Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 158 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Растегаевой А.Д.- специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение бюджетного учреждения "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - БУ 2 "УКС МО ГО "Сыктывкар", заказчик) от 15.07.2024 N 030730009640000006 (вх. N 6911/24 от 15.07.2024) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Проектная инжиниринговая компания "Базис"" (далее - ООО "ПИК "Базис") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 12-24/П от 27.04.2024 на выполнение работ по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации объекту "Строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации. Выпуск N 11 в районе ул. Домны Каликовой, г. Сыктывкар", заключенного с ООО "ПИК "Базис" по результатам закупки, осуществленной путем проведения открытого конкурса в электронной форме, извещение N 0307300005224000213, при участии в заседании Комиссии:
- Щербакова Д.В., представителя БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" по доверенности от 22.07.2024;
- Клёсова А.А., представителя ООО "ПИК "Базис" по доверенности от 16.07.2024 (участие посредством веб-конференции),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком 3 (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО "ПИК "Базис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 12-24/П от 27.04.2024 на выполнение работ по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации объекту "Строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации. Выпуск N 11 в районе ул. Домны Каликовой, г. Сыктывкар" (далее - обращение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган 2024-4499 3 контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар"), БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар", ООО "ПИК "Базис" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар" в материалы обращения письмом от 18.07.2024 N 2615 (вх. N 7119-эп/24 от 19.07.2024, N 7122/24 от 19.07.2024) представлены дополнительные информация и копии документов. В письме от 18.07.2024 N 2619 (вх. N 7120/24 от 19.07.2024 УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар" заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя управления. БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар", ООО "ПИК "Базис" письмами от 18.07.2024 N 07- 4 091 (вх. N 7163-эп/24 от 22.07.2024), от 17.07.2024 N 732-24 (вх. N 7124-эп/24 от 19.07.2024), от 22.07.2024 N 733-24 (вх. N 7209-эп/24 от 22.07.2024) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов. ООО "ПИК "Базис" в письме от 16.07.2024 N 732-24 (вх. N 6988-эп/24 от 16.07.2024) заявлено ходатайство о предоставлении возможности дистанционного участия в заседании Комиссии по рассмотрению обращения БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар". Коми УФАС России в связи с наличием технической возможности ходатайство ООО "ПИК "Базис" удовлетворено, обществу предоставлена возможность участия в заседании Комиссии в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.
Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 29.03.2024 уполномоченным органом - Департаментом финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0307300005224000213 с содержащимися при нем электронными документами. Заказчиком закупки явилось УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар" от имени МО ГО "Сыктывкар" и в лице БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар". Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации объекту "Строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации. Выпуск N 11 в районе ул. Домны Каликовой, г. Сыктывкар".
Дата и время окончания срока подачи заявок - 15.04.2024 08:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 17.04.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.04.2024. 2.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2024, между УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар" от имени МО ГО "Сыктывкар" и в лице БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" (далее - Заказчик) и победителем закупки - ООО "ПИК "Базис" (далее - Подрядчик) 27.04.2024 заключен муниципальный контракт N 12-24/П (далее - контракт N 12-24/П от 27.04.2024, Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта предметом Контракта является выполнение работ по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации по объекту "Строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации. Выпуск N 11 в районе ул. Домны Каликовой, г. Сыктывкар".
В соответствии с пунктами 1.2, 1.4-1.5 Контракта: "В рамках Контракта необходимо выполнить объем работ, предусмотренный п. 1.1 Контракта в соответствии с Заданием Заказчика на проектирование Объекта (приложение N 1 к Контракту) (далее - Задание), являющимся неотъемлемой частью Контракта и исходно-разрешительной документацией для выполнения работ. Место выполнения работы: Адрес Объекта: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. Домны Каликовой, земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:710. 5 Камеральные работы - по месту нахождения Подрядчика. Место передачи документации Заказчику: офис БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар", 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 30. Сроки выполнения работ: Начало выполнения работ - с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ - не позднее 29.11.2024".
В силу пункта 1.7 Контракта: "Результатом выполненной работы по Контракту являются проектная документация и документы, содержащие результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также рабочая документация, разработанная на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, переданные Заказчику в соответствии с требованиями пункта 45.3 Задания и пункта 5.3 Контракта". Цена Контракта, согласно пункту 2.1, является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 5 499 999 (пять миллионов четыреста девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 00 копеек, цена контракта НДС не облагается. Раздел 4 Контракта содержит перечень обязанностей сторон. Так, согласно пунктам 4.1.1- 4.1.8 Заказчик обязан: "- Передать Подрядчику с сопроводительным письмом исходно-разрешительную документацию для выполнения работ в сроки, установленные разделом 7 Задания.
- Согласовать представленные Подрядчиком задания на выполнения инженерных изысканий в течении 5 рабочих дней с даты получения или представить Подрядчику мотивированный отказ.
- Направлять Запросы на предоставление технических условий в течение 3 рабочих дней с даты получения от Подрядчика исходных материалов для подачи таких заявок или представить Подрядчику мотивированный отказ.
- Направлять в адрес Подрядчика выданные технические условия в течении 3 рабочих дней с даты получения таких технических условий Заказчиком.
- Организовать согласование предоставляемых от Подрядчика материалов проекта, которые могут быть согласованы только от имени Заказчика в срок не более 10 (десяти) рабочих дней или представить Подрядчику мотивированный отказ.
- Осуществлять приемку результатов выполненных работ по Контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью и разделом 5 Контракта после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
- В течение 3 (трёх) рабочих дней направить принятые от Подрядчика по накладной результаты инженерных изысканий, проектную документацию на государственную экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и п. 5.2.3 Контракта.
- Оплачивать выполненные по Контракту работы в размерах, установленных Контрактом, не позднее 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о 6 приемке в соответствии с пунктом 2.6 Контракта".
