Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
----------;
в присутствии представителя Министерства здравоохранения Республики Мордовия - --------------, действующей на основании доверенности N14 от 17.07.2024 года (со сроком действия до 30.08.2024 года),
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "------", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/104-420/2024;
19 июля 2024 года рассмотрев обращение Министерства здравоохранения Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "-------", генерального директора общества с ограниченной ответственностью "-----" ------ на основании приказа Мордовского УФАС России N1/24 от 09.01.2024 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 12 июля 2024 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик, Министерство) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "--------" (ИНН: --------; КПП: -------------; ОГРН: -----; место нахождения: ------------) (далее - ООО "------", Общество), генерального директора ООО "---------" ------ (ИНН: ---------) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0809500000323001596 на закупку медицинских изделий - системы мониторинга физиологических показателей одного пациента, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион) (вх.N3750/24 от 12.07.2024 года).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "-----" и его генерального директора ------ письмом от 15.07.2024 года NЕЛ/2827/24 назначено к рассмотрению на 18.07.2024 года на 14 часов 30 минут.
18 июля 2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. Заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе 19 июля 2024 года в 12 часов 00 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "--------" и его генеральном директоре (вх.N3750/24 от 12.07.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-420/2024, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202400109157000343).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Стороны в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Правил надлежащим образом уведомлены о месте, дате и времени рассмотрения дела N013/06/104-420/2024.
ООО "--------" явку представителей на рассмотрение дела N013/06/104-420/2024 не обеспечило, письменных объяснений в адрес Мордовского УФАС России не представило.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
21.04.2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000323001596 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 3 898 034,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 04.05.2023 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 10.05.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи 04.05.2023 09:00:00 года (время московское) поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: A-98926, A-98707, комиссией по осуществлению закупок указанные заявки были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем Аукциона участника с порядковым номером 1 (идентификационный номер A-98926), предложившего цену контракта 1 968 507,17 рублей (один миллион девятьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот семь рублей семнадцать копеек). Данный протокол размещен на сайте ЕИС - 10.05.2023 19:06 (МСК).
29.05.2023 года Заказчиком с ООО "---------" (далее - Поставщик) заключен контракт N08095000003230015960001 на поставку медицинских изделий - система мониторинга физиологических показателей одного пациента, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия на сумму 1 968 507,17 рублей (реестровый номер контракта: 2132512662523000343) (далее - Контракт).
Пунктами 1.1, 1.2 Контракта установлено, что в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - система мониторинга физиологических показателей одного пациента, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.60.12.129 - Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки; НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ - 190850 - Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги. Номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Поставщик обязан поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; своими силами и за свой счет устранять допущенные недостатки при поставке Оборудования и оказании Услуг (пункты 3.1.1, 3.1.9 Контракта).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, с 09 января 2024 г. до 31 января 2024 г. Поставщик за 2 дня до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки. Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Оборудования (приложение N 4 к Контракту).
Согласно пункту 1.3 Контракта установлено, что поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) на условиях, предусмотренных Контрактом, в следующие медицинские учреждения здравоохранения Республики Мордовия:
1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Краснослободская центральная районная больница" по адресу: 431260, Россия, Республика Мордовия, Краснослободский район, г. Краснослободск, ул. Кирова, дом 76, корпус 6 - 2 шт.;
2. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Торбеевская центральная районная больница" по адресу: 431030, Россия, Республика Мордовия, п. Торбеево, ул. Больничная, д. 38 - 2 шт.;
3. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Атяшевская районная больница" по адресу: 431800, Россия, Республика Мордовия, Атяшевский район, рп. Атяшево, ул. Первомайская, д. 34 - 1 шт.;
4 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Теньгушевская районная больница" по адресу: 431210, Россия, Республика Мордовия, Теньгушевский район, с. Теньгушево, пер. Больничный, д. 1, корпус 1 - 1 шт.;
5. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Зубово-Полянская районная больница" по адресу: 431110, Россия, Республика Мордовия, п. Зубово-Поляна, ул. Советская, д. 50 - 1 шт., в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) (далее - Место доставки). Оказание Услуг осуществляется Поставщиком в Месте доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту).
В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству Оборудования, комплектности, упаковке Оборудования, комплекту, качеству и безопасности Оборудования Поставщик обязуется без дополнительной оплаты со стороны Заказчика устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить Оборудование) в срок не позднее 3 (трех) календарных дней со дня получения от Заказчика мотивированного отказа. Допоставка недопоставленного, доукомплектование или замена некачественного Оборудования оформляется соответствующей товарной накладной по форме N ТОРГ-12 в порядке, предусмотренном настоящим разделом. В этом случае Поставщик направляет Заказчику документы о приемке в порядке, предусмотренном пунктом 6.6 настоящего Контракта (пункт 6.8 Контракта).
Согласно пункту 12.1 Контракта он вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения Сторонами обязательств по настоящему Государственному контракту. Дата окончания исполнения контракта - 16 февраля 2024 года. Окончание срока действия контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика (12.3, 12.6 Контракта).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из обращения и представленных Министерством здравоохранения Республики Мордовия документов установлено следующее.
ООО "--------" 04.01.2024 года сформировал с использованием ЕИС, подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и разместил в ЕИС документы о приемке товара - Монитор пациента мультипараметрический с принадлежностями: G3D (страна происхождения товара - Китай) (счет-фактура от 03.01.2024 года N1; счета-фактуры от 04.01.2024 года N2, N3, N4, N5).
