Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский кочпонский интернат" (далее - ГБУ РК "Кочпонский интернат", заказчик) N 030720000850000002 от 16.07.2024 (вх. N 6966/24 от 16.07.2024) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024 на выполнение работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе, заключенного с ООО "Меркурий" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона N 0307200030623003662, при участии в заседании Комиссии посредством веб-конференции:
- Исаченко А.И., представителя ГБУ РК "Кочпонский интернат" по доверенности N 09-13/122/2024 от 22.07.2024;
- Поплавской О.Ю., представителя ГБУ РК "Кочпонский интернат" по доверенности N 09-13/1/2024 от 09.01.2024,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГБУ РК "Кочпонский интернат" в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО "Меркурий" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024 на выполнение работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. ГБУ РК "Кочпонский интернат", ООО "Меркурий" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. В связи с заявленным ГБУ РК "Кочпонский интернат" ходатайством от 22.07.2024 N 1391/2024 (вх. N 7194-эп/24 от 22.07.2024) о предоставлении возможности дистанционного участия в рассмотрении обращения, заседание Комиссии по рассмотрению указанного выше обращения осуществлено в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.
В составе письма от 22.07.2024 N 1391/2024 ГБУ РК "Кочпонский интернат" в материалы обращения представлены дополнительные копии документов, касаемо исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024.
Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 15.12.2023 уполномоченным учреждением - ГКУ РК "ЦООиПТ", наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 N 45 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми" функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200030623003662 с содержащимися при нем электронными документами. Заказчиком закупки явилось ГБУ РК "Кочпонский интернат". Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе". Начальная (максимальная) цена контракта - 915 598,80 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.12.2023 07:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 27.12.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.12.2023. 2.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0307200030623003662 от 28.12.2023 между ГБУ РК "Кочпонский интернат" и победителем закупки - ООО "Меркурий" (далее - Подрядчик) 18.01.2024 заключен контракт N 0307200030623003662 (далее - контракт N 0307200030623003662 от 18.01.2024, Контракт). 4 Согласно пунктам 1.1 - 1.4 Контракта: "В сроки, установленные настоящим Контрактом Подрядчик обязуется выполнить работы по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить за выполненные Работы. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложениями N 3,4 к Контракту и проектной документацией. Место выполнения Работ: Республика Коми, г. Сыктывкар ул. Северная д.71. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.05.2024 года". Цена настоящего Контракта, согласно пункту 2.1, составляет 750 000,00 (Семьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается. Раздел 5 Контракта содержит перечень прав и обязанностей сторон. Так, согласно пунктам 5.1.1-5.1.5, 5.1.10 Контракта Подрядчик обязан: "- Осуществлять выполнение работ в последовательности, установленной нормативами и правилами для данного вида работ с соблюдением технологического процесса, с соблюдением норм и правил по технике безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.
- Выполнить все работы надлежащего качества, в объеме и в срок, предусмотренный Контрактом.
- В трехдневный срок с даты подписания настоящего Контракта известить в письменном виде Заказчика о назначении своего представителя, ответственного за ход выполнения работ по настоящему Контракту, с указанием представленных ему полномочий, по осуществлению приема-сдачи выполненных работ по настоящему Контракту с приложением заверенных надлежащим образом копий подтверждающих документов (приказ).
- Обеспечивать место выполнения работ всеми видами материально-технических ресурсов в строгом соответствии с технологической последовательностью выполнения работ в сроки, установленные контрактом.
- Обеспечить выполнение работ своим снаряжением и оборудованием, с использованием собственного материала, самостоятельно производить доставку необходимого оборудования, механизмов на объекты и их разгрузку. Приобретение необходимых материалов и товаров для выполнения работ в соответствии с настоящим техническим заданием осуществляется Подрядчиком собственными силами за счет собственных средств.
