Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видеоконференцсвязи представителя Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЕКС" (далее - ООО "РОЛЕКС", Общество) Баймурзаевой Ш.А., действующей на основании доверенности б/н от 11.07.2024, в отсутствии представителей заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Катайская центральная районная больница" (далее - Заказчик, ГБУ "Катайская ЦРБ"), о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явка представителей не обеспечена, 12.07.2024 в адрес Курганского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении обращения Заказчика в отсутствии представителя ГБУ "Катайская ЦРБ", в отсутствии представителей директора ООО "РОЛЕКС" Потоскуева Ильи Сергеевича, о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в ЕИС, явка представителей не обеспечена, ходатайств о рассмотрении обращения ГБУ "Катайская ЦРБ" в отсутствие представителя в Курганское УФАС России не поступало, рассмотрев обращение Заказчика - "Катайская ЦРБ" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об Обществе с ограниченной ответственностью "РОЛЕКС", директоре ООО "РОЛЕКС" Потоскуеве Илье Сергеевиче, в связи с уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 11.07.2024 поступило обращение ГБУ "Катайская ЦРБ" (вх. N 3001/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "РОЛЕКС", директоре ООО "РОЛЕКС" Потоскуеве Илье Сергеевиче, в связи уклонением участника электронного аукциона от подписания контракта на поставку медицинского оборудования (центрифуга медицинская) (извещение N 0343300002524000030).
Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 20.06.2024 Заказчиком на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение N 0343300002524000030 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (центрифуга медицинская).
В силу части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 этой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" этого пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 данной статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2024 установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 5 заявок (из них соответствует требованиям: 5; отклонено: 0), по итогам проведения электронного аукциона в качестве победителя определен участник с идентификационным номером 225 (ООО "РОЛЕКС").
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 этой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном этой статьей. Часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе определяет, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 этой статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона, положений статей 28 и 29 Закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" этого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона, положений статей 28 и 29 Закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных Законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 этой части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 этой части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 этой части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных этим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 этой статьи.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчиком 02.07.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ООО "РОЛЕКС".
Комиссий Курганского УФАС России установлено, что в регламентированный срок до 23:59 09.07.2024 ООО "РОЛЕКС" проект контракта не подписало, поскольку 09.07.2024 в 10:26 (МСК) направило в адрес Заказчика протокол разногласий. 09.07.2024 в 15:43 (МСК+2) Заказчиком размещен доработанный проект контракта, после чего регламентированный срок для подписания со стороны Общества стал 23:59 10.07.2024.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи) и частью 5 статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи;
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 этой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе). Вместе с тем, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в указанный срок Обществом проект контракта не подписан, что подтверждается сведениями из личного кабинета Заказчика, которому пришло уведомление об уклонении участника закупки от заключения контракта 11.07.2024 в 02:03 (МСК+2).
Во исполнение требований части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 11.07.2024 сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта. В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС, а также устные пояснения представителя Заказчика. Нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения сторон, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. На заседании Комиссии представитель ООО "РОЛЕКС" пояснил следующее. Контракт на подписание победителю закупки был прислан своевременно и в соответствии с требованиями законодательства. Однако в предусмотренный законом срок победителем закупочной процедуры контракт заключен не был, в связи с чем Заказчик признал участника уклонившимся от заключения от контракта 11.07.2024.
Представитель Общества пояснил Комиссии Курганского УФАС России, что уклонение от подписания контракта произошло ввиду ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей со стороны ответственного лица за участие в закупочных процедурах, что является дисциплинарным проступком, согласно приказу N 01/07/24 от 01.06.2024 данный сотрудник назначен ответственным лицом за подписание контрактов и договоров. В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей этот сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности согласно приказу N 11/07/24 от 11.07.2024.
Таким образом, уклонение от подписания контракта произошло по вине сотрудника, ненадлежащим образом исполнившего трудовые обязанности. В качестве подтверждения намерения исполнить контракт победителем закупочной процедуры было внесено обеспечение исполнения контракта в размере 5 % от цены контракта, что подтверждается независимой гарантией, выданной коммерческим банком "Газтрансбанк" (копия представлена в материалы дела). Представитель Общества пояснил Комиссии Курганского УФАС России, что ООО "РОЛЕКС" активно участвует в закупках, объективно имело возможность надлежащим образом исполнить контракт, за весь период деятельности Общество заключило и исполнило надлежащим образом более 223 контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур в рамках Закона о контрактной системе, предметами контрактов являются аналогичные услуги. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в регламентированный срок Обществом проект контракта не был подписан, обеспечение исполнения контракта Обществом Заказчику не представлено, следовательно, у Заказчика имелись законные основания признать ООО "РОЛЕКС" уклонившимся от подписания контракта. Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ООО "РОЛЕКС" не имело умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду того, что сотрудник, отвечающий за подписание контрактов и работу в ЕИС, неправильно рассчитал срок подписания контракта. Кроме того, в материалы дела со стороны Общества представлены документы, подтверждающие принятие мер для заключения и надлежащего исполнения условий контракта с ГБУ "Катайская ЦРБ". Из содержания документов следует, что Обществом были приняты меры для обеспечения исполнения контракта, оформлена независимая гарантия N ЭГ- 1464133/24 от 08.07.2024.
Кроме того, Обществом представлена копия письма SIA "ELMI", согласно которому ООО "РОЛЕКС" является официальным дилером данной фирмы производителя медицинского оборудования, в том числе центрифуг, на территории Российской Федерации. Законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Надлежащих доказательств совершения Обществом виновных умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта с Заказчиком в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к публично-правовой ответственности в виде включения сведений об Обществе и его директоре Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Кроме того, в регламентированные сроки подписания контракта со стороны Общества приняты меры для его подписания и исполнения.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, а также представленные документы и сведения Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "РОЛЕКС", директоре ООО "РОЛЕКС" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг,
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЕКС", директора Общества с ограниченной ответственностью "РОЛЕКС" Потоскуева Ильи Сергеевича в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.М. Стрижова М.П. Чеботина
2024-2538
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 июля 2024 г. N 045/10/104-401/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2024