Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 33" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Стривер-Строй" (далее - Участник, Исполнитель, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18142/24 от 12.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания (архитектурные решения; перепланировка помещений) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А (извещение N 0372200052623000381),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по выполнение работ по капитальному ремонту здания (архитектурные решения; перепланировка помещений) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А (извещение N 0372200052623000381), (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 346 006,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.12.2023 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Стривер-Строй".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Стривер-Строй" заключен государственный контракт N 0372200052623000381 от 25.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 4 544 105,10 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.10 Контракта установлено право Подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.06.2024 ООО "Стривер-Строй" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с невозможностью дальнейшего исполнения условий Контракта по причине наличия препятствий для выхода на объект и проведения работ, предусмотренных Контрактом.
На заседании Комиссии УФАС Участник пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему ООО "Стривер-Строй" обязалось выполнить работы по капитальному ремонту здания (архитектурные решения; перепланировка помещений) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 33" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А
По условиям Контракта (п.п. 2.2.1; 2.2.2) Заказчик в течение 2 рабочих дней с момента заключения контракта передает Подрядчику проектную документацию шифр 18.47.ПМ.Р (далее - проектная документация), ордер Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) (в случае необходимости) и совместно с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" стороны подписывают акт передачи объекта для выполнения работ. Подрядчик должен приступить к выполнению работ на следующий день после подписания акта.
При приемке строительной площадки были выявлены факторы, которые препятствуют выполнению работ:
- дверные проемы для установки дверей были подготовлены заказчиком с дефектами (отклонением по вертикальной площади на 25 мм);
- дверные проемы не соответствовали размерам, указанным в проектной документации;
- стены, на которых запроектирована установка дверей в проемы, не имеют чистовой отделки;
- в местах, где кафельная плитка установлена, ее выпуск в дверной проем составляет от 40 до 150 мм, что мешает установке дверей;
- отклонение по вертикали в местах, где кафельная плитка смонтирована в дверных проемах, составляет более 20 мм, что не позволяет установить двери в плоскости проемов;
- отсутствует чистовая отделка и стяжка пола;
- в проемах дверей, где запроектирована установка дверей, не демонтированы старые деревянные двери;
- отсутствуют перегородки, смонтированные из газобетонного блока, дверные проемы выложены не полностью;
- на строительной площадке нарушен температурный режим, внутренняя температура помещений соответствует уличной, на объекте не работает система отопления.
На основании вышеизложенного объект для выполнения работ по Контракту не передан Подрядчику.
Заказчик не устранил факторы, препятствующие выполнению работ, предложил Участнику самостоятельно их устранить, а именно: самостоятельно осуществить проектирование и выполнить не предусмотренные Контрактом работы.
Участник отказался от выполнения дополнительных работ, поскольку не имеет возможности выполнять необходимые дополнительные работы, т.к. не является проектной организацией, имеющей право на проектирование мест опирания блоков кондиционирования и мест выполнения креплений и проемов в несущих конструкциях здания, а также указанные работы из-за вмешательства в несущие конструкции здания могут быть признаны реконструкцией, которую возможно осуществлять только при наличии разрешения на строительство, которое также не оформлялось заказчиком (п. 14. ст. 1, ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, предусмотренный сметной документацией резерв средств на непредвиденные работы и затраты не соответствует объему необходимых дополнительных Работ, что подтверждается локальными сметными расчетами от 25.06.2024 на указанные работы.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 3 ст. 716, ст. 719 ГК РФ,п. 11.10 Контракта Участником принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.06.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Участником 11.07.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что условия Контракта по передаче объекта Подрядчику не были исполнены Заказчиком по причине незавершенности ООО "Рентранс" работ, сопряженных с Работами, подлежащими выполнению ООО "Стривер-Строй",
Устранить препятствия для выполнения Работ не представилось возможным, поскольку незаконченный результат работ и его оплата являются предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело N А56-126875/2023).
Таким образом, на заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика подтвердил факт невозможности исполнения Контракта. На включении Участника в реестр недобросовестных поставщиков Заказчик не настаивает.
При этом, согласно Дополнительного соглашение от 09.07.2024 Контракт был расторгнут по соглашению сторон.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для ООО "Стривер-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стривер-Строй" (ИНН: 7802688546), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке
в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июля 2024 г. N РНП-78-1151/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024