- Незамедлительно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы по Контракту, при обнаружении:
- возможности неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы;
-иных обстоятельств, способных повлечь за собой изменение сроков или стоимости выполняемых работ. При наступлении вышеуказанных чрезвычайных событий после незамедлительного уведомления Заказчика принимать все возможные меры, направленные на ликвидацию последствий таких событий и предотвращение или минимизацию причиняемого объекту ущерба, вреда жизни и здоровью находящихся на объекте лиц". При этом, согласно, в том числе пунктам 5.3.1 - 5.3.6 Контракта, Заказчик обязан: "- Осуществлять контроль за выполнением работ по условиям Контракта, а также проверку качества выполняемых работ со стороны Подрядчика с правом составления и подписания соответствующих документов.
- В трехдневный срок с даты подписания Контракта, передать Подрядчику исходные 5 данные для выполнения Подрядчиком работ, указанных в пункте 1.1. Контракта.
- Назначить распорядительным документом ответственных лиц для осуществления контроля в рамках выполнения Контракта.
- Проводить приемку выполненных Подрядчиком работ, либо дать мотивированный отказ в письменной форме.
- Провести экспертизу выполняемых работ для проверки их соответствия условиям Контракта, своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями.
- Со дня заключения контракта осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на заказчика". Пунктами 10.1-10.3 Контракта предусмотрено, что изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями ст. 95 Закона о контрактной системе. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе. 3.
Как следует из материалов обращения, контракт N 0307200030623003662 от 18.01.2024 расторгнут ГБУ РК "Кочпонский интернат" 12.07.2024 в одностороннем порядке. Причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило неисполнение Подрядчиком взятых на себя обязательств по контракту. Так, согласно условиям Контракта Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе в срок с даты заключения контракта по 31.05.2024.
Однако к выполнению работ на объекте Подрядчик не приступил. В связи с чем, Заказчик письмами от 06.03.2024 N 512/2024, от 23.05.2024 N 1019/2024 просил Подрядчика пояснить причины неисполнения пункта 1.4 Контракта в части осуществления действий, направленных на начало выполнения работ. Между тем, каких-либо пояснений со стороны Подрядчика на указанные выше письма Заказчика представлено не было. В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Меркурий" своих обязательств по Контракту, ГБУ РК "Кочпонский интернат", реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 10.3 Контракта, частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, 01.07.2024 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024. 4.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024 размещено ГБУ РК "Кочпонский интернат" в ЕИС - 01.07.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его 6 размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе обзора официального сайта ЕИС установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата - 01.07.2024.
Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "Меркурий" об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату - 01.07.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым. Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО "Меркурий" об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 11.07.2024.
Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024, а также датой расторжения контракта является дата - 12.07.2024.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения о контракте из реестра контрактов", а также обращения ГБУ РК "Кочпонский интернат" от 16.07.2024 N 030720000850000002 о включении информации об ООО "Меркурий" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует, что датой расторжения контракта является 12.07.2024, что не противоречит части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации 7 исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным 8 нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 9 В ходе рассмотрения обращения, по итогам анализа представленных ГБУ РК "Кочпонский интернат" в материалы обращения копий документов, Комиссией Коми УФАС России установлено следующее. 16.01.2024 Заказчиком проект работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе для согласования направлен в адрес Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (письмо N 01-11 от 16.01.2024). 15.02.2024 представленный Заказчиком проект, после устранения замечаний, был согласован Общероссийской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" (письмо N 33 от 15.02.2024).
