Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
_. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
_. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_ - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа 18 г. Нерюнгри имени М. А. Михеева (далее также - МОУ СОШ N 18 Г. Нерюнгри им. М.А. Михеева, заказчик): _. (заместитель директора);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Воски-пагисо" (далее также - ООО "Воски-пагисо", заинтересованное лицо, поставщик): _. (представитель по доверенности);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком МОУ СОШ N 18 Г. Нерюнгри им. М.А. Михеева об участнике закупки ООО "Воски-пагисо", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18 (изв. 0816300017024000071), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МОУ СОШ N 18 Г. Нерюнгри им. М.А. Михеева об участнике закупки ООО "Воски-пагисо", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18 (изв. 0816300017024000071).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось не исполнение заинтересованным лицом обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 10.04.2024 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816300017024000071 на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18;
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 9 313 424,11 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 заявка на участие в закупке поданная ООО "Воски-пагисо" признана соответствующей требованиям извещения.
4) 03.05.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 3143402780024000004 на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18;
5) 24.06.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 05.07.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Воски-пагисо" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
03.05.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 3143402780024000004 на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18 (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта", контракта установлено следующее:
1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом Подрядчик обязуется выполнить работы по замене ограждения территории СОШ N 18 (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место выполнения Работ: 678960, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, улица Карла Маркса, дом 7, корпус 1.
1.4. Цена Контракта составляет 6 367 296 (шесть миллионов триста шестьдесят семь тысяч двести девяносто шесть рублей) рублей 02 копеек, НДС не облагается в связи с применением подрядчиком упрощенной системы налогообложения.
Согласно разделу 2 "Порядок сдачи и приемки Работ", контракта установлено следующее:
2.1. Все работы по настоящему Контракту Подрядчик выполняет по согласованию с Заказчиком. Подрядчик тщательно изучил и проверил документацию и полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ.
Подрядчик не позднее 3 (трёх) рабочих дней со дня окончания выполнения Работ, направляет в адрес Заказчика уведомление о готовности результата Работ к сдаче.
Согласно разделу 3 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
4.1. Подрядчик производит выполнение работ в соответствии с Графиком выполнения работ (приложение N 3 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
4.2. Срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту: Начало выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта;
Срок окончания выполнения работ - 20 (двадцать) календарных дней.
4.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать Заказчику их результат в установленном настоящим Контрактом порядке.
4.2. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.4. Если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
9.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
24.06.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчиком 24.06.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления заказчика о принятом подрядчиком решении является 24.06.2024 г.
24.06.2024 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет заказчика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 05.07.2024 г. контракт расторгнут.
Материалами дела установлено следующее:
03.05.2024 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт N 3143402780024000004 на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18.
01.06.2024 г. заинтересованным лицом составлен акт обследования объекта выполнения работ по контракту от 01.06.2024 г., в котором зафиксировано несоответствие указанных объемов и видов работ с фактически необходимым.
01.06.2024 г. заинтересованным лицом, составлен фотоотчет о фактическом состоянии объекта выполнения работ.
10.06.2024 г. заинтересованным лицом в адрес заказчика направлена претензия N15 от 10.06.2024 о расторжении контракта по соглашению сторон, в связи с наличием ошибок и упущенных видов, и объемов работ в документации заказчика.
12.06.2024 г. по заданию заинтересованного лица, экспертной организацией ООО "Грифон" проведено техническое обследование объекта выполнения работ по муниципальному контракту, по результатам которого "техническое заключение о соответствии ЛСР и дефектной ведомости N1 фактически необходимым работам N 24/07-03-253, которым зафиксировано несоответствие указанных объемов и видов работ фактически необходимым.
14.06.2024 г. заказчиком направлена претензия исх. N339 от 14.06.2024 с требованием приступить к выполнению работ.
20.06.2024 г. заказчик направил претензию исх. N 357 в адрес заинтересованного лица о том, что по состоянию на 20.06.2024 г. к работам не приступили, что нарушает график выполнения работ.
24.06.2024 г. - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Подрядчик исполнил свои обязательства не в полном объеме и с нарушением срока.
26.06.2024 г. Заинтересованным лицом в адрес заказчика направлено мотивированное возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N42 от 24.06.2024.
10.07.2024 г. заинтересованным лицом направлено исковое заявление в Арбитражный суд РС (Я).
05.07.2024 г. контракт расторгнут.
Из устных пояснений представителя заказчика установлено следующе:
После заключения контракта, заинтересованное лицо не приступило к работам по замене ограждения территории СОШ N 18
В связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из письменных и устных пояснений представителя по доверенности заинтересованного лица установлено следующее:
Предметом договора является замена ограждения территории СОШ N 18. Объем работ, подлежащих исполнению определен согласно Локальный сметный расчет N1 (далее ЛСР N 1) и Дефектной ведомости N1 (далее-ДВN 1). Срок исполнения контракта определен с даты подписания контракта по 15 августа 2024 г.
Подрядчик, приступив к выполнению работ по контракту обнаружил существенное несоответствие объемов и видов работ, указанных в ЛСР N 1 и ДВN1 фактическому объему.
Неотъемлемой частью муниципального контракта является Локальный сметный расчет N1. Данный ЛРС N 1 утверждался сторонами, в том числе подрядчиком при подписании контракта, при этом подрядчиком заказчику презюмировлась добросовестность в его составлении. Обследование объекта работ до подписания контракта подрядчиком не осуществлялось и не могло быть осуществлено.
Между тем, после подписания контракта, добросовестно исполняя обязанности по контракту, подрядчиком, при обследовании объекта на стадии подготовительных мероприятий для выполнения работ "Замена ограждения территории МОУ СОШ N18 г. Нерюнгри имени М.А. Михеева", были выявлены существенные упущения и ошибки в Дефектной ведомости N1 (далее-ДВN1) и в Локальном сметном расчете N1 (далее ЛСРN1), в том числе несоответствие указанных объемов и видов работ фактически необходимым.
Приступая к выполнению работ подрядчиком было осуществлено обследование объекта выполнения работ, о чем составлен Акт обследования от 01.06.2024 г.
По результатам обследования был составлен Фотоотчет о фактическом состоянии объекта выполнения работ от 01.06.2024 г.
Дополнительно, во избежание ошибок, подрядчиком была привлечена независимая экспертная организация ООО "Грифон", которой было поручено провести Техническое обследование объекта выполнения работ по муниципальному контракту N 0816300017024000071 от 03.05.2024 г. по адресу; 678960, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри, улица Карла Маркса, дом 7, корпус 1, па предмет определения соответствия ЛСР N 1 и Дефектной ведомости N 1, фактически необходимым работам.
В результате выявленных несоответствий, ориентировочная сумма отклонения стоимости составляет свыше 3 500 тыс. руб. (без учета НДС -20%), что не покрывает лимит средств непредвиденных работ и затрат - в размере 2% в ЛСРN1.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что ООО "Воски-пагисо" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком МОУ СОШ N 18 Г. Нерюнгри им. М.А. Михеева об участнике закупки ООО "Воски-пагисо", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по замене ограждения территории СОШ N 18 (изв. 0816300017024000071) не включать.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _.
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 июля 2024 г. N 014/06/104-1125/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024