Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, рассмотрев дела N061/06/42-2472/2024, N061/06/42-2491/2024 по жалобам Заявителей о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358200049624000146 "Поставка медицинских изделий (шприц общего назначения) для нужд ГБУ РО "ПЦ" в 2025 году" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Ахроменко С.Ю. (доверенность от 18.07.2024 N86/2024), в отсутствие представителей 2024-14522 Заявителей (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобы:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.06.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358200049624000146; 08.07.2024 в извещение внесены изменения NИИ2, согласно которым:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 17.07.2024 08:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 4 924 838,25 рублей.
1. Как полагают Заявители, описание объекта закупки произведено Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе. Так, Заявитель-1 указывает, что сформулированным требованиям по позиции 2 описания объекта закупки соответствует товар единственного производителя, Заявитель-2 - что позициям 2, 5, 8 соответствуют медицинские изделия исключительно иностранного производства.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 33 Закона определено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. 2024-14522 В силу ч. 2 ст. 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 19.04.2023 NПИ/30510/23, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя. В описание объекта закупки Заказчиком включены следующие характеристики: 6 Изделие оснащено Цилиндрический полый выступ, расположенный на поршне, осуществляет блокировкой инъекционной захват инъекционной иглы или пластиковый чехол с павильоном, полностью иглы в следующем варианте закрывающий иглу после использования. исполнения: 7 Варианты исполнения Пластиковая вставка на игле защелкивается в полом выступе или активации: пластиковый чехол, предотвращающий дальнейшее использование инъекционной иглы с помощью пластиковых зажимов. Заказчик представил информацию, согласно которой описанию объекта закупки по поз.2,5,8 описания объекта закупки соответствуют следующие товары:
- Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, саморазрушающиеся, самоблокирующиеся двухдетальные и трехдетальные с иглами по ТУ 32.50.13-002-47603734-2020 (Регистрационное удостоверение - РЗН 2022/16912 от 19.10.2022);
- Шприцы стерильные инъекционные однократного применения с иглами и без игл (Регистрационное удостоверение - ФСЗ 2009/05672 от 01.03.2024);
- Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл Vogt Medical Фогт Медикал Фертриб ГмбХ, Германия. Шприц модели "SLIDING-SHEATH SAFETY" (Регистрационное удостоверение N РЗН 2016/3938 от 16.02.2017).
Следует также отметить, что положения законодательства о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке, либо соответствовало товарам только российского происхождения. Заявителями в порядке ч.4 ст.106 Закона не представлены доказательства обоснованности доводов жалоб, невозможности подачи заявки на участие в закупке и ограничения круга потенциальных участников закупки. В связи с изложенным, доводы жалоб Заявителей признаны необоснованными.
2. Заявитель-1 указывает, что в нарушение норм Закона Заказчиком надлежащим образом не приведено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик. Частью 6 ст. 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства 2024-14522 Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренными Правилами.
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объектом закупки являются, в том числе, шприцы общего назначения (коды КТРУ 32.50.13.110-00004566 , 32.50.13.110-00004568 , 32.50.13.110-00004572 ), при этом указанные позиции КТРУ содержат описание указанного товара и обязательные для применения характеристики.
В силу прямого указания п. 5 Правил Заказчик обладает правом устанавливать требования к закупаемому товару, отличные от тех, что используемыми позициями КТРУ при сопровождении таких характеристик соответствующим обоснованием. Закон и Правила не ограничивает право Заказчика установить к приобретаемому товару дополнительные нестандартные характеристики с учетом особенностей, предусмотренных Правилами. Данное право должно реализовываться при учете соблюдения требований, касающихся обязанности Заказчика сопровождать такие характеристики обоснованием необходимости их использования. Заказчиком приведено следующие обоснование необходимости использования дополнительных характеристик: Изделие оснащено Цилиндрический полый выступ, Назначение: для введения лекарственных средств, в том блокировкой расположенный на поршне, числе пациентам с повышенным риском инъекционной осуществляет захват инфицирования (гепатиты В и С, ВИЧ, сифилис, а так иглы в инъекционной иглы или же необследованные пациенты). Для исключения следующем пластиковый чехол с павильоном, возможности случайной травмы, заражения варианте полностью закрывающий иглу специалистов в соответствии с СанПиН 3.3686-21 исполнения: после использования. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" Варианты Пластиковая вставка на игле Назначение: для введения лекарственных средств, в том исполнения защелкивается в полом выступе числе пациентам с повышенным риском активации: или пластиковый чехол, инфицирования (гепатиты В и С, ВИЧ, сифилис, а так предотвращающий дальнейшее же необследованные пациенты). Для исключения использование инъекционной возможности случайной травмы, заражения иглы с помощью пластиковых специалистов в соответствии с СанПиН 3.3686-21 зажимов. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" Правилами не установлены требования к форме и содержанию обоснования необходимости использования дополнительных характеристик, в связи с чем оно составляется Заказчиком самостоятельно. При этом, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования каждой такой характеристики, поскольку подлежит составлению именно для этого. 2024-14522 Такое обоснование приведено Заказчиком в описании объекта закупки в соответствии с п.5 Правил и позволяет установить качественное, функциональное назначение каждой дополнительно установленной характеристики. В связи с изложенным, довод жалобы признан необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
Признать жалобы Заявителей необоснованными.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-14522
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024