Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Члены Комиссии: Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии представителей: заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" (далее - МКУ "УДХБ г. Кургана", Заказчик) Деминой О.Б., действующей на основании доверенности N 9 от 06.06.2024, Общества с ограниченной ответственностью "АСТРА-СК" (далее - ООО "АСТРА-СК", Подрядчик, Общество) генерального директора ООО "АСТРА-СК" Доможирова В.А. (представлено решение единственного учредителя Общества от 10.07.2020), рассмотрев обращение Заказчика - МКУ "УДХБ г. Кургана" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "АСТРА-СК", генеральном директоре ООО "АСТРА-СК" Доможирове Василии Андреевиче, в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке Заказчиком, согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной этой статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 этой статьи, из реестра недобросовестных поставщиков. Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно пункту 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона, и с учетом Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 04.07.2024 поступило обращение МКУ "УДХБ г. Кургана" (вх. N 2912/24 от 04.07.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "АСТРА-СК", генеральном директоре ООО "АСТРА-СК" Доможирове Василии Андреевиче, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов NN 58, 64, 72, 74, 97А, 103 по ул. К. Мяготина (номер реестровой записи в реестре контрактов 3450113933923000030).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее. По результатам открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0843500000223001681), проведенного 14.04.2023, ООО "Астра-СК" признан победителем, между МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" и Подрядчиком был заключен Муниципальный контракт N 91 от 25.04.2023 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов NN 58, 64, 72, 74, 97А, 103 по ул. К. Мяготина (далее - Контракт) на общую сумму 5 706 501,48 рублей. В соответствие с пунктом 3.1 Контракта, срок выполнения работ - с 28.04.2023, но не ранее даты подписания Контракта по 15.10.2023. Нарушение срока выполнения работ по Контракту более чем на 20 дней является существенным нарушением условий данного Контракта и может служить основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с начислением неустойки (штраф и пени) согласно Разделу 11 Контракта. Разделом 6 Контракта установлены обязанности Подрядчика, в соответствие с которыми: 6.2.2. Выполнить все предусмотренные Контрактом работы в соответствии с условиями Контракта, Технического задания, Ведомостью объемов и стоимости работ и сдать результаты выполненных работ Заказчику по электронному акту выполненных работ. Обеспечивать устранение выявленных недостатков за свой счёт и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков. 6.2.3. Обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с техническим заданием, ведомостью объемов стоимости работ, требованиями нормативных документов и сдать объект Заказчику в состоянии, позволяющем его эксплуатацию в соответствии с требуемыми условиями обеспечения безопасности дорожного движения, в сроки, предусмотренные разделом 3 Контракта. 6.2.6.
В течение 10 рабочих дней, с даты заключения Контракта, разработать и представить на утверждение Заказчику график выполнения работ с разбивкой по месяцам и видам работ, подписанный Подрядчиком и скрепленный печатью Подрядчика. 6.2.14.
Пригласить Заказчика для приемки выполненных работ, в порядке, установленном разделом 9 Контракта. 6.2.26.
По запросу Заказчика предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта. 10.1.
Подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные Контрактом. 11.8.
Подрядчик несет ответственность за реализацию в натуре проектных решений, за качество и объем выполненных работ, сроки, оговоренные Контрактом. В соответствие с пунктом 14.1, Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 14.2 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае нарушение Подрядчиком срока окончания выполнения работ, предусмотренных Контрактом, более чем на 20 дней. В связи с нарушение сроков исполнения работ Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.12.2023 N 1033 (размещено в ЕИС от 06.12.2023), указанное решение было отменено письмом от 18.12.2024 исх. N 1083 (размещено в ЕИС от 18.12.2023).
По состоянию на 17.05.2024 работы в полном объеме не исполнены. Подрядчику посредством электронного сообщения на адрес электронной почты, указанный в контракте, направлялось письмо от 17.05.2024 исх. N 303 с предложением исполнить пункты 6.2.6, 6.2.3 Контракта в срок до 25.04.2024, направить утвержденный график производства работ со сроком окончания выполнения работ до 01.07.2024.