Согласно пунктам 4.2.1-4.2.17 Подрядчик обязан: "- Принять на себя обязательства в соответствии с Заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом, выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.1 Контракта.
- В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта совместно с представителями Заказчика осуществить выезд по месту нахождения Объекта для осмотра земельного участка. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта посредством электронной почты предоставить Заказчику в виде цветного скана приказ о назначении специалиста по организации проектирования (главный инженер проекта), его контактные данные, а также документы, подтверждающие нахождение указанного специалиста в штате Подрядчика.
- Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
- Все документы, связанные с исполнением Контракта, должны подписываться представителем Подрядчика, имеющим надлежащим образом оформленную доверенность, или лицом, имеющим право действовать от имени Подрядчика без доверенности.
- По мере необходимости запрашивать дополнительную документацию, сведения и информацию, согласно подготовленному перечню, необходимую для выполнения работ, предусмотренных Заданием. Ответственность за сбор недостающей документации и информации для выполнения работ, предусмотренных Заданием, их достаточность для получения Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы по разработанной Подрядчиком документации лежит на Подрядчике.
- Согласовывать задания на выполнение инженерных изысканий, проектную и рабочую документацию с Заказчиком, а при необходимости совместно с Заказчиком по его письменному уведомлению - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
- Для проведения государственной экспертизы передать Заказчику по накладной документацию в сроки, составе и количестве экземпляров в соответствии с пунктом 45.2.2 Задания.
- Не передавать документацию третьим лицам без согласия Заказчика.
- Гарантировать Заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной Подрядчиком документации.
- Разработать самостоятельно без привлечения субподрядных организаций не менее половины от общего числа разделов и подразделов проектной документации.
- В случае привлечения субподрядных организаций в соответствии с п. 3.1 и (или) 3.2 Контракта, Подрядчик в течении 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения каждого договора субподряда направляет Заказчику следующие сведения о привлекаемых субподрядчиках: наименование, ИНН субподрядчика, почтовый и электронный адрес, перечень видов инженерных изысканий и (или) перечень разделов проектной и рабочей документации, которые будут разработаны субподрядчиком, документы, подтверждающие соответствие субподрядчика пунктам 3.1, 3.2 Контракта.
- Нести полную ответственность за надлежащее исполнение работ по Контракту субподрядными организациями и иными лицами, привлекаемыми Подрядчиком для выполнения работ по Контракту. 7 - Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по Контракту, при передаче результатов работ по Контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 15 (пятнадцати) дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
- В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы по разработанной Подрядчиком документации:
- в течение 20 (двадцати) рабочих дней устранить замечания по отрицательному заключению государственной экспертизы;
- в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты устранения замечаний по отрицательному заключению государственной экспертизы заключить договор на проведение повторной государственной экспертизы за счет собственных сил и средств. Сроки и стоимость повторной экспертизы определяет орган государственной экспертизы.
-Устранять замечания повторной государственной экспертизы в объеме и в сроки, установленные замечаниями.
- Неисполнение Подрядчиком п. 4.2.13 и п. 4.2.14 Контракта является основанием Заказчику для расторжения Контракта в соответствии с пунктами 10.3, 10.4, 10.7 Контракта.
- При выявлении в ходе строительства Объекта недостатков в разработанной Подрядчиком документации, по приглашению Заказчика, безвозмездно принять участие в работе комиссии по решению вопросов о корректировке документации.
- В срок до 10.07.2024 в соответствии с положениями Приказа Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр предоставить конъюнктурный анализ стоимости материальных ресурсов, учтенных по прайс-листам, с выбором наиболее экономичного варианта, с представлением сравнительной таблицы стоимостных и натуральных показателей.
- Обеспечивать участие уполномоченного сотрудника в устраиваемых Заказчиком технических совещаниях и предоставлении пояснений, связанных с выполнением работ по Контракту (не чаще одного раза в неделю, в рабочие дни)".
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Контракта: "- Начало выполнения работ - с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: не позднее 29.11.2024.
- В срок не позднее 01.08.2024 Подрядчик предоставляет Заказчику по накладной материалы, передаваемые для прохождения государственной экспертизы, в объеме, установленном пунктом 45.2.2 Задания". В пунктах 10.3, 10.4 Контракта определено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению Арбитражного суда Республики Коми, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе. 8 Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу пункта 10.7 Контракта: "В соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям: 10.7.1.
Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков. 10.7.2.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта".
3. Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт N 12-24/П от 27.04.2024 расторгнут БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" 12.07.2024 в одностороннем порядке. Причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило неисполнение Подрядчиком условий Контракта. В принятом 01.07.2024 решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 12-24/П от 27.04.2024 Заказчиком отражено, в том числе следующее: "Пунктами 1.1, 1.2 Контракта установлено, что предметом Контракта является выполнение работ по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации по объекту. В рамках Контракта необходимо выполнить объем работ, предусмотренный пунктом 1.1 Контракта в соответствии с заданием Заказчика на проектирование объекта (приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта и исходно- разрешительной документацией для выполнения работ. Как следует из пунктов 1.7, 3.2, 4.1.2, 4.1.7, 4.2.1, 4.26, 5.2, 5.3 Контракта, пунктов 14, 38, 45.2.2, 45.3 задания на проектирование, пунктов 2-5 приложения N 2 к Контракту Проектировщик обязался выполнить весь комплекс работ по инженерным изысканиям, в объеме, достаточном для получения результатов работ по пункту 1.7 Контракта в сроки, установленные Контрактом.
