Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2493/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300305324000122 "Приобретение основных средств в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заявителя - Лисового А.А. (доверенность от 02.10.2023), представителя Заказчика - Богачева А.С. (доверенность от 19.07.2024 N7),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Сограндис" на действия ГБУ РО "Городская больница скорой медицинской помощи им. В.И. Ленина" в г. Шахты при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.07.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300305324000122, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 17.07.2024 08:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 60 613 600,00 рублей. 2024-14696 1.
Заявитель полагает, что Заказчиком при формировании объекта закупки не соблюдены действующие правила описания объекта закупки, закрепленные в ст. 33 Закона. Так, объект закупки согласно карточке ЕИС: Приобретение основных средств в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения". При этом, наименование товара согласно описанию объекта закупки: Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" - 8 шт. ОКПД2: 29.10.59.160.
Указанное, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и ограничивает конкуренцию, поскольку существенно ограничивает поиск данного аукциона.
В силу положений части 16 Закона планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами- графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с ч.3 ст.16 Закона Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к форме планов-графиков, порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики, а также порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе, на официальном сайте. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план- график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 , частью 1 статьи 93 , статьями 111 и 111.4 настоящего Федерального закона (ч.4 ст.16 Закона). Во исполнение ч.ч.3,4 ст.16 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации принято постановление от 30.09.2019 N1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок")" (далее - Положение).
На основании пунктом 7 Положения план-график включает информацию о закупках, извещения об осуществлении которых планируется разместить, приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода.
Согласно пункту 16 Положения в разделе 2 приложения к Положению:
2. Информация о закупках товаров, работ, услуг на 20 финансовый год и на плановый период 20 и 20 годов N Идентификационный Объект закупки п/п код закупки Товар, работа, услуга по Наименование объекта закупки Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2) Код Наименование 1 2 3 4 5 б) графы 3 и 4 заполняются на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с детализацией не ниже 2024-14696 2 группы товаров (работ, услуг). Допускается указание одного или нескольких кодов такого классификатора;
в) в графе 5 ук азывается наименование объекта закупки.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Позиция структурированного плана-графика N242615500845161550100100970002910244, размещенного в ЕИС, содержит следующую информацию:
- Объект закупки - "Приобретение основных средств в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения" (столбец 5 структурированного плана- графика);
- Код ОКПД2 - "29.10" (столбец 3 структурированного плана-графика);
- Наименование товара, работы, услуги - "Средства автотранспортные" (столбец 4 структурированного плана-графика). Заказчиком на основании соглашения от 27.12.2023 N197 "О предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному или автономному учреждению Ростовской области субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" получены субсидии на "Приобретение основных средств в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения" (далее - Соглашение). Приложением N2 к Соглашению установлено:
- направление расходов - "Приобретение основных средств";
- результат предоставления субсидии - "Субсидии на приобретение товаров, работ, услуг. Приобретение автомобилей скорой медицинской помощи класса "В". Исходя из изложенного следует, что результатом предоставления субсидии является приобретенный товар, на который осуществлено выделение субсидии. Извещение о проведении аукциона содержит следующие сведения и информацию:
- наименование объекта закупки - "Приобретение основных средств в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения";
- наименование товара, работы, услуги - "Автомобили скорой медицинской помощи". Наряду с вышеуказанной информацией извещение содержит предусмотренные ч.2 ст.42 Закона электронные документы. Указанное в извещении наименование товара соответствует наименованию товара, указанному в прикрепленном к извещению электронном документе "Описание объекта закупки" - наименование товара (показателя) - Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В".
Таким образом, Заказчиком соблюдены положения ст.16,42 Закона, а также Положения. Информация, содержащаяся в извещении позволяет однозначно определить объект закупки, товар, его характеристики и требования и иную информацию, предусмотренную Законом. Заявителем в порядке ч.4 ст.106 Закона не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что оспариваемые требования приводят к ограничению потенциального круга участников и лишают Заявителя возможности подать заявку на участие в закупке. Довод жалобы - необоснованный. 2.
Согласно доводу жалобы, описание объекта закупки произведено Заказчиком с нарушением положений Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Приказ N 388н). 2024-14696 3 Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 33 Закона установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Так, Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение требований Приказа N 388н детально описал оборудование, составляющее оснащение автомобиля скорой медицинской помощи (электроотсасывателя с бактериальным фильтром). Приказом N 388н утвержден порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (далее - Порядок).
В соответствии с п.9 Порядка оснащение станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 5 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом.
Таким образом, Порядок устанавливает правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории РФ (пункт 1 Порядка) и стандарты оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи. Как следует из п.3.7 таблицы приложения N 5 автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" должен быть оснащен медицинским изделием - электроотсасыватель с бактериальным фильтром. Аналогичное требование к оснащению автомобиля установлено в п.2.6 описания объекта закупки. В части описания оборудования, составляющего оснащение автомобиля скорой медицинской помощи (электроотсасывателя с бактериальным фильтром) Комиссия отмечает, в том числе, следующее. Приобретаемый Заказчиком товар входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей 2024-14696 4 осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616).
Подпунктом "а" п. 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях: отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении закупки, запрет не применяется в связи с наличием разрешения Минпромторга России от 04.03.2024 N21310/20.
Как установлено п. 11 Постановления N616, при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления. Обозрев копию заявки и разрешения Минпромторга России от 04.03.2024 N21310/20, Комиссия установила, что описание объекта закупки произведено Заказчиком в строгом соответствии с полученным разрешением.
На основании изложенного, довод жалобы признается необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы, в составе извещения Заказчиком не размещено разрешение Минпромторга России на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (N69632/20 от 04.07.2024).
В свою очередь, Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что нормами Закона и Постановления N 616 не предусмотрена обязанность Заказчика размещать полученное разрешение в составе извещения о проведении закупки.
В силу изложенного, довод жалобы не находит своего подтверждения. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Частью 1 статьи 45 Закона предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные 2024-14696 5 гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации). В составе электронной версии извещения Заказчиком определено, что "условия независимой гарантии должны соответствовать требованиям ст. 45 Федерального закона N44-ФЗ, а также дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005".
При этом, в п.п.7.2, 8.3 проекта контракта указано, что "исполнение контракта/гарантийные обязательства обеспечиваются независимой гарантией, выданной банком...". Сформировав требования подобным образом Заказчик фактически ограничивает право участника закупки в предоставлении обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств в виде независимой гарантии, выданной исключительно банком. Вышеуказанные действия заказчика являются нарушением ч.3 ст.96 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сограндис" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.96 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание о приведении проекта контракта в соответствие с требованиями Закона и учетом настоящего решения на этапе его направления победителю.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-14696 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 июля 2024 г. N 061/06/42-2493/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024