Кроме того, Подрядчику посредством электронного сообщения на адрес электронной почты, указанный в контракте, направлялся запрос от 17.05.2024 исх. N 304 с предложением предоставить в срок до 22.05.2024 достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе сложностях, возникающих при исполнении Контракта (пункт 6.2.26 Контракта). По состоянию на 20.06.2024 Подрядчиком работы по Контракту выполнены не в полном объеме, кроме того, не исполнены пункты 6.2.6, 6.2.3, 6.2.26 Контракта. Нарушение срока выполнения работ по Контракту более чем на 20 дней является существенным нарушением условий данного Контракта и может служить основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Сведений о причинах неисполнения Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, в адрес Заказчика не поступало.
Таким образом, не выполнение Подрядчиком работ порождает у Заказчика право на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствие с пунктом 14.2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. В связи с вышеизложенным, на основании пункта 3 статьи 708, пункта 2 статьи 405 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 14.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с нарушение Подрядчиком сроков начала и окончания выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой надлежащего уведомления будет считаться дата поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой поступления считается дата размещения Заказчиком такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "АСТРА-СК", генеральном директоре ООО "АСТРА- СК".
Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы и сведения,
установила
следующее. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" 04.04.2023 в ЕИС размещено извещение N 0843500000223001681 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов NN 58, 64, 72, 74, 97А, 103 по ул. К. Мяготина. Заказчиком является - Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана". Начальная (максимальная) цена контракта - 5 735 177,37 рублей.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанном аукционе было подано 2 заявки (из них соответствует требованиям: 2; отклонено: 0), по итогам проведения аукциона в качестве победителя определен участник с идентификационным номером 2 (ООО "АСТРА-СК"). 25.04.2023 между МКУ "УДХБ г. Кургана" и ООО "АСТРА-СК" заключен контракт N 91 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов NN 58, 64, 72, 74, 97А, 103 по ул. К. Мяготина.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Заказчик воспользовавшись своим правом, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 91 от 25.04.2023.
В силу положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 этой статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 этой части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 этой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 20.06.2024 сформировано, подписано и размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта автоматически с использованием ЕИС направлено ООО "АСТРА-СК" 20.06.2024 15:14 (МСК).
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 этой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение МКУ "УДХБ г. Кургана" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 02.07.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссией Курганского УФАС России нарушения порядка размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также порядка направления в контрольный орган в сфере закупок обращения о включении сведений об ООО "АСТРА-СК", генеральном директоре ООО "АСТРА-СК", не установлены. Проанализировав положения Контракта N 91 от 25.04.2023 Комиссия Курганского УФАС России
установила
следующее. Срок выполнения работ: с 28.04.2023, но не ранее даты подписания Контракта по 15.10.2023.
Нарушение срока выполнения работ по Контракту более чем на 20 дней является существенным нарушением условий данного Контракта и может служить основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, с начислением неустойки (штраф и пени) согласно Разделу 11 Контракта (пункт 3.1 Контракта). Раздел 5 Контракта перечисляет права и обязанности Заказчика, среди которых в том числе следующие: Заказчик имеет право требовать от Подрядчика надлежащего выполнения поручаемых работ в соответствии со сметной документацией, техническим заданием, ведомостью объемов работ и условиями настоящего Контракта (пункт 5.1.2 Контракта). 5.1.4.
Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения работ по Контракту, не вмешиваясь при этом в хозяйственную деятельность Подрядчика. Осуществлять осмотр и контрольные обследования, проводить выборочные проверки, измерения, испытания и пробы при ведении работ. 5.1.5.
Заказчик имеет право в целях осуществления контроля качества выполнения работ, заключать договоры на услуги по контролю качества выполнения работ со специализированной инженерной организацией (далее - инженерная организация). Заказчик, представители Заказчика и инженерной организации имеют право:
- беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время суток в течение всего периода благоустройства;
- производить любые измерения, испытания для контроля качества выполненных работ;
- производить соответствующие записи в общем журнале работ.
В соответствии с пунктом 5.1.6 Контракта Заказчик имеет право выдавать указания Подрядчику о запрещении применения методов производства работ, материалов, конструкций, не обеспечивающих необходимый уровень качества работ. Указания выдаются Заказчиком или уполномоченными им лицами в письменном виде на имя Подрядчика с указанием даты подписания, срока исполнения и фиксируются в общем журнале работ. Запись в журнале также имеет статус указания. Указания обязательны для исполнения Подрядчиком и являются основанием для применения мер ответственности, предусмотренных Контрактом за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение, содержащихся в них требований. Указания должны храниться у Подрядчика на протяжении срока действия Контракта. Не подписывать акты о приемке выполненных работ до устранения выявленных замечаний.
