Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 156 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок", в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России) рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно- отделочная фирма "БАРО" (далее - ООО "СОФ "БАРО", заявитель) вх. от 15.07.2024 N 6944/24 на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми Республиканский клинический перинатальный центр" (далее - ГБУЗ РК "КРКПЦ", заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка шприцев медицинских", извещение N 0307200016624000223 (далее - жалоба) при участии в рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи:
- Умарова А.В. - представителя ООО "СОФ "БАРО" (доверенность от 08.09.2023);
- Выдриной С.Н. - представителя ГБУЗ РК "КРКПЦ" (доверенность от 08.05.2024) 2
УСТАНОВИЛА
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО "СОФ "БАРО" от 15.07.2024 на действия ГБУЗ РК "КРКПЦ" при осуществлении закупки товара - шприцев медицинских путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307200016624000223 (далее - закупка, электронный аукцион). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем принята Коми УФАС России к рассмотрению. ООО "СОФ "БАРО", ГБУЗ РК "КРКПЦ", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео- конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи. ООО "СОФ "БАРО" в составе жалобы направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в формате видео-конференц-связи. В связи с наличием технической возможности, ходатайство ООО "СОФ "БАРО" удовлетворено. ГБУЗ РК "КРКПЦ" письмом от 18.07.2024 N 01-07/1669 (вх. от 18.07.2024 N 7096- эп/24) в материалы жалобы представлены отзыв на жалобу. ООО "СОФ "БАРО" дополнений, пояснений к жалобе не представляло. Оператором электронной площадки письмом вх. от 18.07.2024 N 7078-эп/24 в материалы жалобы представлена письменная информация о стадии закупки. С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителя ООО "РТС-Тендер" не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки. Из жалобы заявителя следует, что извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в части неправомерного установления ограничения, предусмотренного постановлением Правительства от 05.02.2015 N 102 NОб ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нуждN (далее - Постановление Правительства N 102), поскольку позиция "Игла для автоинъектора Идентификатор: 155658996" не включена в Перечень 1 Постановления Правительства N 102 Заявитель просит признать жалобу обоснованной; выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. ГБУЗ РК "КРКПЦ" в материалы жалобы представил письменные возражения по жалобе из которых следует, что с жалобой заказчик согласен, установление в закупке ограничение в соответствии с постановлением N102 неправомерно. Комиссия Коми УФАС России, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при 3 указанном извещении, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам. 10.07.2024 ГБУЗ РК "КРКПЦ" в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200016624000223.
В соответствии с извещением: Объект закупки: Поставка шприцев медицинских. Начальная (максимальная) цена контракта составила - 599 980.80 руб. ГБУЗ РК "КРКПЦ" закупка проводилась не в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м"- "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. 4 В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных 5 с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых 6 Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Во исполнение ст. 14 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства N 102.
Абз. 2 п. 1 Постановления Правительства N 102 установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению, заказчиком закупаются изделия, соответствующие позициям каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ):
- Шприц общего назначения (32.50.13.110-00004569 , 32.50.13.110-00004572 , 32.50.13.110-00004574 , 32.50.13.110-00004568 , 32.50.13.110-00004565, 32.50.13.110- 00004571);
- Шприц инсулиновый/неубираемая игла, 32.50.13.110-03210;
- Игла для автоинъектора, 32.50.13.110-00005718.
Спорная позиция "Игла для автоинъектора" соответствует коду по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты", а также содержит указание на соответствие изделия идентификационному уникальному номер записи вида медицинского изделия 137610 "Игла для автоинъектора" (согласно сведениям из КТРУ).
В Перечень, предусмотренный положениями Постановления Правительства N 102, включен код ОКПД2 32.50.13.110, при этом в Перечне содержится следующее указание: "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия". Позиции ОКПД2 32.50.13.110, содержащейся в Перечне соответствуют следующие виды медицинских изделий:
-Иглы хирургические;
-инструменты колющие;
-шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них. Однако, согласно справочной информации, позиции КТРУ 32.50.13.110-00005718 игла для автоинъектора имеет следующую номенклатурную классификацию медицинского изделия по видам - 137610.
Также указано описание медицинского изделия по классификатору: Изделие, разработанное для парентерального введения лекарственного средства, содержащегося в картридже, который либо является неотъемлемой частью автоинъектора (шприц-ручки с лекарственным средством), либо прикрепляется или вставляется в автоинъектор. Используется лицами, которые регулярно вводят себе дозы инсулина, гормонов или других лекарственных средств. Изделие, как правило, представляет собой двухконечную иглу из нержавеющей стали различных размеров, которая фиксируется в резьбовом разъеме из пластика в месте соединения с автоинъектором. Изделие поставляется в герметичной стерильной упаковке и может иметь специальную безопасную конструкцию для минимизации риска травмирования иглой. Это изделие для одноразового использования. Следовательно иглу для автоинъектора (КТРУ 32.50.13.110-00005718), невозможно отнести к Перечню N1 Постановления Правительства N 102, поскольку он не содержит по коду и наименованию вида медицинского изделия позицию "Игла для автоинъектора". 7 В рассматриваемом случае функциональное назначение и способ использования колющих инструментов и хирургических игл в значительной степени отличается от такого назначения и способа использования иглы для автоинъектора. Кроме того, исходя из описания иглы для автоинъектора, применение такой иглы невозможно без взаимодействия с самим автоинъектором, в том числе, по причине конструктивных особенностей такой иглы необходимых для взаимодействия автоинъектором.
Таким образом, поскольку игла для автоинъектора имеет иное назначение, чем медицинские изделия с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленные в перечне N 1 к Постановлению Правительства N 102, соответственно и наименование вида закупаемого медицинского изделия не может быть тождественно наименования медицинских изделий с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленным в перечне N 1 к Постановлению Правительства N 102.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России N ПИ/83377/23 от 11.10.2023.
На основании вышеизложенного, заказчиком неправомерно объединены в один лот медицинские изделия, включенные в Перечень 1 Постановления Правительства РФ N 102 и не включенные в указанный перечень. Медицинские изделия, включенные и не включенные в Перечень 1 должны закупаться в рамках отдельных закупок с установлением соответствующих ограничений и условий допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что также является нарушением требований Постановления Правительства РФ N 102, статьи 14, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Следовательно, в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренные положениями Постановления N 102.
Как пояснил представитель ГБУЗ РК "КРКПЦ" на заседании Комиссии Коми УФАС России, обнаружив нарушение заказчик с соблюдением требований п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе произвел действия по отмене электронного аукциона.
Согласно сведениям ЕИС, электронный аукцион отменен 16.07.2024 (срок окончания подачи заявок - 18.07.2024).
Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении 8 нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. С учетом стадии закупки - размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.07.2024 NИО1, предписание не выдавать. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ "БАРО" обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, п. 2(2) Постановления Правительства РФ N 102 в виде включения в один лот медицинских изделий, включенных в Перечень 1 Постановления Правительства РФ N 102 и не включенных в указанный перечень что стало результатом, неправомерно установленного в извещении о проведении электронного аукциона ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренные положениями Постановления N 102.
3. В связи со стадией закупки предписание не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц ГБУЗ РК "КРКПЦ" по факту нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева Н.В. Сандул 9
2024-4808
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 июля 2024 г. N 011/06/42-646/2024 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024