Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, действующая на основании приказа от 03.11.2022 N 158, в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение муниципального бюджетного учреждения "Локомотив" (далее - МБУ "Локомотив", заказчик) от 15.07.2024 N 030730013760000001 (вх. N 6955/24 от 15.07.2024) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Пожарный ресурс", ИНН: 1101154697 (далее - ООО "Пожарный ресурс") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием ООО "Пожарный ресурс" уклонившимся от заключения муниципального контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по установке противопожарных дверей", извещение N 0107300003324000074 (далее - закупка, запрос котировок в электронной форме, обращение) при участии в рассмотрении обращении: Кузьмина С.А. - генерального директора ООО "Пожарный ресурс" (решение от 27.10.2016), 2
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе МБУ "Локомотив" представлено обращение о включении сведений об ООО "Пожарный ресурс" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ООО "Пожарный ресурс" от заключения муниципального контракта по результатам проведения электронной процедуры (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, 3 исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. МБУ "Локомотив", ООО "Пожарный ресурс", АО "Сбербанк-АСТ" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Заказчиком в материалы обращения представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие своего представителя (письмо от 18.07.2024 N 718 вх. от 18.07.2024 N 7071- эп/24). ООО "Пожарный ресурс" в материалы обращения представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы. АО "Сбербанк-АСТ" в материалы обращения представлены запрашиваемые документы (письмо вх. от 11.07.2024 N 6995-эп/24). Отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России представителей МБУ "Локомотив" и АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав генерального директора ООО "Пожарный ресурс",
установила
нижеследующие обстоятельства. 01.07.2024 заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0107300003324000074.
Согласно извещению: Наименование объекта закупки - Выполнение работ по установке противопожарных дверей. Начальная (максимальная) цена контракта: 271 000.00 руб. Закупка проводилась за счет собственных средств организации. Закупка проводилась не в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим 4 Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2024 NИЗК1 победителем закупки признано ООО "Пожарный ресурс" с присвоенным идентификационным номером участника закупки 4 с предложением цены контракта - 254 740,00 руб. Частью 6 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 настоящего Федерального закона, не допускается. 11.07.2024 заказчик разместил на электронной торговой площадке АО "Сбербанк- АСТ" проект муниципального контракта. Срок подписания проекта муниципального контракта и представления документа, подтверждающего предоставление ООО "Пожарный ресурс" обеспечения исполнения такого контракта, составлял не позднее 23:59 12.07.2024.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в 5 соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе). Как следует из материалов обращения, ООО "Пожарный ресурс" платежным поручением от 12.07.2024 N101 оплатило обеспечение исполнения муниципального контракта в размере 2802,85 руб. Вместе с тем, в регламентированный срок ООО "Пожарный ресурс" не направило заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект муниципального контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени участника.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
В соответствии с установленными требованиями и в связи с невыполнением ООО "Пожарный ресурс" условий заключения муниципального контракта 15.07.2024 заказчиком в ЕИС размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в структурированной форме. Действия заказчика по признанию победителя уклонившимся от заключения муниципального контракта соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. ООО "Пожарный ресурс" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения муниципального контракта по результатам проведения запроса 6 котировок с приложением подтверждающих документов, запрашиваемых в уведомлении Коми УФАС России.
Согласно представленным письменным пояснениям, а также озвученным на заседании Комиссии Коми УФАС России у ООО "Пожарный ресурс" отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта. Причиной неподписания проекта муниципального контракта явилась поломка системного блока, являющаяся составной частью стационарного компьютера с которого общество должно было осуществлять действия, в том числе по подписанию муниципального контракта с МБУ "Локомотив". В подтверждение вышеуказанного ООО "Пожарный ресурс" представлен Акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 17.07.2024 N 412, подтверждающий выполнение обществом с ограниченной ответственностью "Ксбр" ремонта системного блока переданного ООО "Пожарный ресурс".
Также еще одной из причин доведшей до нарушения обществом срока подписания муниципального контракта, явился выход из строя электронной цифровой подписи. В материалы обращения обществом представлен документ о получении ООО "Пожарный ресурс" ключа электронной цифровой подписи удостоверяющего центр ФНС России, действующего с с18.07.2024.
Генеральным директором ООО "Пожарный ресурс" было озвучено, что общество имеет опыт по исполнению государственных и муниципальных контрактов, в том числе есть контракт, который находится на стадии исполнения, что свидетельствует о деятельности ООО "Пожарный ресурс" как реального участника государственных и муниципальных закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России считает, что в действиях участника закупки отсутствовал умысел уклониться от заключения муниципального контракта. ООО "Пожарный ресурс" выразил стремление заключить муниципальный контракт, что подтверждается фактом оплаты обеспечения исполнения муниципального контракта. Заказчиком в материалы обращения не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Пожарный ресурс" совершенные при заключении муниципального контракта свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего. Исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. При разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия антимонопольного органа учитывает следующее. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13- П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного 7 положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные ООО "Пожарный ресурс" пояснения и документы свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения муниципального контракта, со стороны участника(победителя) закупки, а наоборот свидетельствующие о заинтересованности в его заключении. Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на то, что нарушение победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. Из позиции заказчика, изложенной в письменных пояснениях, следует, что негативных последствий в виде незаключения ООО "Пожарный ресурс" муниципального контракта для МБУ "Локомотив" не наступило, ущерб также не причинен.
На основании вышеизложенного, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения муниципального контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения такого контракта. Комиссия Коми УФАС России, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ООО "Пожарный ресурс" в их совокупности и взаимосвязи, с учетом письменных пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что ООО "Пожарный ресурс" не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупи, и, как следствие, сведения об ООО "Пожарный 8 ресурс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. "б" п.14 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать МБУ "Локомотив" во включении сведений об ООО "Пожарный ресурс", ИНН: 1101154697 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения, в действиях заказчика - МБУ "Локомотив" нарушения Закона о контрактной системе при заключении такого контракта, признании участника закупки уклонившимся от заключения муниципального контракта не подтверждены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева А.А. Мокиенко
2024-4824
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июля 2024 г. N 011/06/99-645/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - заключение муниципального контракта - обеспечение исполнения контракта - проведение внеплановой проверки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024