В силу пункта 5.2.1 Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 5.2.3 Контракта гласит, что Заказчик обязан своевременно предоставлять разъяснения и уточнения по запросам Подрядчика в части выполнения работ в соответствии с условиями Контракта. Заказчик обязан рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ, при получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок (пункт 5.2.5 Контракта). В разделе 6 Контракта оговорены права и обязанности Подрядчика Пункт 6.1.2 Контракта предусматривает, что Подрядчик имеет право запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках Контракта. Требования Подрядчика представляются в письменном виде, должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия Контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика. Положениями пункта 6.2.3 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с техническим заданием, ведомостью объемов работ, сметной документации, требованиями нормативных документов и сдать объект Заказчику в состоянии, позволяющем его эксплуатацию в соответствии с требуемыми условиями обеспечения безопасности дорожного движения, в сроки, предусмотренные разделом 3 Контракта. Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- обстоятельств, угрожающих сохранности или прочности сооружения;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий исполнения его указаний о способе выполнения работы;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создают невозможность ее завершения в срок (пункт 6.2.13 Контракта).
В силу пункта 6.2.14 Контракта Подрядчик обязан вести с момента начала работ на объекте и до их завершения оформленный и заверенный в установленном порядке общий журнал работ, исполнительно-техническую документацию, осуществлять своими силами операционный контроль выполняемых им работ. Акцентируя внимание на вышеуказанных пунктах рассматриваемого Контракта, Комиссия Курганского УФАС России не оспаривает права и наличия оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Вместе с тем, в ходе рассмотрения обращения МКУ "УДХБ г. Кургана", Комиссией контрольного органа в сфере закупок было установлено, что исполнение принятых на себя обязательств в полном объеме со стороны ООО "АСТРА-СК" было вызвано и рядом объективных причин. Комиссией установлено, что из цены Контракта 5 706 501,48 рублей, Заказчиком приняты без замечаний и оплачены работы на сумму 2 621 846,40 рублей, что составляет 45,9 %.
Как следует из пояснений представителей сторон, а также документов, представленных в материалы дела, размещенных в реестровой записи в ЕИС, на всех объектах, предусмотренных Контрактом Подрядчиком не выполнены работы по укладке финишного покрытия из асфальтобетонной смеси. Комиссией установлено, что принятые Заказчиком работы выполнены Подрядчиком в октябре 2023 года, поскольку укладка асфальтобетонных смесей в зимний период не предусмотрена строительными нормами, ООО "АСТРА-СК" планировало выполнить оставшийся объем работ в 2024 году при наличии необходимых температурных условий. Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 6.2.14 Контракта Подрядчиком были оформлены общие журналы работ на каждый из объектов (копии журналов приобщены к материалам дела), вместе с тем, в данных журналах работ, которые по письму (исх. N 390 от 09.02.2024) были переданы Заказчику, не имеется замечаний ответственного уполномоченного лица Заказчика о том, что у МКУ "УДХБ г. Кургана" имеются замечания к качеству или срокам выполнения работ на объектах, отсутствуют указания, хотя внесение таких требований вытекает из содержания пунктов 5.1.4, 5.1.5, 5.2.1 Контракта. Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с письмом (исх. N 90а от 19.05.2023) Подрядчик просил Заказчика согласовать график выполнения работ, как это и предусмотрено условиями Контракта, вместе с тем, генеральный директор ООО "АСТРА-СК" указывает, что возможность выполнения работ в соответствии с графиком зависит от проведения (завершения работ) по улице Коли Мяготина. Аналогичного содержания, представленные в материалы дела, следующие письма Подрядчика (исх. N 128 от 20.06.2023, исх. N 164 от 04.07.2023, N 197 от 25.07.2023).
