Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 09.07.2024 N 208/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "КОВАЛЕНТ"" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей Заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности), (по доверенности), ООО "КОВАЛЕНТ" - (предъявлен паспорт), рассмотрев жалобу ООО "КОВАЛЕНТ" на положения извещения об электронном аукционе "Поставка медицинских изделий Неонатальный дыхательный контур на 2025 г." (N закупки 0826500000924003822), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "КОВАЛЕНТ" (далее - Заявитель) на положения извещения об электронном аукционе "Поставка медицинских изделий Неонатальный дыхательный контур на 2025 г." (N закупки 0826500000924003822) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с нарушением заказчиком правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, а именно, по мнению Заявителя, Заказчик обязан устанавливать стандартные характеристики товара, т.е. характеристики в соответствии с национальной системой стандартизации, вместе с тем, Заказчиком установлены нестандартные характеристики, такие как "с гибким переходником < 5 мм", "со стороны пациента Y-образным коннектором с разъемом 15F со съемной крышкой с держателем - наличие", "клинически чистое", при этом отсутствует обоснование данных характеристик. Как указывает Заявитель, Заказчик, устанавливая нестандартные показатели, ограничивает допуск участников закупки, и нарушает правила ст. 33 Закона о контрактной системе, так как не обосновывает необходимость применения нестандартных показателей.
Кроме того, Заказчиком установлены несуществующие характеристики, а именно, размеры коннекторов "22-М/22-М-15F", которые не изготавливаются ни одним производителем. Одновременное наличие таких характеристик как "стенки трубок имеют микроячеистую структуру", "экспираторная часть с водяной ловушкой", "совместимы с увлажнителями "Fisher & Paykel MR850" невозможно, поскольку, как отмечает Заявитель, контуры, требуемые Заказчику выпускает только компания "Fisher & Paykel", однако они поставляются без "водяных ловушек".
Представитель Заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "КОВАЛЕНТ", с доводами, изложенными в жалобе не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "КОВАЛЕНТ", ознакомившись с представленными возражениями, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.06.2024 размещено извещение об Электронном аукционе и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Поставка медицинских изделий Неонатальный дыхательный контур на 2025 г.".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 688 752 рубля 51 копейка.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КОВАЛЕНТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки" (Приложение N1 к Электронному аукциону), размещенном в составе извещения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162 - ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг) если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
На основании изложенного у Заказчика отсутствовала установленная пунктом 6 Правил использования КТРУ обязанность включить в описание товара, работы, услуги обоснования необходимости использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ.
Относительно доводов, изложенных в жалобе, представитель Заказчика пояснила, что Заказчиком установлено значение показателя "с гибким переходником < 5 мм", поскольку переходник не должен быть ригидным, то есть не должен быть изготовлен из неподдающихся изменению формы пластиков. Данное условие необходимо для обеспечения герметичности дыхательной системы. Установление значения показателя "со стороны пациента Y-образный коннектор с разъемом 15F со съемной крышкой с держателем - наличие", необходимо для использования медицинским персоналом, поскольку при открытии порта крышка фиксируется на держателе, что предотвращает падение крышки. Значение показателя "клинически чистое" подразумевает, что товар произведен и запакован в клинически чистых условиях. Все вариации данной характеристики, отличающиеся от характеристики "стерильный", являются не стерильными, в том числе и клинически чистые изделия.
Из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что требование к терминологии при описании объекта закупки не установлено в Законе о контрактной системе. Несогласие заявителя с избранными заказчиком формулировками и описанием своих потребностей не свидетельствует об отсутствии у заказчика таких потребностей и не противоречит положениям законодательства, регулирующего контрактную систему. Из положений Закона о контрактной системе следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Дополнительно Заказчик отметила, что законодательством о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчиков покупать продукцию, полностью соответствующую тому или иному ГОСТу. Кроме того, закупаемый товар не содержится в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Из жалобы следует, что Заказчиком установлены несуществующие характеристики, а именно, размеры коннекторов "22-М/22-М-15F", которые не изготавливаются ни одним производителем. Одновременное наличие таких характеристик как "стенки трубок имеют микроячеистую структуру", "экспираторная часть с водяной ловушкой", "совместимы с увлажнителями "Fisher & Paykel MR850" невозможно, поскольку, как отмечает Заявитель, контуры, требуемые Заказчику выпускает только компания "Fisher & Paykel", однако они поставляются без "водяных ловушек".
Заказчик, возражая против указанных доводов, пояснил, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2024 NИЭА1 на участие в данной закупочной процедуре подано три заявки участников, двое из которых признаны соответствующими требованиям извещения, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и возможности сформировать заявку на участие в закупке.
Относительно дополнительных доводов к жалобе о недостоверности сведений, относительно характеристик, соответствующих потребностям заказчика, представители уполномоченного учреждения и Заказчика пояснили, что прямой обязанности по проверке представленных в составе заявки сведений о характеристиках предлагаемого к поставке товара Закон о контрактной системе на членов закупочной комиссии не возлагает.
Также представитель Заказчика пояснила, что согласно ответов представителей производителей на территории РФ под описание объекта закупки, составленного Заказчиком к поставке предложены медицинские изделия следующих производителей:
1 позиция
Производитель 1 |
Производитель 2 |
Производитель 3 |
ФСЗ 2009/03551 от 08 июня 2021 года. Производитель: "Интерседжикал Лтд.", Великобритания |
ФСЗ 2011/09111 от 15 февраля 2022 года. Производитель: ООО "Фишер энд ПэйкелХелскэр", Новая Зеландия |
ФСЗ 2012/12928 от 13 января 2020 года. "Грейт Групп Медикал Ко., Лтд.,Тайвань. |
2 позиция
Производитель 1 |
Производитель 2 |
ФСЗ 2012/12928 от 13 января 2020 года. Производитель: "Грейт ГрупМедикал Ко., Лтд.", Тайвань |
РЗН 2014/1416 от 15 февраля 2022 года. Производитель: ООО "Фишер энд ПэйкелХелскэр", Новая Зеландия |
На основании изложенного следует, что установленные Заказчиками требования в описании объекта закупки не препятствуют участию Заявителя в рассматриваемом аукционе, не ограничивают конкуренцию, поскольку предусматривают возможность участникам аукциона конкурировать по всем установленным заказчиками требованиям.
Таким образом, препятствий для подачи заявки на участие у Заявителя не имелось.
При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КОВАЛЕНТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 июля 2024 г. N 031/06/106-356/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024