рассмотрев жалобу ООО "Станичный доктор" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного органа - администрации МО Северский район, Заказчика - МБУ ДО СШ N1 пг. Афипского МО Северский район при проведении закупки: "Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования) лиц, занимающихся спортом на различных этапах подготовки" (извещение N 0318300165724000459) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения извещения электронного аукциона.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.07.2024 г. Уполномоченным органом - администрацией МО Северский район размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования) лиц, занимающихся спортом на различных этапах подготовки" (извещение N0318300165724000459).
Заказчик - МБУ ДО СШ N1 пг. Афипского МО Северский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 887 378,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение содержит файл "Описание объекта закупки.docx", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим характеристикам:
1. Описание объекта закупки: 1.1. Цель оказания услуг: Целью медицинского осмотра (в том числе по программе углубленного медицинского обследования) лиц, занимающихся спортом на различных этапах подготовки является определение состояния здоровья для допуска к указанным мероприятиям. 1.2. Виды оказываемых услуг: Услуги по проведению медицинских осмотров лиц, занимающихся спортом, по Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 г N1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) всероссийского физкультурно - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях": - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц III или IV группы здоровья, обучающихся на начальном и спортивно-оздоровительном этапе (до 15 лет и старше 15 лет) Без учета флюорографии, ЭхоКГ, стресс-ЭхоКГ (под нагрузкой), консультации врача-психиатра. - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (до 15 лет и старше 15 лет) Без учета флюорографии, стресс-ЭхоКГ (под нагрузкой), холтеровского мониторирования, КТ/МРТ, осмотра гинеколога, уролога/детского уролога (по возрасту), дерматовенеролога, консультации врача-психиатра. - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, обучающихся на тренировочном этапе (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет) Без учета флюорографии, стресс-ЭхоКГ (под нагрузкой), холтеровского мониторирования, КТ/МРТ, осмотра гинеколога, уролога/детского уролога (по возрасту), дерматовенеролога. - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, обучающихся на начальном и спортивно-оздоровительном этапе (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (девочки и мальчики старше 15 лет). Флюорография - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (девочки до 15 лет и старше 15 лет). Осмотр гинеколога (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Осмотр уролога/детского уролога (по возрасту) (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Осмотр дерматовенеролога (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе, спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Стресс-ЭхоКГ (под нагрузкой) (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Холтеровское мониторирование (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц I или II, III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). КТ/МРТ (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц III или IV группы здоровья, обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). ЭхоКГ (по показаниям) - Услуги по проведению углубленного медицинского осмотра лиц III или IV группы здоровья, обучающихся на тренировочном этапе, спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Консультация врача - психиатра (по показаниям) 1.3. Место оказания услуг: Услуги оказываются в пределах Муниципального образования Северский район в соответствии с рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Транспортировку спортсменов к месту оказания услуг от местонахождения Заказчика и обратно к местонахождению Заказчика Исполнитель осуществляет своими силами и за свой счет, в соответствии с Постановлением Правительства от 23.09.2020 г. N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами".
|
Заявитель пояснил, что п.1.3 Описания объекта закупки указывает на транспортировку спортсменов, в связи с чем, оказываемый перечень медицинских услуг относится к разным видам деятельности , что требует включения в предмет контракта услуги по перевозке пассажиров автобусами.
Согласно извещению объектом закупки является "Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования) лиц, занимающихся спортом на различных этапах подготовки".
В пояснениях Уполномоченный орган указывает, что транспортировка спортсменов, указанная в п.1.3 Описания объекта закупки к месту оказания услуг и обратно, не является самостоятельным объектом закупки, так как по итогам закупки транспортировка может не потребоваться (например, оказание услуг может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада), в связи с чем, выделение в отдельные предмет контракта услуг по перевозке пассажиров, не требуется.
Заявитель также указывает, что в силу положения ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ (ред. От 25.12.2023 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" 24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами и 46) медицинская деятельность подлежит лицензированию, в связи с чем, в силу положения п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчику необходимо установить также требование о предоставлении участниками закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно п.3) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Извещение содержит файл "Требования к заявке на участие в закупке и инструкция по её заполнению (4).docx", где Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а именно:
1.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") предусматривающую оказание работ (услуг).
Подтверждение соответствия: Выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о предоставленной лицензии на осуществление медицинской деятельности по следующим направлениям: - педиатрии или общей врачебной практике (семейной медицине); - терапии или общей врачебной практике (семейной медицине); - акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); - дерматовенерологии; - урологии; -детской урологии-андрологии (в случае если в медицинской организации отсутствует врач - детский уролог-андролог, то в проведении осмотра участвует врач-уролог или врач-детский хирург, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей урологических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по "урологии" или "детской хирургии" соответственно); - хирургии; -детской хирургии (в случае если в медицинской организации отсутствует врач - детский хирург, то в проведении осмотра участвует врач-хирург, прошедший обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей хирургических заболеваний у детей, при этом медицинская организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по "хирургии"); - кардиологии; -детской кардиологии; - клинической лабораторной диагностике; - неврологии; -психиатрии; - оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации); - офтальмологии; - рентгенологии; - спортивной медицине или лечебной физкультуре и спортивной медицине; - медицинским осмотрам профилактическим; - травматологии и ортопедии; - ультразвуковой диагностике; - функциональной диагностике.
Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности; Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях". |
Заказчик указал, что требование к лицам о наличии лицензии по перевозкам пассажиров не установлено, в связи с тем, что предмет закупки - медицинский осмотр.
Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 21.02.2018 N 24-02-03/11100 "О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА", п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Вышесказанное подтверждается позицией ФАС России, озвученной на ВКС от 14.05.2024 г.:
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Станичный доктор" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300165724000459).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 июля 2024 г. N 659/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024