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в данном письме под проведением (завершением работ) Подрядчик имел ввиду окончание работ по реконструкции и замене магистральных сетей водоотведения, располагающихся под дорожным полотном проезжей части улицы К. Мяготина, а также проведение работ по восстановлению дорожной одежды по данной улицы для обеспечения примыкания проездов и дорожного покрытия проезжей части. В ходе заседания Комиссии генеральным директором ООО "АСТРА-СК" также были даны пояснения, что возможность выполнения полного комплекса работ на предусмотренных Контрактом объектах обеспечена не была, поскольку ввиду отсутствия проезда к объектам со стороны улицы, выполнить все работы не представлялось возможным. О наличии данных обстоятельств и обращении с указанием этих причин затягивания исполнения обязательств по Контракту свидетельствует и письмо Заказчика (исх. N 143-00927/23 от 09.08.2023), согласно которому директор МКУ "УДХБ г. Кургана" пишет, что сообщить точную дату, когда будет обеспечен беспрепятственный доступ строительной техники на дворовые территории многоквартирных домов с номерам 58, 64, 72, 74, 97А, 103 по ул. К. Мяготина со стороны улицы К. Мяготина не представляется возможным. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что работы по укладке асфальта на участке улицы К. Мяготина, в пределах которого расположены объекты рассматриваемого Контракта, начаты подрядной организацией в июне 2024 года. Принимая решение об отказе во включении сведений в отношении ООО "АСТРА-СК", его генерального директора, Комиссией Курганского УФАС России было установлено, что в десятидневный период, предусмотренный положениями статьи 95 Закона о контрактной системе Подрядчиком приняты меры к устранению нарушений, явившихся причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Из пояснений генерального директора Общества следует, что после того, как ему стало известно о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, им были приняты меры к исполнению принятых обязательств в полном объеме, работники ООО "АСТРА-СК" приступили к выравниванию щебеночного основания, для дальнейшей укладки асфальтового покрытия. В подтверждение принятия мер со стороны Общества в материалы дела представлены копии путевых листов на специальную технику, задействованную в этой работе, копии табелей учета рабочего времени сотрудников, которые выполняли данные виды работ, представлены фотоматериалы с объектов, перечисленных в Контракте. Проанализировав все представленные документы и сведения, устные пояснения представителей сторон, а также сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Контрольный орган в сфере закупок в соответствии с положениями действующего законодательства рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.
Решение контрольного органа должно содержать оценку доводов лица, в отношении которого поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. Контрольным органом должна даваться оценка действиям поставщика (подрядчика, исполнителя) как в период, предшествующий дате принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и после этой даты, поскольку оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для оценки действий такого лица с позиции их добросовестности, даже несмотря на то, что в установленный срок контракт победителем не был исполнен или был исполнен частично. Принимая решение об отказе во включении сведений об ООО "АСТРА-СК", его генеральном директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Курганского УФАС России исходила из того обстоятельства, что Заказчиком не доказан факт ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Общества, в материалы дела не представлено объектных доказательств, что в ходе исполнения Контракта ООО "АСТРА-СК" вело себя недобросовестно. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России доказательств обратного со стороны Заказчика в материалы дела не представлено. Вместе с тем, в материалы дела со стороны ООО "АСТРА-СК" представлены документы, подтверждающие частичное исполнение принятых по Контракту обязательств, а также принятия мер по исполнению Контракта в период вступления решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в законную силу.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия Курганского УФАС России не может принять решение о включении сведений об ООО "АСТРА-СК", генеральном директоре ООО "АСТРА-СК" в Реестр недобросовестных поставщиков, поскольку документами и сведениями, представленными в материалы дела подтверждается принятие Подрядчиком необходимых мер для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России, приходит к следующим выводам. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29- 3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика. Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения или исполнения контракта. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие исполнение принятых на себя обязательств со стороны ООО "АСТРА-СК".
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях ООО "АСТРА-СК", ненадлежащим образом исполнившего Контракт, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по исполнению Контракта. По смыслу норм Закона о контрактной системе, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения и исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что лицо употребило свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного, контрольный орган, при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, на основании исследования, имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссией Курганского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "АСТРА-СК", не выявила. Комиссия Курганского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "АСТРА-СК", его генеральном директоре в Реестр недобросовестных поставщиков. С учетом вышеуказанных конкретных обстоятельств дела, Комиссия Курганского УФАС России посчитала, что включение сведений о Подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерной санкцией за допущенное им нарушение требований Закона о контрактной системе, поскольку действия Общества, несмотря на факт ненадлежащего исполнения условий контракта, фактически не были направлены на умышленное, злостное уклонение от исполнения контракта.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АСТРА-СК", генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "АСТРА-СК" Доможирова Василия Андреевича в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: А.А. Голуб М.П. Чеботина
2024-2443
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 10 июля 2024 г. N 045/10/104-387/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024