В силу пункта 4.2.6 Контракта, пункта 14 Задания Проектировщик принял на себя обязательство в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта предоставить на согласование Заказчику программы на выполнение инженерных изысканий, а также предоставить Заказчику задания на разработку инженерных изысканий. Письмами от 20.05.2024 г. N 709-24, от 21.05.2024 г. N 710-24 Проектировщик направил Заказчику программы и задания на выполнение инженерных изысканий, разработанные субподрядной организацией (ООО Аутсорсинг-ГРУПП), в соответствии с пунктом 4.2.6 Контракта и пунктом 14 задания на проектирование. По результатам рассмотрения представленной документации, Заказчиком выданы замечания о наличии в заданиях и программах на изыскательские работы недостатков, указано на отсутствие программ на выполнение инженерно-экологических, инженерно- гидрометеорологических изысканий (письмо от 24.05.2024 г. N 05-368).
Письмами от 27.05.2024 г. N 713-24, от 30.05.2024 г. N 714-24 Проектировщик направлял откорректированные по замечаниям Заказчика технические задания на 9 выполнение изыскательских работ, а также уведомил о начале полевых изыскательских работ. В письмах от 30.05.2024 г. N 05-380, от 03.06.2024 г. N 05-390 Заказчик уведомил Проектировщика о выявлении недостатков в представленных заданиях на изыскательские работы. Письмом от 30.05.2024 г. N 715-24 Проектировщик направил Заказчику программы на выполнение инженерных изысканий, однако у Заказчика отсутствовала возможность рассмотреть и согласовать программы в силу следующего. 04.06.2024 года от Проектировщика поступило уведомление от 30.05.2024 N 716-24 об аннулировании ранее представленных заданий и программ на выполнение инженерных изысканий, также Проектировщик потребовал от Заказчика предоставить ему на согласование задания на выполнение инженерных изысканий. В письме от 04.06.2024 г. N 717-24 Проектировщик продублировал свое требование, указал на невозможность выполнения контрактных работ, вызванную непредоставлением Заказчиком заданий на изыскательские работы. Письмом от 06.06.2024 г. N 07-062 Заказчик предоставил Проектировщику разъяснения о том, что приложенное к Контракту задание на проектирование содержит все необходимые сведения для выполнения инженерных изысканий в полном объеме, о том, что пунктами 4.1.2, 4.2.6 Контракта прямо установлена обязанность Проектировщика предоставить Заказчику задания на изыскательские работы. В дальнейшем сторонами велась длительная переписка по данному вопросу:
- письма Проектировщика от 05.06.2024 N 718-24, от 07.06.2024 N 719-24, от 14.06.2024 N 72024, от 14.06.2024 г. N 721-24, от 20.06.2024 N 723-24, от 20.06.2024 N 724-24, от 26.06.2024 N 725-24;
- ответы Заказчика от 10.06.2024 N 07-064, от 17.06.2024 N 07-072, от 19.06.2024 N 07-077, от 21.06.2024 N 07-080, от 24.06.2024 N 07-082, от 27.06.2024 г. N 07-083.
Как следует из перечисленных писем свою позицию Проектировщик обосновывал противоречием между пунктами 4.12, 4.13, 4.18 СП 47.1.3330.2016 (далее - Свод правил) и условиями Контракта. Ссылаясь на данные пункты Свода правил, Проектировщик указывал, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с законодательством РФ договор между заказчиком и исполнителем инженерных изысканий. К договору прилагается задание на выполнение инженерных изысканий, материалы и документы, необходимые для выполнения работ. Задание составляется и утверждается заказчиком, согласовывается исполнителем. Основываясь на положениях Свода правил, Проектировщик на протяжении всей переписки продолжал требовать от Заказчика предоставления заданий на выполнение инженерных изысканий. В перечисленных выше ответах Заказчик последовательно и подробно разъяснил Проектировщику о том, что его позиция основана на неправильном понимании приводимых им норм права, игнорировании нормативных и контрактных требований, регулирующих правоотношения сторон при выполнении изыскательских работ. Проектировщику разъяснено, что согласно пункту 4.12 Свода правил к Контракту прилагается задание на проектирование (приложение N 1 к Контракту), которое в соответствии с пунктом 4.14 Свода правил содержит задание на разработку инженерных изысканий, соответствующее требованиям, установленным пунктом 4.15 Свода правил.
В соответствии с пунктом 4.13 Свода правил такое задание было составлено и утверждено Заказчиком, согласовано и принято в работу Проектировщиком без замечаний. 10 Также Проектировщику разъяснено, что обязанность Проектировщика подготовить задания на выполнение инженерных изысканий и предоставить их Заказчику прямо установлена пунктом 4.2.6 Контракта, следует из пункта 4.1.2 Контракта и обусловлена необходимостью оценки соблюдения обязательных требований Контракта, предъявляемых к исполнителям работ по изысканиям (пункты 3.1 , З .2 Контракта), а также соблюдения обязательных требований к самим изыскательским работам (пункты 3.3, 4.24, 4.2.11 Контракта, пункт 14 задания на проектирование). Доводы Заказчика, изложенные в перечисленных выше письмах и основанные на нормах права и условиях Контракта, Проектировщиком игнорируются, мотивированные возражения не представлены. Вместо продолжения работ по Контракту или предоставления обоснованных возражений Проектировщик из раза в раз направлял письма с указанием одного и того же довода. Вместе с тем, в перечисленных письмах Проектировщика нет указаний на недостаточность исходных данных или сведений, необходимых для выполнения инженерных изысканий, также в письмах Проектировщика не заявляется об отсутствии в задании на проектирование сведений, предусмотренных пунктом 4.15 Свода правил или иными нормативными актами. Из указанного следует, что Проектировщиком не соблюдены требования статьи 716 Гражданского кодекса РФ. При этом, как указано выше, Проектировщик уже предоставлял Заказчику на согласование задания на выполнение инженерных изысканий, выданные субподрядной организации (ООО Аутсорсинг-ГРУПП).
Иными словами, у Проектировщика отсутствуют какие-либо препятствия в выполнении изыскательских работ, однако Проектировщик длительное время продолжает уклоняться от исполнения контрактных обязательств.
