Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская клиническая больница":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ПАО "Ростелеком":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8371-ИП/24 от 04.07.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг (совершение действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) на цели освещения на Объектах путем реализации Перечня ЭЭМ на Объектах Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница" для нужд ЛОГБУЗ "ДКБ".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 19.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 917 063,94 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной сисеме, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из содержания жалобы следует, что Заказчик, по мнению Заявителя, сформировал Извещение об осуществлении закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Так, Заявитель не согласен с установленным в пункте 1.6. Приложения N1 Описания объекта закупки максимальным процентом экономии энергетических ресурсов, который не должен превышать 62%.
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно Описанию объекта закупки, далее ООЗ (Приложение N1 к Извещению), во исполнение п. 3 ч. 3 ст. 108 Закона 44-ФЗ, Заказчиком установлен максимальный процент экономии, который причитается исполнителю, и который не должен превышать 85% (п. 1.5 ООЗ)
В соответствии с пунктом 1.6. Приложения N1 Описание объекта закупки максимальный процент экономии энергетических ресурсов не должен превышать 62% полученный расчетным методом на основании отчета по результатам проведения энергетического обследования объекта с целью формирования перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (Приложение N2 к ООЗ).
Во время рассмотрения дела, Комиссия дополнительно уточнила у представителя Заявителя, согласен ли он с п. 1.5 ООЗ, на что получен ответ, что в нем нарушений он не усматривает, нарушения касаются только п. 1.6 ООЗ.
Из материалов дела следует, что в рамках подготовки к заключению энергосервисного контакта, целью которого является получение экономии энергетических ресурсов, а также повышение энергетической эффективности для реализации задач в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон 261-ФЗ) в ЛОГБУЗ "ДКБ" было проведено энергетическое обследование (п. 7 ст.2 261-ФЗ) с привлечением ООО "Нева-Балт СПб" (Письмо N 316 от 20.06.2023 и Письмо N 3 от 23.01.2024).
Результаты энергетического обследования Письмом от 29.01.2024 N 01-20/228 направлены Заказчиком в Комитет по здравоохранению Ленинградской области.
Отчёт по результатам проведения энергетического обследования объекта с целью формирования перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, выполненный ООО "Нева-Балт СПб" имеется в составе Извещения, а именно Приложение 2 к Описанию объекта закупки Отчет по результатам проведения энергетического обследования объекта.docx.
Результаты энергетического обследования с указанными в Извещении процентами явились основой для обоснования экономии, как в натуральном, так и в стоимостном выражении (п. 8 ст. 2 Закона 261-ФЗ), а также для формирования НМЦК и в целом для подготовки документации для конкурса.
Впоследствии результаты энергетического обследования предполагалось использовать ответственными лицами Заказчика для взаимодействия с исполнителем энергосервисного контракта, а также для контроля за его исполнением.
Также одним из условий для заключения контракта должно быть наличие финансовых возможностей и включение в План финансово-хозяйственной деятельности обязательств выплат по расходам и в План график соответственно.
План финансово хозяйственной деятельности составляется в соответствии с требованиями приказа Комитета по здравоохранению Ленинградской области от 17.12.2021 N16 "Об утверждении Порядка составления, ведения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных автономных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению Ленинградской области" и преследует цель эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Из пояснений Заказчика следует, что им введено понятие максимального процента экономии, поскольку в соответствии с действующими нормативными документами (ПП 636) данные в натуральном и стоимостном выражении должны коррелировать между собой и соответствовать информации из проведенного до заключения энергосервисного контракта энергетического обследования. В противном случае, экономия, как в натуральном, так и в стоимостном выражении "визуально" может быть достигнута выше, чем установлено при энергетическом обследовании, тем самым будет увеличена цена контракта (относительно ранее сделанного Отчета). При этом, при достоверных данных, полученных при энергетическом обследовании, расчетная сумма экономии энергетических ресурсов уже известна, и Заказчику нужно от исполнителя выполнение этих условий.
Также Заказчиком в материалы дела приобщен сравнительный анализ энергопотребления светодиодных светильников и люминесцентных, согласно которому было выявлено, что при замене ламп максимальный процент экономии составляет не более 50-60%, более высокую экономию выгодную для инвестора можно достичь лишь путем уменьшения количества осветительных приборов или применив светильники с лампами низкого светового потока, измеряемого в люменах, но Заказчик этого делать не планирует, т.к. это не соответствует потребности Заказчика.
Комиссия соглашается с Заказчиком в вышеуказанной части поскольку энергосервисный контракт, действительно подразумевает достижение экономии, однако данный показатель также должен исходить из потребностей Заказчика и не ущемлять его при ведении деятельности, направленной на лечение пациентов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 из которой следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно позиции Северо-Западного арбитражного суда отраженной в Постановлении по делу А56-35274/2020 (Савицкая И.Г., Соколова С.В., Толкунов В.М.): "возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения"
Комиссия исходит из того, что в медицинской организации показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать нормативам в соответствии с СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" в Приложении Л "Нормативные показатели освещения основных помещений общественных, жилых и вспомогательных зданий, помещений и сооружений объектов общепромышленного назначения", Таблица Л.1 "Показатели освещения основных помещений общественных, жилых и вспомогательных зданий".
Однако, уменьшение количества светильников или светового потока приведет к нарушению требований освещенности, необходимой Заказчику, в том числе для совершения определенных медицинских манипцляций.
То есть, кроме энергетической эффективности для медицинских учреждений, к которым относится ЛОГБУЗ "ДКБ", Комиссия учитывает, что у Заказчика при необходимости достичь определенную экономию, также цель соблюдения требования действующих федеральных и региональных нормативных актов, в т.ч. в части организации рабочих мест работников и идентификации вредных и (или) опасных условий труда, соблюдения правил освещенности, в т.ч. рабочих поверхностей, а именно:
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (ч.1 ст. 13.);
- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (ПриоложениеN16).
Таким образом, максимальный процент экономии расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов (электрической энергии), который может быть уплачен Исполнителю составляет 85 процентов, в связи с чем участники закупок вправе предложить в том числе процент экономии 70% (о котором указывает заявитель в жалобе), а установленный максимальный процент экономии энергетических ресурсов, который не должен превышать 62% получен расчетным методом на основании Отчета по результатам проведения энергетического обследования объекта и исходит из потребностей Заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что результаты энергетического обследования и потребности Заказчика явились основой для формирования пакета документов для поведения вышеуказанной закупки, а требование предъявляется ко всем участникам в равной степени.
Из вышеизложенного Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе при формировании извещения.
Кроме того, согласно данным ЕИС на закупку подано 0 заявок, при этом Заявитель не пояснил каким образом его права могут быть восстановлены, надлежащих доказательств необходимости фиксации нарушения в оспариваемой в жалобе части, Комиссии представлено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Ростелеком" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 июля 2024 г. N 047/06/42-1985/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024