В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 398/24 от 19.07.2024, Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: <_>, Членов Комиссии: <_>, <_>,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" - <_> (на основании доверенности),
представитель Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" на рассмотрение обращения не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен,
рассмотрев обращение Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" муниципального образования Ясненский городской округ о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" (ИНН: 6163228274, КПП: 616301001) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 (номер извещения N 0353300049124000001),
УСТАНОВИЛА:
17.07.2024 в Оренбургское УФАС России поступило обращение Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" муниципального образования Ясненский городской округ (далее - МОБУ "СОШ N3", Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" (далее - Подрядчик, Общество, ООО ЧК "БЕРЕГ") в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 (номер извещения N 0353300049124000001) (далее - Закупка).
Согласно обращению Заказчика ООО ЧК "БЕРЕГ" не выполнены работы в рамках контракта N 0353300049124000001 от 07.06.2024, что явилось причиной принятия МОБУ "СОШ N 3" одностороннего отказа от исполнения контракта и дальнейшего обращения в антимонопольный орган. Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заказчика указал, что фактически МОБУ "СОШ N3" не получило результатов, достижение которых было целью заключения контракта, в этой связи Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ".
Уведомлением исх. Оренбургского УФАС России N НР/4531/24 от 19.07.2024 заседание Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "24" июля 2024 г. в 12 часов 40 минут.
"24" июля 2024 г. представитель ООО ЧК "БЕРЕГ" на рассмотрение дела не явился, письменные пояснения не предоставил, ходатайств не заявлял.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 АПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено Обществу по адресам электронной почты - bereg.su@bk.ru, ck-bereg@mail.ru, b.chk@bk.ru , указанным соответственно в контракте N 0353300049124000001 от 07.06.2024, обращении МОБУ "СОШ N3" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" (ИНН: 6163228274, КПП: 616301001) и в Едином государственном реестре юридических лиц по адресу https://egrul.nalog.ru/index.html .
Комиссией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ООО ЧК "БЕРЕГ"
Доказательств того, что адреса электронной почты - bereg.su@bk.ru, ck-bereg@mail.ru, b.chk@bk.ru - заблокированы, и у ООО ЧК "БЕРЕГ" существуют иные адреса электронной почты, в материалы дела не представлено.
Кроме того, адрес электронной почты bereg.su@bk.ru согласован сторонами в контракте N 0353300049124000001 от 07.06.2024. Для того, чтобы достоверно установить принадлежность адреса электронной почты стороне переписки, достаточно согласовать этот адрес в реквизитах сторон договора или иного соглашения
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела, однако по обстоятельствам, зависящим от него самого, адресат с уведомлением о назначении даты рассмотрения дела не ознакомился. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ООО ЧК "БЕРЕГ" о дате рассмотрения дела уведомлено.
Таким образом, Оренбургским УФАС России считается соблюденным порядок уведомления лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
17.05.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 (номер извещения N 0353300049124000001).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 529 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2024 N ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 (номер извещения N 0353300049124000001) подана только одна заявка на участие в закупке - ООО ЧК "БЕРЕГ", на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе закупка признана несостоявшейся, заявка единственного участника признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе.
07.06.2024 между МОБУ "СОШ N 3" и ООО ЧК "БЕРЕГ" заключен контракт N 0353300049124000001 на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта "Предмет Контракта" установлено следующее:
"1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить работы: "Благоустройство пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10" в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Заказчик обязуется обеспечить приемку работ в установленные настоящим Контрактом сроки и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
1.3. Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с локальным сметным расчетом, ведомостью объемов работ, рабочей документацией и Техническим заданием.
1.4. Место выполнения работ: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Свердлова, 10. Территория МОБУ "СОШ N 3".
1.5. Срок выполнения работ: 01.07.2024 г. по 31.07.2024 г.
1.6. Источником финансирования по настоящему контракту являются Средства бюджетных учреждений (федеральный и местный бюджеты)".
Пунктом 2.3.1 Контракта установлено, что "Подрядчик обязуется выполнить работы, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим Контрактом".
В силу п. 2.3.15 Контракта установлена обязанность Подрядчика передать Заказчику результат выполненной работы.
Разделом 8 Контракта "Порядок разрешения споров" установлено следующее:
"8.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Контракта между сторонами разрешаются путем переговоров или рассматриваются в претензионном порядке. Претензии направляются Сторонами в порядке, предусмотренном ч.16 ст. 94 Закона 44-ФЗ.
8.2. Неурегулированные споры между сторонами рассматриваются в соответствующем суде Оренбургской области в установленном Законодательством РФ порядке".
Согласно обращению Заказчика до настоящего времени работы по контракту не выполнены, Подрядчик к работам не приступил, на объекте не появлялся, на телефонные звонки не отвечает.
Пунктами 7.2-7.4 Контракта установлено, что:
"7.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней,
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества,
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства,
- в случае неустранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности,
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации,
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Одностороннее расторжение Контракта осуществляется в порядке, определенном ст. 95 Федерального Закона 44-ФЗ.
7.4. Расторжение Контракта влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает от ответственности за неисполнение контрактных обязательств, которые имели место до расторжения Контракта".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.07.2024 в связи с тем, что ООО ЧК "БЕРЕГ" не исполнены условия Контракта, Заказчик, руководствуясь п. 7.2 Контракта, ч. 9 ст. 95, ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0353300049124000001 от 07.06.2024.
06.07.2024 11:51 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N б/н от 06.07.2024 Поставщик Получено 06.07.2024 11:51 (МСК) Заказчик Подписано 06.07.2024 11:51 (МСК).
