Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Канаева И.С. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления, - Клевцова А.А. - член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Ражев С.В. - член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видеоконференцсвязи:
- Зарывину М.М. - представителя Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода (доверенность N24/33-01-01-13/2024 от 15.07.2024), - Волкова И.М. - представителя ООО "Южуралстрой" (доверенность б/н от 09.01.2024), - Егориной И.В. - представителя ООО "Южуралстрой" (доверенность б/н от 09.01.2024), осуществив проверку по факту одностороннего отказа Администрацией Нижегородского района города Нижнего Новгорода (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Южуралстрой" (далее также - ООО "Южуралстрой", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по текущему ремонту искусственных дорожных сооружений (надземный пешеходный переход - мост через Зеленский съезд) в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в 2024 году", номер извещения 0132300007524000117, 2024-14925 2
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту. Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 21.02.2024 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" - размещено извещение электронного аукциона. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 5 738 764,90 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 NИЭА1 общество и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом аукционная комиссия заказчика приняла решение заключить контракт с ООО "Южуралстрой" по цене 4 332 767,41 рублей.
3) 11.03.2024 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским 2024-14925 3 законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее. Разделом 1 Контракта определен предмет договора: "1.1.
Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонту искусственных дорожных сооружений (надземный пешеходный переход - мост через Зеленский съезд) в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода в 2024 году (далее - работы) в соответствии с условиями контракта, в том числе с Ведомостью объемов работ (Приложение N 1 к контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ Заказчику, который обязуется принять результат работы и оплатить его в сроки, установленные настоящим контрактом.
1.2. Классификация работ: ОКПД2: 42.13.20.100 "Работы строительные по строительству мостов и тоннелей.
1.3. Место выполнения работ: надземный пешеходный переход - мост через Зеленский съезд в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода.
1.4. Результатом работ являются выполненные работы, указанные в пункте 1.1. контракта, с использованием материалов Подрядчика, в соответствии с условиями настоящего контракта, установленными действующими нормами, правилами и государственными стандартами.
1.5. Настоящий контракт заключен по результатам определения подрядчика путем проведения электронного аукциона (Протокол ЭА-120.24 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0132300007524000117 от 29.02.2024)".
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено: 27.06.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта NИсх-01-08-364443/24 от 27.06.2024.
Основанием для принятия вышеуказанного Решения является следующее: "Подрядчик не приступил к выполнению работ с 13.06.2024 года. В ходе исполнения Подрядчиком условий Контракта стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом до окончания срока выполнения работ, установленного Контрактом".
Согласно пункту 3.1. Контракта, срок выполнения работ: с 10 мая 2024 года в течение 60 календарных дней. 13 мая 204 года Подрядчик приступил к тем видам работ, которые возможно было исполнить. 02 мая 2024 года был заключен договор N213-2024 с ООО "Велес НН" для проведения обмерных работ. 22 мая 2024 года ООО "Велес НН" в адрес Подрядчика были направлены материалы обследования: обмерные чертежи пешеходного Зеленского моста и материалы фотофиксации обнаруженных дефектов.
В результате обследования площадь именно бетонных поверхностей покрытия моста и лестниц подлежащих очистке составляет 255,0 м.кв., площадь поверхности опор - 485 м.кв. По этому поводу велась переписка с Заказчиком и он был заранее уведомлен о несоответствии объемов. В связи с этими обстоятельствами, письмом исх. N 15-НН от 05.06.2024 г Подрядчик уведомляет Заказчика, что в целях выполнения работ по контракту подрядчиком были произведены обмерные работы трехмерного лазерного сканирования с созданием облака точек и для надземного пешеходного переход - мост через Зеленский съезд, в ходе которых было выявлено не соответствие фактических объёмов работ, с теми 2024-14925 4 которые представлены в Приложении N2 к контракту (локальном сметном расчете), а именно:
1. Площадь покрытия и лестниц - 255,0 м"2. Площадь поверхности опор - 485,0 м"2 На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель Заказчика с указанными несоответствиями не согласился. Письмом N13-НН от 15.05.2024 года Общество уведомило Заказчика, что в ходе осмотра объекта при принятии его для проведения работ было выявлено, что в дефектной ведомости и сметном расчете не учтены некоторые виды работ. Письмом от 17 мая 2024 года NИсх-01-08-283138/24 Заказчик указан, что п.2.7 Контракта предусмотрено увеличение объема и стоимости работ. Письмом исх.N 01-08-279921/24 Заказчик попросил в период с 20.05.2024 года по 28.05.2024 года прекратить работы и произвести благоустройство, в связи со служебной необходимостью. А также просили в срок до 19.05.2024 года восстановить демонтированное асфальтобетонное покрытие. Письмом за исх.N 01-08 - 306931/24 Заказчик попросил Общество 29 мая 2024 года по 12 июня 2024 года прекратить работы, в связи со служебной необходимостью. На Заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители Общества пояснили, что Подрядчик 24.06.2024 года вновь приступил к выполнению работ. 27.06.2024 года Подрядчиком было направлено письмо исх.N 13-НН от 27.06.2024 г. о приостановке работ до получения от Заказчика ответов на поставленные в письмах Общества вопросы, решение которых необходимо для надлежащего исполнения Обществом своих обязательств по контракту. 27.06.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта NИсх-01-08-364443/24 от 27.06.2024.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением 2024-14925 5 поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 27.06.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 27.06.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 27.06.2024 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе 2024-14925 6 от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 09.07.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-Пи от 21.11.2002 N15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. 2024-14925 7 Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Южуралстрой" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные Администрацией Нижегородского района города Нижнего Новгорода об ООО "Южуралстрой", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.С. Канаева Члены комиссии: А.А. Клевцова С.В. Ражев Исп.Ражев С.В. тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703 2024-14925
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 16 июля 2024 г. N РНП 52-200-24-СВ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024