Также стоит отметить, что по результатам анализа условий аналогичных контрактов, исполненных и исполняемых Проектировщиком и размещенных в ЕИС, установлено, что ни в одном из таких контрактов на разработку ПСД не содержалось условий о предоставлении Проектировщику заданий на изыскания в качестве исходных данных, тем не менее данные контракты были исполнены или исполняются в настоящее время. Такие контракты содержали типовые технические задания на выполнение проектных работ, аналогичные заданию на проектирование, приложенное к Контракту. Более того, в ряде контрактов прямо прописана обязанность Проектировщика разработать задания на изыскания (аналогично пункту 4.2.6 Контракта), что не явилось препятствием в выполнении работ, в отличие от Контракта, где условие о предоставлении Заказчику заданий стало препятствием в выполнении работ. Наряду с вышеизложенным в настоящем уведомлении, такое обстоятельство также указывает на недобросовестное поведение Проектировщика, на неправомерность его требований по данному вопросу. В письмах от 22.05.2024 N 711-24, от 30.05.2024 г. N 715-24, от 05.06.2024 г. N 718- 24, от 07.06.2024 г. N 719-24, от 20.06.2024 N 723-24 Проектировщик сослался на отказ Заказчика в согласовании основных технических решений (далее - ОТР), представленных письмом от 15.05.2024 г. N 707-24.
В ответах Заказчика от 22.05.2024 г. N 05-359, от 06.06.2024 г. N 07-062, от 10.06.2024 г. N 07-064, от 21.06.2024 г. N 07-080 Проектировщику было разъяснено, что представленные Проектировщиком ОТР направлены на согласование в МКП "Жилкомсервис" в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.2.6 Контракта. После рассмотрения сетевой организацией ОТР Проектировщику направлено письмо от 13.06.2024 г. N 05-417 с согласованием ОТР, в связи с чем данный вопрос был 11 разрешен. Вместе с тем, Контрактом предусмотрена обязанность Проектировщика по выполнению работ по инженерным изысканиям. Какие-либо препятствия в проведении изысканий, в том числе в период согласования ОТР, у Проектировщика отсутствовали.
Таким образом, какие-либо препятствия в исполнении Контракта, связанные с согласованием ОТР, у Проектировщика отсутствовали. В письме от 20.06.2024 г. N 724-24 Проектировщик, ссылаясь на пункт 4 "Положения о выполнении инженерных изысканий" (утв. Постановлением Правительства РФ 19.01.2006 N 20), потребовал предоставить ему программы на выполнение инженерных изысканий. В ответ на данное требование Заказчик письмом от 21.06.2024 г. N 07-082 указал, что в силу пунктов 1.7, 3.2, 4.12, 4.1.7, 4.2.1, 4.26, 5.2, 5.3 Контракта, пунктов 14, 38, 45.2.2, 45.3 задания на проектирование, пунктов 2-5 приложения N 2 к Контракту Проектировщик обязался выполнить весь комплекс работ по инженерным изысканиям, в объеме, достаточном для получения результатов работ по пункту 1.7 Контракта в сроки, установленные Контрактом, в том числе Проектировщик обязался разработать программы по инженерным изысканиям.
Также обязательство Проектировщика по разработке программ прямо установлена пунктом 4.21 Свода правил.
Таким образом, требование Проектировщика о предоставлении Заказчиком программ на выполнение инженерных изысканий основано на неправильном понимании условий Контракта и нормативных требований либо на намеренном искажении смысла приводимых Проектировщиком норм. С учетом изложенного требование о предоставлении Заказчиком программ на изыскательские работы в качестве исходных данных не является обоснованным и противоречит условиям Контракта и закону.
Также, в письме от 20.06.2024 г. N 724-24 Проектировщик заявил об увеличении объемов работ в связи с необходимостью проведения работ на другом земельном участке с кадастровым номером (далее - КН): 1087.
Письмом от 21.06.2024 г. N 07-082 Заказчик уведомил Проектировщика о том, что факт увеличения объемов изыскательских работ должен быть надлежащим образом обоснован. Виды и объемы запланированных работ по инженерным изысканиям согласно пункту 4, 19 Свода правил, пункту 14 задания на проектирование указываются в программах работ по инженерным изысканиям. Поскольку представленные программы были аннулированы Проектировщиком, а актуальные программы Заказчику не представлены, установить и подтвердить факт увеличения объемов изыскательских работ не представляется возможным. Между тем, согласно ранее направленной письмом Проектировщика от 21.05.2024 N 710-24 программе работ по инженерно-геодезическим изысканиям объем запланированных работ по топографической съемке составлял 2,7 га (спорный земельный участок с КН : 1087 в программе не учитывался). Письмом от 30.05.2024 N 715-24 Проектировщик представил программу работ по инженерно-геодезическим изысканиям уже с учетом земельного участка с КН : 1087, где объем запланированных работ по топографической съемке составил 1 га, то есть уменьшился более чем в 2 раза. Иными словами, исходя из документации, которую ранее направлял Проектировщик, объем изыскательских работ при изменении земельного участка уменьшился, а не увеличился. Несмотря на указание Заказчика о необходимости предоставления документации, 12 подтверждающей увеличение объемов работ, такая документация Проектировщиком не предоставлена, что не позволило рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Контракт. Заявляя о некорректности, противоречиях условий Контракта, о несогласии с требованиями Контракта, касающимися заданий и программ на изыскательские работы, Проектировщик не раскрывает, по какой причине он не заявлял возражений к условиям Контракта, объему своих обязательств на стадии проведения конкурсной процедуры до подписания Контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Заключая Контракт, Заказчик рассчитывал на то, что работы будут выполняться в точном соответствии с условиями Контракта.
