Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от ФГБУ "ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ ИМ.Б.П.КОНСТАНТИНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ" (далее - Заказчик, Институт):
от ООО "ВЕНТБАЙ" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Поставщик, Подрядчик):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в двух обращениях Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решений Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов (вх. N8253-ЭП/24, N8254-ЭП/24, от 02.07.2024).
Поскольку, стороны в лице Заказчика и Участника идентичны, то Комиссия приняла решение рассмотреть их в одном заседании при отсутствии возражений (стороны обеспечили явку).
Из представленных в Ленинградское УФАС документов следует, что между Заказчиком и Участником заключены контракты:
- N 0994 от 25.12.2023 на поставку кондиционеров (далее - Контракт N1);
- N 1060 от 15.01.2024 на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (далее - Контракт N2).
Из направленных обращений следует, что 23.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 и 20.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N2.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом случае считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дел в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 05.07.2024 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 12.07.2024, Участник и Заказчик обеспечили явку.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные документы и пояснения, пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае Контрактом N1 и N2 установлено, что стороны имеют право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа односторонних отказов Участника следует, что они приняты по Контракту N1 из-за несвоевременной поставки Товара, по Контракту N2 из-за ненадлежащего оказания услуг в текущих месяцах 2024 года.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Обязательства по Контракту N1:
- 1.1. Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику кондиционеры (далее - товар), а также произвести монтаж, подключение электропитания и наладку поставленных товаров в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
- 1.3. Товар, поставляемый в рамках предмета настоящего договора, его наименование, цена и количество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) установлены в Спецификации на товар (Приложение N 1 договора), а также соответствовать всем требованиям, указанным в Техническом задании (Приложение N2 договора).
- 1.4. Место поставки товара: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, микрорайон Орлова роща, д. 1, НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ.
- 2.1. Срок (период) поставки товара по договору: 20 рабочих дней с момента заключения договора.
- 13.1. Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств.
- 14.5. К договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:
Приложение N 1 - Спецификация на товар;
Приложение N 2 - Техническое задание.
Обязательства по Контракту N2:
- 1.1. Исполнитель по заданию Заказчика обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию кондиционеров (далее - услуги), а Заказчик обязуется обеспечить оплату надлежащим образом оказанных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
- 1.2. Услуги по настоящему договору оказываются в соответствии с Заданием на оказание услуг (Приложение N 1 к договору), являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
- 1.3. Срок (период) оказания услуг: в период с 1 марта 2024 г. по 31 октября 2024 г., согласно Графика по техническому обслуживанию кондиционеров (Приложение N 2 к договору).
- 1.4. Место оказания услуг: согласно Заданию на оказание услуг (Приложение N 1 к договору).
- 11.1. Договор вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств.
- 13.5. К договору прилагается и является его неотъемлемой частью:
Приложение N 1 Задание на оказание услуг;
Приложение N 2 График по техническому обслуживанию кондиционеров.
Из позиции Заказчика следует:
По Контракту N1.
23.05.2024 Институтом было размещено решение об одностороннем отказе в связи с нарушением сроков исполнения.
Решение должно было вступить в силу 03.06.2024.
29.05.2024 был получен документ о приемке и письмо от Поставщика.
В связи с тем, что срок приемки по договору превышает десятидневный срок вступления в силу решения об одностороннем заказе, Институтом 05.06.2024 было отправлено письмо, в котором Поставщику был установлен срок на устранение указанных замечаний - 10 рабочих дней.
Поставщик в срок устранил замечания и исполнил свои обязательства, а Институт 19.06.2024 принял товар и работы.
04.07.2024 обязательства Института в части оплаты были выполнены.
Таким образом, договор исполнен сторонами в полном объеме, претензии к Поставщику по данному договору у Института отсутствуют.
По Контракту N2.
Исходя из условий договора и приложения N 2 к договору, Исполнитель обязан оказывать услуги с марта по октябрь 2024 года. Однако, Исполнитель услуги по обслуживанию кондиционеров подлежащие оплате не оказывались.
