основанием обеспечения безопасности персонала и пациентов, так как достигается соблюдением ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" и требований Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Таким образом, при описании объекта закупки допущены нарушения п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК (комиссии) нарушение п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 июля 2024 г. N 023/06/33-3508/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024