16.01.2024 года Министерством в адрес ООО "--------" направлено письмо N108/221 от 16.01.2024 года, согласно которому в ходе проведения приемки поставленного Оборудования возник вопрос по техническим характеристикам на Монитор пациента мультипараметрический с принадлежностями: G3D, производства "------" (регистрационное удостоверение NФСЗ 2011/10653 от 31.10.2013 года), поскольку ряд указанных в Контракте значений характеристик данного Оборудования (размер монитора по диагонали; разрешение, по горизонтали х по вертикали, диапазон измерения частоты дыхания, диапазон измерения среднего давления, габаритные размеры и др.) не соответствует инструкции, размещенной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения; паспорту на медицинское Оборудование, а также описанию типа средства измерений, размещенному на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (регистрационный номер типа СИ-79428-20, "Описание типа. Приложение N60 к перечню типов средств измерений, прилагаемому к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.11.2020 года N1793).
В ответ на вышеуказанный запрос Заказчика от Общества поступили письма (исх. N57 от 17.01.2024 года; исх. N59 от 26.01.2024 года), согласно которым ООО "-----" располагает информацией, находящейся в свободном доступе на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, но не несет ответственности за ее достоверность, правовую основу и своевременное обновление, а также представил сравнительные таблицы значений спорных характеристик, письмо производителя Оборудования. Кроме того, по мнению Общества, фактические характеристики Оборудования, являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте, в связи с чем предлагают принять оборудование и заключить дополнительное соглашение.
01.02.2024 года Заказчиком был подготовлен и размещен в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке, согласно которому в соответствии с пунктом 6.8 Контракта требует устранить выявленные в ходе приемки нарушения.
ООО "------" письмами от 14.03.2024 года (исх.N28), от 29.05.2024 года (исх.N28) предлагает осуществить замену мониторов пациента мультипараметрических с принадлежностями: G3D на мониторы пациента мультипараметрические с принадлежностями Lepu K15 (с указанием сравнительных технических характеристик).
При этом из полученной Министерством информации следует, что у мониторов пациента мультипараметрических с принадлежностями Lepu K15 отсутствует часть заявленных характеристик.
Кроме того, Заказчиком 16.04.2024 года (исх.N1-8/3690 от 15.04.2024 года), 20.05.2024 года (исх.N1-8/5604 от 17.05.2024 года), 25.06.2024 года (исх.N1-8/8092 от 24.06.2024 года) в ЕИС размещены претензии (уведомления), согласно которым Обществу необходимо устранить выявленные нарушения и исполнить все обязательства, предусмотренные Контрактом, или предоставить ответ о невозможности устранения нарушений. Требования претензий исполнены не были.
Учитывая изложенное, следует, что основанием для принятия Заказчиком 01.07.2024 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта стал тот факт, что Поставщиком предложено к поставке оборудование, технические характеристики которого не соответствуют Извещению о проведении Аукциона, Контракту в связи с тем, что Общество представило недостоверную информации о соответствии поставляемого им товара в составе заявке на участие в Аукционе (пункты 12.3, 12.6 Контракта, части 8, 9, пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 01.07.2024 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе от 01.07.2024 года получено Поставщиком 01.07.2024 09:03 (МСК).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 01.07.2024 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 12.07.2024 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -12.07.2024 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении электронной процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 12.07.2024 года (Информация о расторжении контракта N21325126625 23 000343 0014 (1) от 12.07.2024).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, настаивал на включении Общества и его директора в Реестр.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
При этом участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Материалами дела подтверждено, что ООО "-------" не исполнило принятые на себя обязательства по поставке медицинских изделий - системы мониторинга физиологических показателей одного пациента, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта Заказчик, поскольку Поставщиком предложено к поставке оборудование, технические характеристики которого не соответствуют Извещению о проведении Аукциона, Контракту в связи с тем, что Общество представило недостоверную информации о соответствии поставляемого им товара в составе заявке на участие в Аукционе, при этом доказательств наличия объективных причин (независящих от Поставщика), повлекших за собой невозможность выполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных Контрактом, не представлено, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении Общества и его директора при исполнении Контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в срыве Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России принимая во внимание характер допущенного Поставщиком нарушения существенных условий контракта, непредставление неопровержимых и безусловных доказательств невозможности исполнения взятых на себя обязательств; отсутствие надлежащего конструктивного взаимодействия с Заказчиком, направленного на урегулирование вопросов исполнения контракта; а также учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), приходит к выводу о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "------" и его генерального директора ------.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт недобросовестного поведения Поставщика, выразившийся в неисполнении взятых на себя обязательств, представлении недостоверной информации о соответствии поставляемого им товара в составе заявке на участие в Аукционе что, по мнению Комиссии Мордовского УФАС России, является основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Министерством здравоохранения Республики Мордовия в отношении ООО "---------" (ИНН: -------; КПП: -----; ОГРН: --------; место нахождения: ------), генерального директора ООО "-----" ---- (ИНН: ----) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0809500000323001596 на закупку медицинских изделий - системы мониторинга физиологических показателей одного пациента, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 19 июля 2024 г. N 013/06/104-420/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024