Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-2506/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0858300002124000039 "Поставка прицепного измельчителя для переработки древесных отходов" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Квас О.А. (доверенность от 22.07.2024 N207), представителя Заявителя - Сотниковой А.Ю. (доверенность от 22.07.2024 NД 22/07/01),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения о проведении закупки. Заказчик в возражениях на жалобу (от 22.07.2024 N208):
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений извещения о проведении закупки;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. 2024-14719 Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.07.2024 размещено извещение о проведении закупки N0858300002124000039; 17.07.2024 в извещение внесены изменения NИИ3, согласно которым:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 22.07.2024 08:30 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 6 573 800,00 рублей. 1.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно включил в описание объекта закупки указание на необходимость осуществления гарантийного ремонта в автоматизированном сервисном центре официального дилера в пределах удаленности от места нахождения Заказчика не более 20 км.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно ч.3 ст.33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Описанием объекта закупки определено следующее: "Гарантийный ремонт должен производиться в авторизированном сервисном центре официального дилера в пределах удаленности от места нахождения Заказчика не более 20 км.". Так, в случае закупки товара, работы, услуги заказчик вправе установить требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией 2024-14719 на товар (ч. 4 ст. 33 Закона). Следовательно, Заказчик вправе в требованиях к гарантийному обслуживанию установить, например, определенный (разумный) срок, в течение которого поставщик обязан выполнить гарантийный ремонт. При этом, требование Заказчика к выполнению ремонта в сервисном центре, находящемся в пределах 20 км от местоположения Заказчика, является по своей сути требованием к производственным мощностям участников закупки, что противоречит норме ч.3 ст.33 Закона.
Согласно правовой позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 17.08.2016 г. N Д28и-2871 возможность установления требования к участнику закупки о наличии статуса официального представителя или дилера производителя предлагаемой продукции или наличии сервисного центра на территории конкретного субъекта Российской Федерации Законом не предусмотрена. Кроме того, описанием объекта закупки определено также следующее: "Поставщик за свой счет осуществляет замену/ремонт Товара, с обнаруженными и заявленными в течение гарантийного срока дефектами материалов и производства, не проистекающими из нарушения Заказчиком правил эксплуатации Товара.".
Таким образом, Заказчик не несет дополнительных издержек при исполнении контракта вопреки доводам, изложенным им в возражении на жалобу. В связи с изложенным, Заказчик признан нарушившим ч.3 ст.33 Закона. Довод жалобы признан обоснованным. 2.
В ходе заседания представителем Заявителя заявлен отказ от рассмотрения первого жалобы по причине внесения изменений Заказчиком в извещение, в связи с чем рассмотрение указанных доводов прекращено Комиссией. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). В извещении Заказчиком определено следующее: "Реквизиты счета для учета операций со средствами, поступающими заказчику p/c 00000000000000000000, л/c См. прилагаемые документы, БИК 000000000 Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта p/c 00000000000000000000, л/c См. прилагаемые документы, БИК 000000000".
Указание информации о реквизитах в приложенных документах не исключает обязанности заказчика по её отражению в извещении. Следовательно, отсутствие данных сведений в извещении свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.1 ст.42 Закона. 2024-14719 На основании ч. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
На основании ч. 16 ст. 94 Закона в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте. Проектом контракта предусмотрено следующее: "10.2.
Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.". Вместе с тем, проект контракта не содержит условия о направлении документов, связанных с применением мер ответственности, исключительно посредством функционала единой информационной системы. Заказчик признан нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона при формировании проекта контракта.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 30 ст. 34 Закона если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи. В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, следовательно, в проект контракта подлежит включению условие, предусмотренное ч. 30 ст. 34 Закона. 2024-14719 Вместе с тем, указанное условие в проекте контракта изложено Заказчиком следующим образом: "7.8.
В случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций, Поставщик обязан предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены пунктами 7.1, 7.5, 7.6 и 7.7 Контракта.". В нарушение ч. 30 ст. 34 Закона Заказчиком не включено в проект контракта условие, согласно которому за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного ч. 30 ст. 34 Закона, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 33, ч. 30 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения 4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-14719
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 июля 2024 г. N 061/06/42-2506/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024