В соответствии со статьями 420, 421, 702, 758, 759 Гражданского кодекса РФ Проектировщик, предварительно ознакомившись с условиями выполнения работ, добровольно принял на себя контрактные обязательства на обозначенных Заказчиком условиях, однако при исполнении Контракта немотивированно отказался от исполнения принятых на себя обязательств. Правомерные требования Заказчика об устранении нарушений Контракта, о предоставлении ему документации, предусмотренной Контрактом, систематически не исполняются.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. С учетом изложенного при исполнении Контракта сложилась крайне негативная ситуация, выражающаяся в том, что Проектировщик длительное время уклоняется от исполнения своих обязательств, обосновывая такое уклонение нормами, которые Проектировщик понимает и трактует неправильно либо намеренно искажает значение приводимых им норм. Несмотря на многочисленные и подробные разъяснения Заказчика, Проектировщик продолжает настаивать на предоставлении ему заданий на изыскательские работы, хотя такое требование прямо противоречит условиям Контракта и положениям закона. К сегодняшнему дню Заказчику не предоставлены откорректированные и актуальные программы по инженерным изысканиям. Пунктом 14 задания на проектирование установлено, что программы по инженерным изысканиям должны быть представлены Заказчику в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта (до 17.05.2024 года). Нарушение сроков исполнения данного обязательства превышает 40 дней, что является значительным сроком. Кроме того, как следует из перечисленных выше писем Проектировщика, работы по Контракту фактически не ведутся, принятые на себя обязательства Проектировщик не исполняет. При этом, как указано выше, обстоятельства, на которые ссылается Проектировщик как на препятствующие выполнению работ, таковыми не являются. С учетом описанного правового поведения Проектировщика Заказчику становится очевидно, что Проектировщик не намерен продолжать работы по Контракту, в одностороннем порядке уклоняется от исполнения обязательств, утратил интерес к достижению сторонами результатов работ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, 13 предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Наряду с общими основаниями для одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренными Гражданским кодексом РФ и Законом о контрактной системе, стороны конкретизировали признаки существенного нарушения Проектировщиком обязательства, влекущего право Заказчика на односторонний отказ от исполнения Контракта. Как следует из пункта 4.2.14.2 Контракта неисполнение подрядчиком пунктов 4.2.13, 4.2.14 Контракта является основанием Заказчику для расторжения Контракта в соответствии с пунктами 10.3, 10.4, 10.7 Контракта. Письмом от 17.06.2024 г. N 07-072 Заказчик в соответствии с пунктами 4.2.1, 4.2.6, 4.2.13 Контракта, пунктом 14 задания на проектирование, статьями 715, 760, 761 Гражданского кодекса РФ потребовал предоставить ему откорректированные по замечаниям Заказчика задания на разработку инженерных изысканий и программы по инженерным изысканиям в срок до 21.06.2024 года. Данное требование ни в установленный срок, ни к сегодняшнему дню не исполнено, что является основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с пунктами 4.2.14.2, 10.7 Контракта, статьей 715 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, в силу пункта 5.2 Контракта, пункта 45.2.2 задания на проектирование Проектировщик принял на себя обязательство предоставить Заказчику отчеты по инженерным изысканиям, отчет по оценке воздействия на водные биоресурсы, проектную документацию, ведомость объемов работ, сметную документацию, прайс-листы, конъюнктурный анализ, исполнительную смету на проектные работы в срок до 01.08.2024 года. С учетом того, что по прошествии более чем двух месяцев с даты заключения Контракта Проектировщик не выполнил изыскательские работы, не предоставил Заказчику задания и программы на изыскательские работы, календарный план проведения работ по инженерным изысканиям, учитывая объем невыполненных к сегодняшнему дню работ, а также то, что до наступления срока по пункту 5.2 Контракта остается месяц, для Заказчика очевидно, что работы не будут выполнены в срок. При этом, Проектировщик ни в одном из писем не выражал свое намерение завершить работы в установленный Контрактом срок, напротив, на протяжении всей переписки Проектировщик продолжает неправомерно настаивать на предоставлении ему заданий на изыскательские работы, программ изыскательских работ при полном игнорировании разъяснений Заказчика. На протяжении месяца Проектировщик заявляет о том, что работы по Контракту не ведутся, какие-либо предпосылки к изменению позиции Проектировщика не усматриваются. Такие обстоятельства прямо указывают, что при исполнении Контракта возникла ситуация, предусмотренная пунктом 10.7 Контракта, пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, в силу которых у Заказчика также возникает право на односторонний отказ от исполнения Контракта. О последствиях ненадлежащего исполнения Контракта, в том числе о праве Заказчика на односторонний отказ от исполнения Контракта, Проектировщик неоднократно предупреждался в перечисленных выше письмах Заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 450.1 , 715 Гражданского кодекса РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктами 4.2.14.2, 10.3, 10.7 Контракта, Заказчик принял настоящее решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 12-24/П от 27.04.2024". 4.
Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 14 12-24/П от 27.04.2024 размещено БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" в ЕИС - 01.07.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе обзора официального сайта ЕИС установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата - 01.07.2024.
Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "ПИК "Базис" об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату - 01.07.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым. Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО "ПИК "Базис" об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 11.07.2024.
Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 12-24/П от 27.04.2024, а также датой расторжения такого контракта является дата - 12.07.2024.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения о контракте из реестра контрактов", а также обращения БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" от 15.07.2024 N 030730009640000006 о включении информации об ООО "ПИК "Базис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует, что датой расторжения контракта является 12.07.2024, что не противоречит части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае 15 одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает 16 решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "ПИК "Базис" недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере 17 закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из пояснений представителя ООО "ПИК "Базис", озвученных в ходе заседания Комиссии, а также представленной ООО "ПИК "Базис" письмом от 17.07.2024 N 732-24, следует, что в период с 27.04.2024 по 15.05.2024 года (8 рабочих дней) Подрядчиком был выполнен и передан Заказчику (письмом N 707-24 от 15.05.2024) на согласование раздел проектной документации ОТР (основные технические решения) состоящий из 136 страниц и содержащий следующую информацию:
1. Основные характеристики района строительства.
