Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенностям:
от Специализированной организации - ГБУ ЛО "Фонд имущества Ленинградской области":
в отсутствии представителей от Заявителя, от Заказчика, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8209-ИП/24 от 03.07.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Мшинское сельское поселение, д. Большая Дивенка, ул. Северная (протяженность 296 м)".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 17.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 475 771,52 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель также указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Рассмотрев доводы жалобы по существу, документы и сведения, размещенные в ЕИС, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Инспекция приходит к выводу, что Заявитель приводит доводы о несоответствии ценовых и неценовых критериев, однако не указывает, в чем данное несоответствие выражено применительно к критериям Постановления Правительства N 2604 и более того, как это повлияло или могло повлиять на осуществление закупки.
Комиссей установлено, что Заявитель заявку не подавал, за разъяснениями к Заказчику не обращался.
Более того, в составе обращения не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при составлении извещения об осуществлении закупки.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
Выдача контрольным органом предписания о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки в процессе осуществления закупки без подтверждений их документами в составе жалобы не отвечает целям осуществления контроля контрактной системы в сфере закупок, поскольку данный контроль осуществляется в целях соблюдения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, соблюдения конкуренции, прав и законных интересов участников закупок и принципов распоряжения бюджетными средствами. Расхождения между извещением и контрактом, может повлечь не достижение указанных целей, в том числе потому, что исполнение заказчиком такого предписания может необоснованно затягивать процедуру закупки, что в некоторых случаях может повлечь нарушение бюджетных обязательств заказчиков.
Таким образом, само по себе непонимание со стороны Заявителя требований извещения и установленных критериев могло быть устранено еще на стадии обращения к Заказчику с запросом.
При таких обстоятельствах средства исполнения требований контрольного органа будут несоизмеримы с мерами, для устранения которого они будут задействованы, с учетом того, что материалами дела подтверждается, что конкурс происходил конкурентным способом при отсутствии жалоб со стороны фактических участников и лиц, имеющий фактический аналогичный опыт.
Относительно Довода Заявителя, касающегося неправомерного установления требований к документам, подтверждающим квалификацию участников закупки, Комиссия установила следующее.
Согласно пп. "е" пункта 5 Постановления Правительства N2604 в графе 3 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок указываются отдельные положения о применении соответствующего критерия оценки, показателя оценки, а также детализирующего показателя, в том числе положения, предусмотренные пп. 27-35 Постановления Правительства N2604.
Комиссия установила, что в Приложении N4 к извещению предусмотрен порядок, содержащий в графе 3 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего Порядка" информацию о том, что будет оцениваться в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", критерия оценки "Квалификация участников закупки".
При этом в Требованиях к составу заявки предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать:
- документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе согласно Приложению N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", в соответствии с Приложением N 3.1 "Требования к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки, и порядок их предоставления". Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Приложением N 3.1 к извещению установлено, что в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, предлагаемого к оценке в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", связанного с предметом контракта, участник закупки предоставляет в составе заявки следующие документы: исполненный договор (договоры), включая все приложения к такому контракту (договору) и дополнительные соглашения (при наличии); акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в графе 3 раздела III Приложения N4 к извещению указаны только отдельные положения, предусмотренные пп. "в" пункта 28 Постановления Правительства N2604, а в Требованиях к составу заявки установлен перечень документов для предоставления в составе заявки.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик не устанавливает никаких пояснений к требованиям о предоставлении участниками сведений об оборудовании и/или инвентаре и/или средствах, используемых в рамках выполнения работ, нет конкретного перечня требований к информации, которая должна быть представлена в составе данных сведений, Инспекция сообщает следующее.
Приложением N 3.1 к извещению установлено, что в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, предлагаемого к опенке в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", связанного с предметом контракта, участник закупки предоставляет в составе заявки идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, в том числе сведения об оборудовании и или инвентаре и/или средствах используемых в рамках выполнения работ.
При этом в этом же документе Заказчиком установлено, что идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, могут быть представлены по образцу рекомендуемой формы "Опыт выполнения работ" с учетом инструкции по заполнению такой формы.
В Порядке заполнения рекомендуемой формы "Опыт выполнения работ" указывается, что в графе N9 рекомендуемой формы участник закупки указывает оборудование и/или инвентарь и/или средства используемое в рамках выполнения работ.
В данном случае устанавливать какие-либо, как указывает Заявитель, "пояснения к требованиям о предоставлении участниками сведений" нет необходимости, поскольку у данного требования имеется только одна интерпретация: участник указывает конкретный(-е) объект(ы), который(-е) применяется(-ются) им с определенной целью в рамках выполнения работ.
Из совокупности обстоятельств Комиссия пришла к выводу, что Заявитель не приводит конкретных аргументов, препятствующие участию в закупке или заполнению заявки, ввиду чего доводы Заявителя не находят своего подтверждения
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Бухарев Е.Е. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 июля 2024 г. N 047/06/42-1967/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2024