Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия Единой комиссии Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N0160300014924000011 "Оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств МУП СПБ "Ритуал" Балтайского района",
УСТАНОВИЛА:
17.07.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" (далее - Заявитель, Общество) на действия Единой комиссии Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N0160300014924000011 "Оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств МУП СПБ "Ритуал" Балтайского района" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области неправомерно рассмотрела и оценила вторые части заявок участников.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
20.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурсу является Администрация Балтайского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 61 625,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2024 NИЭОК2 (далее - Протокол) на участие в закупке было подано 4 заявки. Заявке заявителя присвоен идентификационный номер заявки 245. В соответствии с Протоколом заявка ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" была признана соответствующей требованиям извещения.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 2 Положения, под "оценкой заявок" понимается действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п. п. 24 - 25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров; - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров; б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а"
настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего
Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Пунктом 2 Приложения к Извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком установлен по показателю оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" детализирующий показатель оценки "характеристика квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров)".
Формула оценки по указанному показателю установлена в следующем порядке:
"Оценка заявок по показателю осуществляется с учетом требований раздела V Положения в порядке, установленном подп. "е" пункта 20 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки". Оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики
объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Хпредmax ) характеристики объекта закупки, - по формуле:
100 БХi=(Хi-Хmin)
пред
Хmax -Хmin
где
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от
05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"
Х пред max - предельное максимальное значение характеристики объекта закупки установленное заказчиком.
X пред max - 15 исполненных контрактов (договоров).
Если установлены предусмотренные пунктом 20 Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки".
Также в порядке оценки Заказчиком указано:
"Детализирующий показатель оценки:
- "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Перечень документов, подтверждающих наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
Предметом договора (договоров), оцениваемого по показателю оценки, детализирующему показателю оценки, считается сопоставимым с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, является оказание услуг (выполнение работ) по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, в том числе:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки выполненных работ или оказанных услуг, составленныепри исполнении такого договора (договоров);
К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых подрядчиком, исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки - 15 исполненных контрактов (договоров).
Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя".
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.07.2024 NПРОII2, комиссией по осуществлению закупок рассмотрены вторые части заявок участников закупки в открытом конкурсе в электронной форме, а также документы и информацию этих участников на предмет соответствия Закону о контрактной системе и извещению. Заявке под номером 245 (заявке Заявителя) присвоено по детализирующему критерию "Общее количество исполненных участником закупки договоров" 0 баллов.
Заявителем для подтверждения наличия опыта по данному детализирующему показателю в составе заявки представлено 229 исполненных контрактов, сопоставимых с предметом контракта по Конкурсу.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, направленным в Саратовское УФАС России, Заказчиком по детализирующему показателю оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" установлен следующий порядок: "Лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки".
Учитывая установление заказчиком в извещении о проведении Конкурса в порядке оценки заявок показателя, согласно которому лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, в действиях Единой комиссии не установлено нарушений в части рассмотрения заявок.
Комиссией Саратовского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 20 Порядка у Заказчика имеется возможность установления порядка оценки заявок с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим, Комиссия приходит к выводу, что предельно максимальное значение может быть установлено в порядке оценки заявок в случае, если наилучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение, а предельно минимальное значение может быть установлено в порядке оценки заявок в случае, если наилучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение.
Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Установленный в Извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок не позволяет признать победителем закупки участника, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, Заказчик, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установил в извещении о проведении Конкурса ненадлежащий порядок оценки заявок, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ" на действия Единой комиссии Администрации Балтайского муниципального района Саратовской области при проведении открытого конкурса в электронной форме N0160300014924000011 "Оказание услуг по проведению аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса, результатов инвентаризации имущества и обязательств МУП СПБ "Ритуал" Балтайского района" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Балтайского
муниципального района Саратовской области нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 июля 2024 г. N 064/06/42-1009/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024