2. Информация о существующих сетях ливневой канализации.
3. Расчёт производительности ЛОС. 4.
Технические решения ЛОС - 3 варианта.
5. Технологические схемы ЛОС - 3 варианта.
6. Предварительная планировка земельного участка под ЛОС. 7.
Основные технико-экономические показатели 3 предложенных вариантов.
8. Капитальные затраты на строительство.
9. Расчет количества и стоимости расходных материалов 10. Расход реагентов и материалов 11. Запрос коммерческих предложений от производителей ЛОС в 3 вариантах. 27.05.2024 года совместно с Заказчиком осуществлен выезд по месту нахождения объекта, что подтверждено протоколом по итогам совместного выезда по месту нахождения объекта для осмотра земельного участка от 27.05.2024. 27.05.2024 выполнены полевые работы по инженерным изысканиям на участке с кадастровым номером 11:05:0106056:710, на котором в соответствии с заключённым Контрактом должны размещаться очистные сооружения. Указанное выше, по мнению ООО "ПИК "Базис", свидетельствует о желании и стремлении Общества в выполнении договорных обязательств по контракту. Между тем, как указывает ООО "ПИК "Базис", Заказчик отказался рассматривать представленный раздел проектной документации, сообщив при этом в письме от 24.05.2024 N 05-368 на то, что требование Подрядчика о согласовании основных технических решений, направленных письмом от 15.05.2024 N 707-24, является необоснованным на данном этапе выполнения работ по контракту, поскольку решение по выбору параметров, характеристик и расположению очистных сооружений возможно только после проведения полного объема полевых, лабораторных, камеральных и иных видов работ по инженерным изысканиям. Представителем ООО "ПИК "Базис" отмечено, что в результате настойчивых требований ООО "ПИК Базис" отражённых в письмах: N711-24 от 22.05.2024 года, N712- 24 от 22.05.2024 года, N715-24 от 30.05.2024 года, N718-24 от 05.06.2024 года, N719-24 от 07.06.2024 года, общество получило 13.06.2024 года от Заказчика письмом N 05-417 согласование выполненной проектной документации. При этом со стороны Заказчика не было ни единого замечания, что говорит о качестве выполненной документации. Обращено внимание, на то, что рассмотрение одного раздела проектной документации заняло у Заказчика 21 рабочий день, при том, что в соответствии с пунктом 4.1.5. заключённого Контракта "Заказчик обязан: организовать согласование предоставляемых от Подрядчика материалов проекта, которые могут быть согласованы только от имени Заказчика в срок не более 10 (десяти) рабочих дней или представить 18 Подрядчику мотивированный отказ". Более того Заказчик письмом N 07-054 от 22.05.2024 года, менее чем через месяц после заключения Контракта, при сроке окончания выполнения работ 29.11.2024 года, уже получив 15.05.2024 года на согласование раздел проектной документации, начинает претензионную переписку и подготовку к расторжению Контракта в одностороннем порядке путём выставления претензии на портале ЕИС и требования оплатить размер пени в сумме 43 999,99 рублей.
Также отмечено, что в письме N 718-24 от 05.06.2024 ООО "ПИК "Базис" обращало внимание Заказчика на отсутствие у Подрядчика технических заданий на инженерные изыскания, которые предоставляет на согласование Исполнителю именно Заказчик. По мнению ООО "ПИК "Базис" об изначальном препятствовании выполнению работ со стороны Заказчика, явном затягивании сроков рассмотрения представленной на согласование документации и не желании Заказчика предоставить ООО "ПИК Базис" возможность выполнить договорные обязательства по муниципальному контракту N12- 24/П в оговоренный срок, свидетельствует многочисленная переписка. Так, ни один документ, представленный Заказчику на согласование в период с 27.04.2024 года по 05.06.2024 года письмами: N 706-24 от 13.05.24 года; N 707-24 от 15.05.24 года; N 708-24 от 17.05.24 года; N 709-24 от 20.05.24 года; N 710-24 от 21.05.24 года; N 711-24 от 22.05.24 года; N 713-24 от 27.05.24 года; N 714-24 от 30.05.24 года; N 715-24 от 30.05.24 года - не был им согласован. В то же время из 7-ми писем, направленных Заказчиком в адрес ООО "ПИК Базис", содержится отказ в каких-либо согласованиях, а в 5-ти из них угрозы расторжения заключённого контракта. ООО "ПИК "Базис" отмечено, что общество было полностью лишено возможности выполнять какие-либо работы по контракту ввиду отсутствия исходных данных, необходимых для начала выполнения инженерных изысканий, что влечет за собой невозможность начала выполнения работ по проектированию. В связи с чем, осознавая невозможность в данной ситуации продолжать проведение работ по Контракту без риска срыва сроков выполнения работ, Общество было вынуждено остановить работы по Контракту, о чем письмом N 717 от 04.06.2024 года уведомило Заказчика. Представителем ООО "ПИК "Базис" отмечено, что с точки зрения Общества единственная причина, послужившая основанием для принятия Заказчиком 01.07.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 12-24/П от 27.04.2024 года, это явное нежелание Заказчика вносить изменения (дополнения) в заключённый ранее муниципальный контракт N 12-24/П в части увеличения объёма, стоимости и сроков выполнения работ. Необходимость увеличения объёма, стоимости и сроков выполнения работ по заключённому Контракту была вызвана возникшей в процессе выполнения работ необходимостью проведения работ по инженерным изысканиям помимо земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106056:710, так же дополнительно на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0000000:1087.
В предоставленном Заказчику на согласование письмом N 707-24 от 15.05.2024 года разделе проектной документации ОТР (основные технические решения), который Заказчик письмом N 05-417 от 13.06.2024 года утвердил без замечаний (т.е. полностью согласился). содержится в пункте 4 "Выбор площадки для строительства ЛОС": "Для выбора площадки было рассмотрено 2 земельных участка с кадастровым номером 11:05:0106056:710 и 11:05:0000000:1087.
