На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ "Межрайонная больница N 5" (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок,Оператором электронной площадки запроса котировок на право заключения контракта на поставку продуктов питания (Ягоды сушеные) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0343200029524000158) (далее - Извещение, Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 23.07.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.07.2024.
Представители Оператора электронной площадки сообщили, что Оператор электронной площадки действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленными при проведении Запроса котировок:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.06.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная цена контракта - 54 400 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок - 30.06.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 02.07.2024.
В силу части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются дополнительные требования к операторам электронных площадок, в том числе требования к проведению электронных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе.
Подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки.
Пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлен перечень случаев возврата оператором электронной площадки заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе заявки на участие в закупке, содержащей предложение о цене контракта, размер которого превышает соответственно начальную (максимальную) цену контракта либо равен нулю.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней при проведении электронных запросов котировок.
Пунктом 6 статьи 5 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с Законом о контрактной системе в единой информационной системе изменений, внесенных в извещение об осуществлении закупки, оператор электронной площадки размещает указанные информацию и документы на электронной площадке, а также направляет с использованием электронной площадки уведомление об указанных изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в такой закупке.
Так, на заседании Комиссии установлено, что в Извещение внесены изменения от 26.06.2024 N ИИ1, согласно которым сумма цен товара (далее - Цена) изменена с 85 000 руб. до 54 400 руб.
Представители Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснили, что участником закупки ООО "Универсал" (далее - Участник) 26.06.2024 в 10:43, до внесения Заказчиком изменений в Извещение 26.26.2024 в 13:57, подана заявка с ценовым предложением в размере 80 750 руб., которое на момент подачи Участником закупки было менее Цены, однако после внесения указанных изменений 26.06.2023 предложение о цене контракта превысило Цену.
Вместе с тем у Оператора электронной площадки отсутствовали основания для возврата заявки Участника закупки в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе в связи с тем, что на момент подачи заявки Участником закупки и в течении одного часа после подачи заявки Участником закупки ценовое предложение Участника закупки не превышало НМЦК.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссией установлено, что допуск Участника закупки к участию в Запросе котировок нарушает часть 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок,Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2024 г. N 24/44/99/132
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024