20.06.2024 Институтом было размещено решение об одностороннем отказе в связи с неисполнением обязательств.
21.06.2024 Исполнителем было направлено письмо с несогласием с решением об одностороннем отказе и просьбой обеспечить пропуск представителей Исполнителя.
Несмотря на обеспечение пропуска, устранение причин принятия одностороннего отказа не произошло (служебные записки приобщены в дело).
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что правомерно действовал, со своей стороны по Контракту N2, а меру в виде включения в РНП оставляет на усмотрение Комиссии Ленинградского УФАС.
Из позиции Участника:
По Контракту N1.
Несмотря на задержку срок предоставления товара и сопутствующих услуг, обязательства до момента рассмотрения дела исполнены в полном объеме и оплачены Заказчик, Участник признает, что готов понести за это финансовую ответственность, но с учетом принятия товара Заказчиком, просит не применять к нему дополнительную меру ответственности в виде включения в РНП.
По Контракту N2.
Участник отмечает, что частично исполнял обязательства по оказанию услуг, при этом Контракт был одноэтапным, что не предполагало размещение документов в ЕИС ежемесячно.
Общество считает, что хотя и с определенными нарушениями, но их представитель, который получал пропуск по Контракту N1, оказывал услуги по Контракту N2, а именно посещения 28.03.2024, 05.04.2024, 08.04.2024 и 20.05.2024.
При принятии решения об одностороннем отказе, он пытался устранить причины его принятия, но не смог получить пропуск на объект Заказчика.
Участник признает, что готов понести за это финансовую ответственность, но с учетом отсутствия преднамеренных действий, направленных на уклонение исполнения обязательств, просит не применять к нему дополнительную меру ответственности в виде включения в РНП.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Участник уведомлен о принятых решениях об односторонних отказах от исполнения Контрактов N1 и N2, поскольку направлял на них возражения.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Учитывая позицию Заказчика и Участника и наличие возможности применения метода адвокатирования конкуренции, Комиссия сделала перерыв в заседании, при этом во время перерыва от Заказчика в материалы дела представлены письма о выставлении штрафных санкций по Контракту N1 и N2, а от Участника в материалы дела представлены доказательства их оплаты в полном объеме по двум Контрактам (Платежные поручения на сумму 49 192, 00 и 21 808,00 рублей).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контрактов наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку именно Обществом нарушены условия Контракта N1 и N2.
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 и N2 Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия в данном деле отмечает, что с одной стороны, поддерживает Заказчика в правомерности его действий, но с другой стороны, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела, находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства (исправлял ситуацию с Контрактом N1, что позволило прийти к принятию товара, писал письма и стремился разрешиться сложившуюся ситуацию по Контракту N2), то есть взаимодействовал с Заказчиком, позднее добровольно оплатил выставленные штрафные санкции, путем того, что антимонопольный орган посчитал возможным сделать для этого перерыв.
С одной стороны, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что положениями Контракта предусмотрено применение к нему гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является, в данном случае, достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществляло Общество.
С другой стороны, Комиссия считает возможным в тексте настоящего решения обратить внимание ООО "ВЕНТБАЙ", что данное дело должно стать катализатором изменения подхода внутренней работы, особенно если услуги оказываются на социальных и стратегических объектах, поскольку подобный подход в дальнейшем может привести к негативным последствиям и, в том числе к санкциям в виде включения в РНП.
Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан, в том числе, факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных, то есть намеренных действий Участника, которые имели бы цель не исполнить обязательства по Контракту специально, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных обязательств в рамках заключенного Контракта N1 и N2, с учетом его готовности нести финансовую ответственность, Комиссия считает возможным в рассматриваемом деле не задействовать механизм РНП к нему.
Из всего вышеизложенного, Комиссия не выявляет нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, но при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, по делам N 047/10/104-1935/2024, N 047/10/104-1936/2024
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ВЕНТБАЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 июля 2024 г. N 047/10/104-11935/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2024