Представителями ГБУ РК "Кочпонский интернат" в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России пояснено, что в проект работ были включены дополнительные работы и материалы, такие как: бурение ям глубиной до 2 м.; монтаж площадок с настилом и ограждением из листовой стали; трубы стальные бесшовные; прокат ромбического рифления; сваи винтовые сварные. 07.03.2024 в ответ на запрос ООО "Меркурий" от 06.03.2024 о предоставлении официальным письмом проекта работ с пояснениями о внесении изменений в проектную документацию для детального ознакомления, ГБУ РК "Кочпонский интернат" в адрес Подрядчика направлен скорректированный проект по установке пандуса, согласно замечаний Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Представителями ГБУ РК "Кочпонский интернат" отмечено, что в ходе встречи руководства Учреждения с генеральным директором ООО "Меркурий", организованной 25.03.2024, директором общества заявлено об отказе от исполнения контракта по причине повышения цен на материалы, используемые при изготовлении пандуса. 18.04.2024 материалы по сметной стоимости объекта для корректировки направлены Заказчиком в адрес автономного учреждения Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми" (далее - АУ РК "Управление госэкспертизы РК" (письмо N 831/2024 от 18.04.2024).
Письмом от 03.06.2024 N 1-455 АУ РК "Управление госэкспертизы РК" представлены замечания по представленной на проверку смете, а также локальный сметный расчет (смета) с учетом корректировки по замечаниям. Представителями ГБУ РК "Кочпонский интернат" в ходе заседания Комиссии пояснено, что увеличение сметной стоимости по объекту составило 286 тыс. руб. Письмом от 07.06.2024 N 1116/1/2024 ГБУ РК "Кочпонский интернат" локальный сметный расчет (смета) с учетом корректировки направлен в адрес Подрядчика. Между тем к выполнению работ на объекте Подрядчик так и не приступил. При этом, Комиссией Коми УФАС России установлено, что вопрос о необходимости выполнения Подрядчиком дополнительных работ с использованием дополнительных материалов, включенных в проект работ по установке пандуса после согласования с Общероссийской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов", то есть помимо работ, установленных в рамках заключенного контракта, путем заключения дополнительного соглашения к контракту, сторонами не урегулирован.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Подрядчик обязан был исполнить взятые на себя обязательства по контракту именно в том объеме, в котором он был установлен при заключении контракта. Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО "Меркурий" факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя 10 обязательств по контракту N 0307200030623003662 от 18.01.2024.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "Меркурий" надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить возможность исполнения контракта в соответствии с требованиями закупки.
Таким образом, ООО "Меркурий", заключая контракт на выполнение работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе Заказчика, согласилось со всеми условиями, обозначенными в таком контракте. 11 При участии в электроном аукционе ООО "Меркурий" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств при заключении контракта. В ходе рассмотрения обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что к исполнению обязательств, предусмотренных таким Контрактом, Подрядчик так и не приступил. Из материалов обращения не следует, что ООО "Меркурий" предпринимались какие-либо попытки в урегулировании сложившейся ситуации после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при том, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, подрядчику предоставлено право на устранение в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения. В ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес ООО "Меркурий" антимонопольным органом посредством электронной почты направлен запрос N ОД/4164/24 от 17.07.2024 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024, которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения такого контракта. Однако указанный выше запрос ООО "Меркурий" оставлен без внимания, информация не представлена.
Таким образом, на заседании Комиссии Коми УФАС России не установлено объективных причин, препятствующих надлежащему исполнению ООО "Меркурий" взятых на себя обязательств по контракту N 0307200030623003662 от 18.01.2024.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что охраняемые законом права и интересы Заказчика нарушены.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что ООО "Меркурий" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпункте "а" пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта, отсутствие со стороны подрядчика доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГБУ РК "Кочпонский интернат" информацию в отношении ООО "Меркурий" (ИНН: 1109016924; КПП: 110901001; генеральный директор, учредитель: Палькевич Павел Олегович; ИНН:110902645253) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от 12 исполнения контракта N 0307200030623003662 от 18.01.2024 на выполнение работ по установке пандуса в центр дневного пребывания в 4 корпусе, заключенного с ООО "Меркурий" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона N 0307200030623003662, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Меркурий" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "Кочпонский интернат" нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.Д. Растегаева
2024-4942
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23 июля 2024 г. N 011/06/99-658/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024