Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Шайхуллин В.Э..;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Радина З.С.;
В присутствии представителей посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение от Гордова М.В., перенаправленное Прокуратурой Республики Башкортостан (вх.11072-ЭП/24 от 10.07.2024), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме N
0201100003823000723 (Поставка технических средств реабилитации (Подгузники для взрослых) для обеспечения в 2024 году Получателей).
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила следующее.
Заказчик указал, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации (далее - ТСР), предусмотренные индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалида, предоставляются уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно части 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" организации, обеспечивающие инвалидов ТСР, отбираются уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия установила, что в соответствии с Законом о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При применении конкурентных способов определения поставщика заказчик устанавливает единые требования к участникам закупок, исчерпывающий перечень которых установлен частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Действующим законодательством не предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим поставку технических средств реабилитации (Подгузники для взрослых).
Заказчик также вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а в случаях, установленных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен установить дополнительное требование об исполнении таким участником (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, при условии исполнения им требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора, при этом стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, участником электронного аукциона может выступать любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, места происхождения капитала, за исключением случая когда местом его регистрации является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В соответствии с ч. 3 ст 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" страна происхождения товара - государство-член, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке и (или) переработке.
В соответствии с требованиями статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок абсорбирующего белья, подгузников для обеспечения инвалидов в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает в отношении подгузников для взрослых (кроме размера XS) и впитывающих простыней (пеленок) ограничения допуска, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) и условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), в отношении подгузников для детей - ограничения допуска, на основании требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) и условия допуска, в отношении подгузников для взрослых, размер XS - только условия допуска.
В соответствии с требованиями Постановления N 102 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении и которые одновременно содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В случае если заявка не отклоняется, применяются условия допуска.
Часть 12 статьи 48 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев, когда заявка на участие в закупке подлежит отклонению, в том числе в случаях:
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, предусмотренных, нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ;-выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации. Таким образом, отклонение заявки участника, который соответствует всем требованиям извещения о проведении закупки, и содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, нормами действующего законодательства о контрактной системе не предусмотрено.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено от имени Фонда полномочиями по планированию и осуществлению закупок ТСР, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам ТСР и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации (далее - приказ). При осуществлении закупок. указанных в обращении ОСФР по Республике Башкортостан устанавливались ограничения и условия допуска иностранных товаров, а именно:
По Извещению N 0201100003823000723 "Поставка технических средств реабилитации (Подгузники для взрослых) для обеспечения в 2024 году Получателей" (поставка для Приволжского федерального округа), НМЦК - 1 217 172 353,38 руб.:
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1000 г
Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г;
Подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1300 г;
Подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 г;
Подгузники для взрослых, размер "L" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г;
Подгузники для взрослых, размер "L" (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г;
Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г;
Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2800 г.
Установлены:
1. Ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Условия допуска в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Дополнительные требования в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Подано 3 заявки:
- ООО "Опора-Юг" предлагает к поставке подгузники для взрослых: SENI Производитель: ООО "БЕЛЛА", страна происхождения товара: Российская Федерация; Dailee Производитель: ООО "Драйлок Текнолоджиз", страна происхождения товара: Российская Федерация; Производитель: ООО "Фламинго", страна происхождения товара: Российская Федерация; Производитель: ООО "Онтэкс РУ", страна происхождения товара: Российская Федерация, "TENA" Производитель ООО "Эссити", страна происхождения товара: Российская Федерация;
- ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ЭМСА" - предлагает к поставке подгузники для взрослых: ООО "БэлЭмса", страна происхождения товара: Республика Беларусь; ООО "ВИП КАМИЛЛА", страна происхождения товара: Российская Федерация;
- ООО "Огис Трейд" - предлагает к поставке подгузники для взрослых: ООО "БэлЭмса", страна происхождения товара: Республика Беларусь; ООО "ВИП КАМИЛЛА", страна происхождения товара: Российская Федерация.
По результатам электронного аукциона заключен государственный контракт N 202 от 06.02.2024 г. с ООО "ОПОРА-ЮГ" (ИНН 2308264923) на поставку подгузников для взрослых.
Осуществление закупки основывается на принципах открытости и прозрачности. Любой участник закупки вправе принять участие в электронном аукционе. К участникам закупки Заказчик предъявляет единые требования в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
По проверяемой закупке исполнение завершено.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, рассмотрев представленные материалы дела, нарушений Закона о контрактной системе в действиях комиссии, заказчика не установила.
Руководствуясь п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях заказчика в лице Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0201100003823000723 (Поставка технических средств реабилитации (Подгузники для взрослых) для обеспечения в 2024 году Получателей) нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Шайхуллин В. Э.;
Радина З.С.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 июля 2024 г. N ТО002/06/99-1396/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2024