Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" поступило обращение заказчика в лице Администрации Заводоуковского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Бомок" (ИНН 5947002044) (далее - ООО "Бомок", Общество, Исполнитель) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам электронного аукциона
на оказание услуг по уборке здания Бигилинской сельской администрации и прилегающей к ней территории, заключённого по результатам электронного аукциона (0167300030623000035).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице Администрации Заводоуковского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Бомок" (ИНН 5947002044) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам электронного аукциона на оказание услуг по уборке здания Бигилинской сельской администрации и прилегающей к ней территории, заключённого по результатам электронного аукциона (0167300030623000035).
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Общество явку представителя не обеспечило, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны общества своих обязательств по контракту в антимонопольный орган не представило.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между Администрацией Заводоуковского городского округа и ООО "Бомок" по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300030623000035) заключен муниципальный контракт от 28.11.2023 N 0167300030623000035_185290 на оказание услуг по уборке здания Бигилинской сельской администрации и прилегающей к ней территории, заключённого по результатам электронного аукциона на сумму 98 657,43 руб.
Срок оказания услуг: с 09 января 2024 года по 31 декабря 2024 года (п. 2.1 Контракта).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31 января 2025 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту. С момента размещения в единой информационной системе и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным. (п. 8.1 Контракта).
В соответствии с условиями указанного контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке здания Бигилинской сельской администрации и прилегающей к ней территории (далее "услуги") в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1.1).
В соответствии с условиями Контракта Исполнитель обязан:
- оказать услуги с надлежащим качеством, в полном объеме и в период, указанный в п.2.1. настоящего Контракта (п. 4.1 Контракта);
Заказчик вправе осуществлять контроль надлежащего оказания Исполнителем услуг по Контракту (п. 4.4 Контракта).
Пунктом 7.4 Контракта установлено, что для проверки выполненных Исполнителем работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Как было отмечено выше, предметом Контракта является оказание услуг по уборке здания сельской администрации и прилегающей к ней территории.
Обществом клининговые услуги оказывались в полном объёме с января по май 2024 года, однако с 03.06.2024 ООО "Бомок" исполнение обязательств условий Контракта прекратилось. Заказчиком неоднократно осуществлялась проверка исполнения условий Контракта, в ходе каждой из которых установлено, что с 03.06.2024 Исполнителем влажная и сухая уборка в здании, покос травы на прилегающей территории не осуществляются; уборка помещений и территорий осуществляется сотрудниками Заказчика самостоятельно, что подтверждается Письмом Заказчика от 10.06.2024, актами о нарушении обязательств по контракту от 11.06.2024, от 14.06.2024, от 18.06.2024, 24.06.2024, 25.06.2024, 27.06.2024, 05.07.2024.
Обществом ответов на Письма, Претензии, Акты о нарушении обязательств по контракту в адрес Заказчика не направлялось (что также отмечено в Решении об одностороннем отказе от 25.06.2024).
Учитывая, неисполнение обязательств учреждением на основании п. 3 ст. 723 ГК РФ, ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 8.3 Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий Исполнителем.
В заседании комиссии представитель Заказчика отметил неоднократное, систематическое нарушение условий контракта Исполнителем в период с 03.06.2024 по 25.06.2024. Отсутствие обратной связи со стороны Общества при направлении в его адрес Актов о нарушении обязательств.
Общество явку представителя для дачи устных пояснений не обеспечило, документов, материалов, сведений, опровергающих доводы Заказчика о ненадлежащем исполнении обязательств не представило.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Отказ Общества от оказания услуг по уборке здания и прилегающей территории Заказчика в установленные Контрактом сроки предполагается существенным нарушением условий договора.
Согласно пункта 3 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.3 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При принятии решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основанию нарушения Подрядчиком вышеуказанных условий Контракта, решение вступает в силу при неустранении Подрядчиком нарушений в срок, установленный в Федеральном законе от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая неисполнение обществом своих обязательств, 10.06.2024 Заказчик, руководствуясь п. 3 ст. 723 ГК РФ, ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе пунктом 8.3 Контракта от 28.11.2023 N 0167300030623000035_185290 принял решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 25.06.2024 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 25.06.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Исполнителем допущенные нарушения условий Контракта в регламентированный законом срок не были устранены.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 08.07.2024.
Соответственно 08.07.2024 контракт на оказание услуг по уборке здания Бигилинской сельской администрации и прилегающей к ней территории, заключённого по результатам электронного аукциона расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке.
Принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке не признанно недействительным.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пп. "а" п. 15 разд. III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Материалами дела установлено, что с 03.06.2024 Обществом прекращено исполнение обязательств по осуществлению уборки здания и прилегающей территории, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны ООО "Бомок".
Объективные причины невозможности исполнения обязательств в установленный контрактом срок в материалы дела от Общества не поступили.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении общества в рамках исполнения контракта на оказание клининговых услуг. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях общества установлена недобросовестность при исполнении контракта.
Кроме того, стоит отметить, что в соответствии со сведениями ЕИС с 23 марта 2024 года в РНП внесено 16 записей в отношении ООО "Бомок" (ИНН: 5947002044) в связи с ненадлежащим исполнением аналогичных контрактов оказания клининговых услуг.
Таким образом, поскольку Обществом в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о действиях направленных на надлежащее исполнение условий Контракта, также не установлено, что Заказчик создавал препятствия Обществу надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, Заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Бомок" (ИНН 5947002044).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Бомок" (ИНН 5947002044, Юридический адрес: ул. Ленина, д. 37 А, кв. 20, г. Очер, Пермский край, 617141), директора и единственного учредителя Бояршинова Евгения Германовича (ИНН 594700051320) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по уборке здания Бигилинской сельской администрации и прилегающей к ней территории, заключённого по результатам электронного аукциона (0167300030623000035) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Бомок" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июля 2024 г. N РНП-72-107/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2024