Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) Дозорцевой А.В. (доверенность от 27.06.2024 NГД-205), Егоровой С.Ю. (доверенность от 27.06.2024 NГД-206), Тапиковой В.О. (доверенность от 27.06.2024 NГД-203), Цибизовой Е.В. (доверенность от 27.06.2024 NГД-204), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с обнаружением признаков нарушения Закона о контрактной системе, а также на основании письма ФАС России от 17.06.2024 NПИ/52198/24 провела внеплановую проверку государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) (адрес: 414040, г. Астрахань, ул. Победы, стр.53Л) (далее также - Заказчик, Отделение) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку поручней (перил) для самоподнимания прямых, угловых для социального обеспечения в 2024 году (реестровый N 0225100000524000005), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий (бездействия) субъектов контроля в случае обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Уведомлением NНМ/4846/24 от 08.07.2024 принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку поручней (перил) для самоподнимания прямых, угловых для социального обеспечения в 2024 году (реестровый N 0225100000524000005).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 12.07.2024 в 10 час. 20 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
22.01.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку поручней (перил) для самоподнимания прямых, угловых для социального обеспечения в 2024 году (реестровый N 0225100000524000005) (далее также извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 384 033,26 руб.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе приняты, в том числе:
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102);
- постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением N102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1 Постановления N 102).
Постановлением N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N 617).
Согласно извещению, объектом закупки является поставка поручней (перил) для самоподнимания прямых, угловых для социального обеспечения в 2024 году. При этом закупаемый Заказчиком товар является медицинским изделием, что подтверждается требованием Заказчика о предоставлении в составе заявок участников закупки регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
В соответствии с извещением объект закупки отнесен Заказчиком к коду ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие", который содержится как в Перечне N 1 Постановления N 102, так и в Перечне Постановления N 617.
В извещении Заказчиком одновременно установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N617 и ограничение допуска в соответствии с Постановлением N102, что является неправомерным в связи со следующим.
Перечень N 1 Постановления N 102 содержит в себе указание на коды товаров по ОКПД2, а также указание на наименования вида медицинских изделий.
При этом согласно примечанию к Перечню N 1 Постановления N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при установлении ограничения в соответствии с Постановлением N102 заказчик руководствуется наличием совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в Перечне 102.
В данном случае в Перечне N 1 Постановления N 102 указан как код 32.50.22.129, так и наименование закупаемого Заказчиком товара - поручни (перила) для самоподнимания прямых, угловых.
Перечень Постановлением N617 содержит код ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие".
То есть, Перечень N 1 Постановления N 102 содержит более уточненный код ОКПД2.
Минпромторг России письмом от 05.06.2020 N39247/12 "О разъяснении некоторых положений постановлений N 616 и N 617" по вопросу "пересечения" отдельных кодов ОКПД2 разъяснил, что в целях определения нормативного правового акта, в соответствии с которым необходимо применять соответствующие ограничения, необходимо руководствоваться более "уточненным" кодом.
Следовательно, Постановление N102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне N 1 Постановления N 102.
При этом в случае несовпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне N 1 Постановления N 102 применяется Постановление N 617.
Указанное подтверждается также письмами Минфина России от 30.03.2020 N 24-03-08/25087, от 17.02.2020 N 24-03-07/10737 и от 15.07.2020 N 24-03-07/61763, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 N 09АП-20608/2021 по делу N А40-235067/2020.
Учитывая, что в данном случае совпадают как наименование вида закупаемого изделия, так и код по ОКПД2, Заказчику надлежало установить ограничения только по Постановлению N102.
Установление Заказчиком ограничения по Постановлению N617 является излишним и нарушает положения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что в связи с тем, что по итогам проведения электронного аукциона, данный аукцион признан несостоявшимся (ни подано ни одной заявки), основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии отсутствуют.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (ОСФР по Астраханской области) нарушившим ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку поручней (перил) для самоподнимания прямых, угловых для социального обеспечения в 2024 году (реестровый N 0225100000524000005).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Балтыкова Е.М.
Члены Комиссии
Крупина Е.М.
Русскина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 июля 2024 г. N 030/10/99-758/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024