Рассмотрев 2 земельных участка, исходя из габаритов проектируемых ливневых очистных сооружений проектными решениями было принято разместить ЛОС на 19 земельном участке с кадастровым номером 11:05:0000000:1087, так как на участке с кадастровым номером 11:05:0106056:710 невозможно разместить ЛОС. План размещения ЛОС на земельном участке предоставлен на графической части листы 1- 3 раздела 22-2024 ОТР".
Указанное было сделано по настоятельному требованию Заказчика в процессе выполнения работ. ООО "ПИК "Базис" обращает внимание, что в подтверждение данного вывода, так же говорит незаконное требование Заказчика, отражённое в письме N 05-380 от 30.05.2024 года, в пункте 2, а именно: "Дополнить· (существующий выпуск расположен на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0106056:710, проектируемое локальное очистное сооружение, согласно сведениям, предоставленным проектировщиком, планируется разместить на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0000000:1087.
В ТЗ указать оба земельных участка через запятую, а именно: "11:05:0106056:710, 11:05:0000000:1087".
Более того, Заказчик письмом N 05-435 от 19.06.2024 года направил в адрес Проектировщика договор безвозмездного пользования от 27.05.2024 N 01/24-7, на земельный участок с кадастровым номером 11:05:0000000:1087 площадью 6475 кв.м. для строительство локальных очистных сооружений. Проведение инженерных изысканий на котором в рамках заключённого муниципального контракта N12-24/П не предусмотрено. При том, что площадь земельного участка с кадастровым номером 11:05:0106056:710, объёмы работ по выполнению инженерных изысканий на который включены в состав заключённого контракта, согласно пункта 10 приложения 1 "Задание БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" на проектирование объекта капитального строительства": "проектом предусмотреть строительство локальных очистных сооружений (далее - ЛОС) в районе выпуска N 11 по ул. Домны Каликовой на участке с кадастровым номером 11:05:0106056:710, на котором должны размещаться ЛОС" - площадь земельного участка для размещения ЛОС - 2719 м2, а стоимость работ по выполнению инженерных изысканий на нём, согласно пунктов 2-5 приложения 2 "Расчет стоимости" заключенного контракта составляет 1 992 868,85 рублей. Площадь земельного участка с кадастровым номером 11:05:0000000:1087, объёмы работ по выполнению инженерных изысканий на который не включены в состав заключённого контракта, согласно предоставленного Заказчиком договора безвозмездного пользования от 27.05.2024 N 01/24-7 на земельный участок с кадастровым номером 11:05:0000000:1087 составляет 6475 кв.м. Соответственно, стоимость проведения всех инженерных изысканий на земельном участке 11:05:0000000:1087, площадью 6475 м2 должна составлять дополнительно к заключённому Контракту 6475*1 992 868,85/2719 = 4 745 798,38 рублей, при стоимости всех работ по Контракту (изыскания + выполнения проектных работ) 5 499 999,00 рублей. Данное обстоятельство влечёт за собой увеличение сроков выполнения работ по данному Контракту. Представителем ООО "ПИК "Базис" заявлено, что, учитывая изложенное выше, становится понятным, столь навязчивое требование Заказчика, содержащееся практически во всех письмах, с самого начала переписки, о необходимости ООО "ПИК "Базис" самому себе, в нарушение действующего законодательства РФ в сфере строительства, самостоятельно составить, подписать, и передать Заказчику задания на проведение инженерных изысканий на двух земельных участках, вместо одного. Ведь, в таком случае (составление самому себе задания на проведение инженерных изысканий на двух земельных участках, вместо одного) у ООО "ПИК "Базис" не сможет заявлять о 20 необходимости увеличения объёма, стоимости и сроков выполнения работ по заключённому Контракту. А в случае, предоставления Заказчиком заданий на проведение инженерных изысканий на двух земельных участках, вместо одного, у ООО "ПИК "Базис" возникает законное основание требовать увеличения объёма, стоимости и сроков выполнения работ по заключённому Контракту, что явно не устроит Заказчика. По мнению Общества, именно несогласие ООО "ПИК "Базис" самому себе, в нарушение действующего законодательства РФ в сфере строительства, самостоятельно составить, подписать, и передать Заказчику задания на проведение инженерных изысканий на двух земельных участках, вместо одного и послужило обоснованием для Заказчика заявить о якобы не желании ООО "ПИК "Базис" выполнять договорные обязательства и послужило основанием для принятия Заказчиком 01.07.2024 не законного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 12-24/П от 27.04.2024 года. Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО "ПИК "Базис" факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по муниципальному контракту N 12-24/П от 27.04.2024.
Касаемо довода ООО "ПИК "Базис" об отсутствии у него исходных данных, необходимых для начала выполнения инженерных изысканий, отсутствие обязанности со стороны Подрядчика по разработке технических заданий для выполнения инженерных изысканий, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 1.2 Контракта в рамках данного Контракта Подрядчик принял на себя обязательство выполнить объем работ, предусмотренный пунктом 1.1 Контракта в соответствии с Заданием Заказчика на проектирование Объекта (приложение N 1 к Контракту) (далее - Задание), являющимся неотъемлемой частью Контракта и исходно- разрешительной документацией для выполнения работ.
Согласно пунктам 4.13, 4.14 "СП 47.13330.2016.
Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (далее - Свод правил), Задание составляется и утверждается заказчиком, согласовывается исполнителем. Задание является организационно-распорядительным документом, содержащим основные сведения об объекте изысканий и основные требования к материалам и результатам инженерных изысканий. Задание выдается на весь комплекс инженерных изысканий, выполняемых на объекте, или раздельно по видам и этапам выполнения инженерных изысканий. Пунктом 4.15 Свода Правил установлен перечень требований к заданию, с указанием сведений и данных, которые должно содержать такое задание. В ходе рассмотрения обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что Заданием на проектирование объекта "Строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации. Выпуск N 11 в районе ул. Домны Каликовой, г. Сыктывкар" (приложение N 1 к контракту) предусмотрены основные сведения об объекте изысканий, основные требования к изыскательским работам, материалам и результатам инженерных изысканий. Следовательно у Подрядчика имелись все необходимые сведения для выполнения полного объема, предусмотренных Контрактом, работ по инженерным изысканиям. При этом следует отметить, что Задание на проектирование, содержащее все необходимые сведения, перечисленные в пункте 4.15 Свода правил, было составлено, утверждено Заказчиком и согласовано с ООО "ПИК "Базис" при подписании Контракта. Каких-либо возражений, касающихся исходных данных, необходимых для выполнения изыскательских работ Подрядчиком заявлено не было. Следовательно, задание 21 на выполнение инженерных изысканий, отраженное в Задании на проектирование объекта, было согласовано Подрядчиком и принято последним в работу.
Также следует отметить, что обязанность Подрядчика подготовить задания на выполнение инженерных изысканий и предоставить их Заказчику прямо установлена пунктом 4.2.6 Контракта, следует из пункта 4.1.2 Контракта и обусловлена необходимостью оценки соблюдения обязательных требований Контракта, предъявляемых к исполнителям работ по изысканиям (пункты 3.1, 3.2 Контракта), а также соблюдения обязательных требований к самим изыскательским работам (пункты 3.3, 4.2.4, 4.2.11 Контракта, пункт 14 задания на проектирование). Предоставление Подрядчиком 20.05.2024 в адрес Заказчика на согласование заданий на выполнение инженерных изысканий, выданные субподрядной организацией (ООО "А- Групп"), противоречит заявленной ООО "ПИК "Базис" позиции по данному вопросу. Касаемо доводов ООО "ПИК "Базис" в части нежелания Заказчика вносить изменения (дополнения) в заключённый ранее муниципальный контракт N 12-24/П ввиду увеличения объёма, стоимости и сроков выполнения работ в связи с необходимостью проведения работ на другом земельном участке с кадастровым номером (КН: 1087), Комиссия Коми УФАС России отмечает, что несмотря на указание Заказчика о необходимости предоставления документации, подтверждающей увеличение объемов работ, такая документация Подрядчиком не представлена, в связи с чем, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Контракт Заказчику не представилось возможным.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных 22 условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков. Закон о контрактной системе, за исключением прямо указанных в законе случаев, не устанавливает обязанности субъектов предпринимательской деятельности участвовать в процедурах проведения государственных закупок. Однако, принимая участие в таких процедурах соответствующий субъект добровольно принимает на себя обязательства выполнить работы (оказать услуги) в соответствии на условиях, предложенных Заказчиком. Победитель закупки должен понимать последствия совершения действий (бездействия) по неисполнению контракта и принимать организационные и экономические меры, в первую очередь, для исполнения контракта в случае признания его заявки лучшей; осознавать, что как участник рынка, несет риск ответственности при отказе от заключения контракта. ООО "ПИК "Базис", участвуя в закупке, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки. ООО "ПИК "Базис" как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по муниципальному контракту в соответствии с требованиями закупки. В материалах дела отсутствуют, ООО "ПИК "Базис" не представлены доказательства принятия с его стороны всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении подрядчика. То обстоятельство, что участник закупки направил заявку на участие в закупке, а после признания его победителем закупки не исполнил условия контракта без достаточных на то оснований, свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки. Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ООО "ПИК "Базис" были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Согласно письмам УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар", БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" от 18.07.2024 N 2615 (вх. N 7119-эп/24 от 19.07.2024), от 18.07.2024 N 2615 (вх. N 7122/24 от 19.07.2024) необходимость выполнения работ в рамках контракта была обусловлена обязательством администрации МО ГО "Сыктывкар" выполнить строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации города Сыктывкара с целью доведения качества сточных вод после очистных сооружений до нормативных требований, установленных законодательством Российской Федерации, в рамках выполнения решения Сыктывкарского городского суда от 11.06.2010 по делу N 2-2337/2010.
Неисполнение данных обязательств оказывает негативное воздействие на водный объект (р. Сысола), а для администрации МО ГО 23 "Сыктывкар" влечет наложение административных штрафов со стороны Федеральной службы судебных приставов. Отмечено, что учитывая длительность цикла проектирования и строительства объектов капитального строительства, а также привязки этих циклов к сезонным проявлениям, то неисполнение контракта, привлекшее к его расторжению, приводит к значительной потере времени, что в последствии создает риски финансовых потерь для бюджета МО ГО "Сыктывкар" в связи с просрочкой исполнения судебного решения. За неисполнение судебного решения администрация МО ГО "Сыктывкар" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ. Представитель БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России на включении сведений в отношении ООО "ПИК "Базис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивал.
На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения ООО "ПИК "Базис" своих обязательств по контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении контракта, отсутствие со стороны ООО "ПИК "Базис" доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по контракту, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о допущенной ООО "ПИК "Базис" недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. С учетом вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 13 Правил, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" информацию в отношении ООО "ПИК "Базис" (ИНН: 7448227800; КПП: 744801001; директор: Клёсов Андрей, ИНН: 744730082946; учредитель: Клёсова Наталия Петровна, ИНН: 745312517800) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 12- 24/П от 27.04.2024 на выполнение работ по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной и рабочей документации объекту "Строительство локальных очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации. Выпуск N 11 в районе ул. Домны Каликовой, г. Сыктывкар", заключенного с ООО "ПИК "Базис" по результатам закупки, осуществленной путем проведения открытого конкурса в электронной форме, извещение N 0307300005224000213, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ПИК "Базис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - БУ "УКС МО ГО "Сыктывкар" нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено. 24 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.Д. Растегаева
2024-4914
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июля 2024 г. N 011/06/99-641/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024