Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Управление) по контролю закупок в составе: председателя комиссии - Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов комиссии: Лебедева М.А., главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Мацневой С.В., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти (далее - Комиссия), посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf, при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЕКСИТИ" (далее - Заявитель): Медведева И.А., 2 заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" (далее - Заказчик): Михалева А.А., уполномоченного органа - администрации города Орла (далее - Уполномоченный орган): Дерябкиной Т.Ю., в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон "О контрактной системе"), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка минерального концентрата "Галит" (в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0154300014624000834) (далее - Аукцион) (далее - Жалоба), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона "О контрактной системе",
У С Т А Н О В И Л А:
Из жалобы следует, что извещение о проведении Аукциона содержит неправомерное требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе документа, свидетельствующего о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на поставляемый реагент в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения на Жалобу, из которых следует, что положения извещения о проведении Аукциона не противоречат нормам Закона "О контрактной системе".
Также в Управление от Заявителя и Уполномоченного органа поступили дополнительные письменные позиции. В ходе рассмотрения дела представители Заявителя, Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в Жалобе и письменных возражениях на Жалобу соответственно. Комиссия, заслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика и Уполномоченного органа, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам. Общие сведения об Аукционе (в соответствии с извещением о проведении Аукциона и протоколами, составленными в ходе его проведения):
1) извещение о проведении Аукциона было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru 01.07.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 74 549 970,00 руб.;
4) дата и время окончания срока подачи заявок - 12.07.2024 10:00 (МСК);
5) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 12.07.2024;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 16.07.2024;
7) до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе были поданы 2 (две) заявки. По доводам, изложенным в Жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона "О контрактной системе" при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. 3 Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона "О контрактной системе" извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона "О контрактной системе", указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению об Аукционе объектом закупки является поставка минерального концентрата "Галит".
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона "О контрактной системе" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом "О контрактной системе", должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом "О контрактной системе" и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании части 1 статьи 49 Закона "О контрактной системе" заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона "О контрактной системе". Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона "О контрактной системе".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона "О контрактной системе" для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом "О контрактной системе", должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 3 статьи 43 Закона "О контрактной системе" требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В силу абзацев 1, 11 части 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон "Об экологической экспертизе") экологическая экспертиза - 4 установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
На основании статьи 10 Закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 5 статьи 11 Закона "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.
В соответствии с пунктом 1.2.11 "Р 50-605-80-93.
Рекомендации по стандартизации. Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения (утверждены приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18" новая продукция - это продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение. К новой продукции относятся также модернизированная и модифицированная продукция. Кроме того, согласно пункту 5.3.1 "ГОСТ Р 58427-2020.
Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 58427-2020) при осуществлении закупок противогололедных материалов и/или услуг по уборке/зимнему содержанию улично-дорожной сети, а также придомовой территории, объектов дорожного хозяйства и иных территорий, которые предусматривают обращение противогололедных материалов, в том числе на особо охраняемых природных территориях и Байкальской природной территории, заказчик обязан запросить, а участник закупки предоставить на стадии подачи заявки действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (ТУ, СТО), в соответствии с которой изготовлен противогололедный реагент или комбинированные противогололедные материалы. Вместе с тем, как отмечено выше, объектом закупки является поставка минерального концентрата "Галит" (код ОКПД2 08.93.10.115 "Соль денатурированная, соль для промышленных целей").
Согласно пункту 3.1 "ГОСТ 33387-2015.
Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования" (далее - ГОСТ 33387-2015) противогололедные материалы (ПГМ) - это твердые, жидкие или комбинированные материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 33387-2015 противогололедные реагенты (ПГР) - это химические вещества, способные плавить снежные, ледяные и снежно-ледяные образования на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках. К примеру, хлориды, формиаты или иные соли, удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта.
Таким образом, противогололедным реагентом является только та соль, которая 5 удовлетворяет требованиям ГОСТ 33387-2015.
Доказательств того, что закупаемый минеральный концентрат "Галит" удовлетворяет требованиям ГОСТ 33387-2015 Заказчиком и Уполномоченным органом не представлено. Кроме того, в паспорте безопасности химической продукции N 37011412 08 82794 от 27.07.2023 концентрата минерального "Галит" указано, что он применяется в качестве сырья для приготовления противогололедного материалам, растворов для нефтяной промышленности, для химводоочиски и других целей. Следовательно, сам концентрат минеральный "Галит" противогололедным материалом не является. В разделе 4 ГОСТ Р 58427-2020 приведена классификация противогололедных материалов в зависимости от вида и их агрегатных состояний, из которой следует, что одним из видов противогололедных материалов являются противогололедные реагенты. При этом в паспортах безопасности химической продукции противогололедного материала "ХКНМ" и многокомпонентного противогололедного материала марки ХКМ-БС указано, что они предназначены для борьбы с гололедом и снежным покровом.
Также в паспорте безопасности химической продукции противогололедного материала "БИОНОРД" марки "Экстра" указано, что синонимом является антигололедный реагент. В свою очередь в паспорте безопасности химической продукции N 37011412 08 82794 от 27.07.2023 концентрата минерального "Галит" указано, что синонимом является натриевая соль соляной кислоты.
Таким образом, концентрат минеральный "Галит" не является противогололедным материалом и/или противогололедным реагентом в понимании ГОСТ 33387-2015 и ГОСТ Р 58427-2020.
Ссылка Заказчика и Уполномоченного органа на письмо Федерального дорожного агентства от 08.09.2006 N 01-28/6301 "О "Временных требованиях к противогололедным материалам", из которого, по их мнению, следует, что концентрат минеральный "Галит" является противогололедным материалом, не принимается Комиссией, поскольку в данном письме отсутствует упоминание концентрата минерального "Галит", а установление в извещении о проведении Аукциона характеристик закупаемого товара в соответствии с частью характеристик противогололедных материалов, указанных в данном письме, не свидетельствует о том (не приводит к тому), что концентрат минеральный "Галит" является противогололедным материалом. Следовательно, предметом закупки является минеральный концентрат "Галит" (соль денатурированная, соль для промышленных целей, код ОКПД2 08.93.10.115), к которой установлены характеристики как к противогололедному материалу, а не противогололедный материал или противогололедный реагент, в связи с чем установление требования о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" неправомерно. При указанных обстоятельствах Заказчиком не представлено доказательств, что в соответствии с законодательством Российской Федерации к минеральному концентрату "Галит" предъявляется требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Также Комиссией при анализе заявок, поданных на участие в Аукционе, установлено, что в них не содержится документ, свидетельствующий о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Пояснить 6 имеется ли (выдавалось ли) на концентрат минеральный "Галит" положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" представители лиц, участвующих в деле, затруднились.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона "О контрактной системе", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЕКСИТИ" признать обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального бюджетного учреждения "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" нарушение части 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления для рассмотрения в установленном порядке вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: М.А. Лебедев С.В. Мацнева На основании части 9 статьи 106 Закона "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
2024-2720
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 12 июля 2024 г. N 057/06/33-337/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024