Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствие представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бурятский Республиканский клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ "БРКОД", Заказчик) и общества с ограниченной ответственностью "Компас" ИНН 6671384081 (далее - ООО "Компас", Поставщик),
рассмотрев обращение ГБУЗ "БРКОД" (вх. N 3872-ЭП/24 от 15.07.2024) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Компас" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме на поставку контура дыхательного, ИКЗ - 242032305414803230100101490013250244, N извещения - 0302200012924000036 (далее - Запрос котировок), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
УСТАНОВИЛА:
29.02.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0302200012924000036 о проведении Запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта - 826 800,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 11.03.2024 комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного запроса котировок участника закупки, подавшего заявку N 42 (ООО "Компас"), заключить контракт с участником, подавшим заявку N 42, по цене контракта - 572 040,00 руб.
14.03.2024 между ГБУЗ "БРКОД" и ООО "Коспас" заключен контракт на поставку контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику контур дыхательный (далее "Товар") в количестве согласно Спецификации товаров, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять товар и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Общая стоимость товаров, поставляемых по настоящему контракту, составляет 572 040 (Пятьсот семьдесят две тысячи сорок) рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2.1 Контракта).
Согласно пункту 3.2 Контракта срок поставки товара: Поставщик обязуется передать Заказчику товар c даты заключения контракта до "30" ноября 2024 г. включительно. Товар поставляется партиями по заявке заказчика в течение 14 дней. Заявка осуществляется на электронный адрес, указанный в реквизитах Поставщика.
При поставке товара Заказчик направляет Поставщику заявку, которая должна содержать сведения о наименовании (ассортименте) и количестве подлежащего поставке товара, сроке, в который товар должен быть поставлен, а также адрес, по которому товар должен быть поставлен. Заявка должна быть составлена в письменном виде и передана Поставщику по электронной почте, посредством факсимильной связи, лично или иным способом в соответствии с действующим гражданским законодательством. Поставщик обязан поставить товар Заказчику в соответствии с направленной последним заявкой. В заявку может быть включено требование Заказчика о предварительном предоставлении Поставщиком контрольных образцов по каждому виду закупаемого товара в целях проведения оценки его качества. Такая оценка осуществляется путем проведения Заказчиком экспертизы или иных испытаний, результаты которых будут распространяться на всю партию товара. Контрольные образцы включаются в общий объем поставки по Контракту.
Согласно пункту 4.1 Контракта Поставщик обязан, в частности:
1) Известить Заказчика о точном времени и дате передачи товара для приемки заказчиком любыми средствами связи, позволяющими зафиксировать факт уведомления;
2) Передать Заказчику товар по наименованиям, в количестве, ассортименте и с характеристиками согласно Спецификации товаров (Приложение N 1), осуществить все виды погрузочно-разгрузочных работ своими силами и средствами или с привлечением третьих лиц за свой счет;
5) Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты поставки товара, предусмотренные контрактом, при этом Заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара.
В силу пункта 4.3 Контракта Заказчик обязан, в частности:
5) Осуществлять контроль за поставкой товара в соответствии условиями настоящего контракта и требованиями нормативных документов.
Пунктом 4.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае существенного нарушения требований к качеству товара.
Из представленных Заказчиком документов следует, что 03.06.2024 ГБУЗ "БРКОД" по электронной почте направило ООО "Компас" заявку на поставку Товара.
10.06.2024 также посредством электронной почты Заказчик направил электронное письмо, в котором просил Поставщика сообщить о сроках поставки Товара по Контракту, указав на расторжение Контракта при отсутствии поставки Товара в течение одной недели. Ответ не поступил.
На указанный в Контракте телефонный номер ООО "Компас" также не отвечает.
20.06.2024 письмом N 720 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию о ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств по контракту. В данной претензии Заказчик сообщил, что направленная заявка на поставку Товара поступила ООО "Компас" 03.06.2024, и, следовательно, срок исполнения обязательств по поставке Товара истек 17.06.2024. По состоянию на 20.06.2024 Товар Заказчику не поступил, в связи с этим Заказчик просил принять меры по осуществлению поставки Товара в срок до 26.06.2024, поскольку в противном случае будет вынужден расторгнуть Контракт в одностороннем порядке. Ответ на претензию от Поставщика не поступил.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 12.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Поставщиком обязательства по Контракту так и не были исполнены, что явилось основанием для принятия Заказчиком 01.07.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктами 1, 2 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктом 12.2 Контракта.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 01.07.2024.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 01.07.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 12.07.2024.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеуказанной нормы Заказчиком 15.07.2024 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО "Компас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Как следует из представленных Заказчиком материалов, до вступления решения в силу нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения не устранено.
12.03.2024 Бурятским УФАС России в рамках рассмотрения вышеуказанного обращения в адрес ООО "Компас" направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по Контракту. Общество пояснения о причинах неисполнения условий Контракта не направило.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Ни Комиссии Бурятского УФАС России, ни Заказчику ООО "Компас" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения Контракта. Доказательства наличия объективных причин, препятствовавших Поставщику осуществить поставку Товара в установленный условиями Контракта срок, также не представлены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ООО" Компас" недобросовестного поведения, выраженного в непринятии мер к исполнению Контракта.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "Компас" несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "Компас" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является необходимой мерой ответственности, поскольку ограждает государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Компас" ИНН 6671384081 (юридический адрес: 620141, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Завокзальная, стр. 36, офис 3-202/202) и его директоре Петунине Игоре Михайловиче ИНН 667803631392 сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 июля 2024 г. N 003/10/104-511/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024