Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 28 Красносельского района" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Япроект" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18143/24 от 12.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений в здании СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 28" Отделение N 5 по адресу: г. Санкт-Петербург, Красное Село, проспект Ленина, дом 104, литер А, помещения 2Н (извещение
N 0372200008423000124),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений в здании СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 28" Отделение N 5 по адресу: г. Санкт-Петербург, Красное Село, проспект Ленина, дом 104, литер А, помещения 2Н (извещение N 0372200008423000124) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 786 444,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Япроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Япроект" заключен государственный контракт N 223-2023-ЭА от 10.07.2023 на сумму 786 444,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.11 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Япроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений в здании СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 28" Отделение N 5 по адресу: г. Санкт-Петербург, Красное Село, проспект Ленина, дом 104, литер А, помещения 2Н (далее -Работы).
Согласно п. 1.2 Контракта и п. 2.1.3 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) начало выполнения работ: с даты заключения Контракта, окончание выполнения работ: 90 календарных дней (с даты заключения Контракта) с учетом всех необходимых согласований, в том числе, предусмотренных п. 5.2 Контракта. В соответствии с п. 5.11 Контракта датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе (БИС) документа о приемке, подписанного Заказчиком. Обязательства Подрядчика по Контракту (этапу) считаются исполненными после подписания сторонами документа о приемке.
Таким образом, срок выполнения работ истек 09.10.2023.
Заказчик направлял Подрядчику претензии исх. N691от17.10.2023; исх. N 368 от 31.05.2024 о недопустимости дальнейшей просрочки исполнения обязательств по Контракту, необходимости выполнения Подрядчиком своих обязательств.
Вместе с тем, по состоянию на 01.07.2024 результаты Работ не предъявлены.
В связи с вышеизложенным, на основании ч. 9. ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 328 и п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, п. 11.11 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Подрядчик своевременно после заключения Контракта приступил к исполнению своих обязательств по Контракту, в частности:
15.07.2023 Подрядчиком были проведены обмеры помещений для осуществления проектирования.
07.08.2023 в адрес Заказчика были направлены планировки для проведения согласования.
11.09.2023 в адрес Заказчика были направлены планы демонтажа и монтажа с просьбой согласовать планировки для того чтобы Подрядчик мог приступить к выполнению работ по разработке инженерных разделов.
21.09.2023 от ответственного лица со стороны Заказчика были получены замечания.
28.09.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены скорректированные варианты планировок.
29.09.2023 был получен ответ от Заказчика о необходимости встречи на объекте.
09.10.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены планы с расстановкой столов/раковин, с просьбой в первую очередь согласовать планировку.
12.10.2023 по просьбе Заказчика Подрядчиком был направлен акт приема-передачи проекта в работу и письмо с просьбой о заключении дополнительного соглашения на продление сроков, поскольку со стороны Заказчика возникали новые замечания/предложения в отношении планировок.
30.11.2023 Подрядчик сообщил Заказчику о стадии готовности результата работ:
Лазерное сканирование с облаком точек - раздел готов;
ТХ (технологические решения) - раздел готов;
ОВиК (отопление, вентиляция и кондиционирование) - раздел находится в разработке;
ЭОМ (Электросиловое оборудование и электроосвещение) - раздел находится в разработке, ожидает готовности раздела ОВиК;
СС (слаботочные сети) - раздел готов;
ПОКР (проект организации капитального ремонта) - раздел готов;
МПБ (мероприятия по обеспечению пожарной безопасности) - раздел
готов;
ОДИ (мероприятия по обеспечению доступа инвалидов) - раздел находится в разработке. Подрядчик сообщил, что проектно-сметная документация будет готова к 20.12.2023, а также запросил у Заказчика план подвала до 04.12.2023 для размещения вентиляционного оборудования.
11.01.2024 Заказчику были направлены инженерные разделы на согласование.
17.01.2024 Заказчику был направлен откорректированный раздел ЭОМ по устным замечаниям Заказчика.
13.02.2024 Заказчику был направлен раздел АС на согласование.
19.02.2024 Заказчику был направлен раздел ЭОМ с исправлениями по устным замечаниям на согласование.
22.05.2024 Подрядчик сообщил Заказчику о том, что:
- Проектно-сметная документация выполнена на 100%.
- Заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт- Петербурге и Ленинградской области" находится на подписи у санитарного врача; Срок получения заключения до 14.06.2024.
- Согласование с ГБУ "Служба Заказчика Администрации Красносельского Района" в срок до 31.06.2024 г.
23.05.2024 Заказчику было направлено письмо с уточняющим вопросом в отношении точки подключения.
06.06.2024 было получено положительное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области".
01.07.2024 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе.
Подрядчик вновь сообщил Заказчику 04.07.2024 о том, что проектно-сметная документация Подрядчиком разработана в полном объеме, а также что Подрядчику осталось получить отказные письма (письма об отсутствии необходимости в согласовании) от:
- ГУП "ТЭК СПб"
- ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
- ПАО "Ленэнерго"
- АО "Петербургская Сбытовая компания"
- СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр"
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту 2.2.11. Описания объекта закупки Подрядчик должен провести согласование в установленном порядке со всеми заинтересованными организациями, необходимость согласования с которыми определяется действующими нормативными документами, особенностями объекта.
Несмотря на наличие в пункте 23 Задания на проектирования требования о согласовании разработанной ПСД с указанными организациями, необходимо отметить, что исходя из нашего опыта работы с аналогичными по предмету Контрактами, опыта работы иных исполнителей аналогичных контрактов, а также учитывая тот факт, что работами предполагается капитальный ремонт помещений, тем самым не предусмотрена замена конструктивной схемы здания, несущих способностей, устройство инженерного обеспечения запроектировано без превышения лимитов по расходам мощности для данного объекта и в соответствии с расчетными нагрузками - данные согласования не потребуются.
При этом получение данных согласований или подтверждение отсутствия необходимости таких согласований занимает продолжительное количество времени (от 30 и более дней), а их отсутствие не является критическим, а также не имеет за собой стоимостной оценки, с учетом наличия, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика.
Вместе с тем, Подрядчиком 27.06.2024 были получены замечания от Службы заказчика администрации Красносельского района Санкт-Петербурга.
Несмотря на это, Подрядчик сообщил, что указанные замечания (за исключением согласований/ответов об отсутствии необходимости согласований) Подрядчиком устранены и результат выполненных Работ был передан Заказчику 08.07.2024.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Япроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Заказчик не настаивал о включении ООО "Япроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Япроект" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Япроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Япроект" (ИНН: 7802660452), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июля 2024 г. N РНП-78-1152/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024