Следовательно, при расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 17.07.2024.
На основании вышеизложенного, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Доказательств того, что ООО ЧК "БЕРЕГ" после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что существенное нарушение условий контракта заключается в том, что ООО ЧК "БЕРЕГ" не выполнены работы в рамках контракта N 0353300049124000001 от 07.06.2024.
В материалы дела представлено письмо ООО ЧК "БЕРЕГ" исх. N 117 от 08.07.2024, направленное в адрес Заказчика, согласно которому причинами невозможности исполнения условий Контракта указываются неблагонадежность субподрядных организаций и возросшая стоимость материалов и работ. Также в письме от 08.07.2024 Подрядчик указывает, что 03.07.2024 им направлялось обращение Заказчику посредством ЕИС, однако данное утверждение не подтверждается представленными материалами дела.
Таким образом, Подрядчик на основании субъективного заключения, исходя из своих возможностей, пришел к выводу о невозможности исполнения условий Контракта.
Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России не принимается во внимание ссылка ООО ЧК "БЕРЕГ" на неблагонадежность субподрядных организаций и возросшую стоимость материалов и работ, поскольку Подрядчиком не были приняты меры для исполнения контракта, а также не представлены как доказательства возникновения указанных Обществом обстоятельств, так и доказательства влияния этих обстоятельств на возможность исполнить условия контракта.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание, что, направляя заявку на участие в аукционе, Подрядчик должен понимать последствия совершения таких действий и принимать организационные и экономические меры для исполнения договора в случае признания его победителем.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Заключая контракт, Подрядчик должен был учесть все возможные варианты развития событий, предвидеть наступление предпринимательских рисков. Изложенные в письменных пояснениях обстоятельства относятся к факторам экономического риска, которые Общество как профессиональный участник рынка должно было учесть при заключении контракта при должной степени заботливости и осмотрительности.
Общество с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ", являясь коммерческой организацией, вступая с Заказчиком в договорные отношения на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10, не могло исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, сопряженных с оказанием вышеназванных услуг. Рост цен, а также действия его контрагентов, на которые ссылается Общество, не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть.
Изменение цен является предпринимательским риском сторон (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), о данном обстоятельстве как специфике предпринимательской деятельности не могло не быть известно Обществу и данное обстоятельство не могло не быть им учтено при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности как стороны гражданского оборота. Инфляционные процессы не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.
Из анализа пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенно изменившиеся обстоятельства могут являться основанием для изменения договора в судебном порядке только в том случае, если они вызваны причинами, которые Общество не могло преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру контракта и условиям оборота, и Общество не несет риск изменения указанных обстоятельств.
Вместе с тем, изложенные Обществом обстоятельства не являются существенно изменившимися обстоятельствами по смыслу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае риск изменения стоимости оказания услуг на рынке несет именно исполнитель, осуществляющий профессиональную деятельность, то есть Общество с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ".
Добровольно заявляя об участии в аукционе, ООО ЧК "БЕРЕГ" должно было реально оценить возможность выполнения положений контракта, риски, связанные с исполнением контракта. Следовательно, правовых оснований для невыполнения работ по контракту у общества не было.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Подрядчика отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями документации об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО ЧК "БЕРЕГ" приняло на себя обязательства по исполнению условий договора. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Вместе с тем, доказательств того, что Общество после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ООО ЧК "БЕРЕГ" уклонилось от исполнения Контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного договора, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика от 06.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 06.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ООО ЧК "БЕРЕГ" явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий контракта N 0353300049124000001 от 07.06.2024, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Также Комиссией Оренбургского УФАС России учитывается тот факт, что сведения в отношении ООО ЧК "БЕРЕГ" ранее были включены в Реестр недобросовестных поставщиков (реестровая запись N 24006759 от 22.07.2024), что свидетельствует о систематическом нарушении указанным Обществом условий государственных контрактов.
Комиссией Оренбургского УФАС России особенно отмечается социальная значимость объекта закупки. Согласно решению Ясненского районного суда Оренбургской области от 30.05.2024 г. N2а-217/2024 МОБУ "СОШ N3" обязано в срок до 01.09.2024 принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) образовательного учреждения - корпуса N 1 МОБУ "СОШ N3" по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10, а именно: произвести монтаж (установку) ограждения на территории образовательного учреждения
Таким образом, невыполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 явилось причиной срыва мер по обеспечению антитеррористической защищенности указанного объекта.
Вместе с тем, надлежащая работа по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10, должна была быть реализованной в целях, охраняемых законом, и отвечать интересам общества и государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" муниципального образования Ясненский городской округ о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" (ИНН: 6163228274, КПП: 616301001) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству пришкольной территории: устройство ограждения в МОБУ "СОШ N3" корпус N1 по адресу г. Ясный, ул. Свердлова, 10 (номер извещения N 0353300049124000001) удовлетворить.
2. Сведения, представленные Муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 3" муниципального образования Ясненский городской округ в отношении:
- общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" (сокращенное наименование: ООО ЧК "БЕРЕГ", ИНН: 6163228274, ОГРН: 1236100001631, КПП: 616301001, адрес: 344022, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.О. ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ, Г РОСТОВ-НА-ДОНУ, УЛ ОЧАКОВСКАЯ, Д. 39, ПОМЕЩ. 2);
- генерального директора Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" <_> (ИНН 027722553507);
- учредителя Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" <_> (ИНН 027722553507);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью ЧК "БЕРЕГ" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 июля 2024 г. N 056/10/104-831/2024 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - подрядчик - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024