Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "ИнфоТехСервис" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17948/24 от 10.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации по созданию и модернизации светофорных объектов по 70 адресам (извещение N 0372200213522000026),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по созданию и модернизации светофорных объектов по 70 адресам (извещение N 0372200213522000026) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 38 450 706,70 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ИнфоТехСервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИнфоТехСервис" заключен государственный контракт N 0372200213522000026 от 11.03.2022 (далее - Контракт) на сумму 32 856 735,71 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по следующим основаниям:
8.2.1. При существенном нарушении Контракта Подрядчиком, в том числе:
8.2.1.1 задержки Подрядчиком выполнения работ по его вине, выразившейся в несоблюдении сроков выполнения работ, отраженных в Графике производства работ более чем на 10 (десяти) рабочих дней;
8.2.1.2 допущения Подрядчиком отступления при выполнении работ от условий Контракта, повлекшего неустранимые недостатки результата работ;
8.2.1.3 отказа от устранения или неустранение допущенных Подрядчиком ошибок в исполнительной документации в срок, указанный Заказчиком, либо фактическое неисполнение предписаний Заказчика;
8.2.1.4 отказа от устранения/неустранение недостатков в выполненной работе, установленных в рекламационном акте;
8.2.2. если Подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
8.2.3. если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить Подрядчику 10 дневной срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора в одностороннем порядке, а также потребовать возмещения убытков.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИнфоТехСервис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по созданию и модернизации светофорных объектов по 70 адресам (далее - Работы).
Согласно п. 2.4 Контракта, место выполнения Работ: в соответствии с Адресным перечнем (Приложение N 4 к Контракту).
Результатом проектирования является рабочая документация (готовая к реализации), в объеме и составе, предусмотренном п. 10.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), с наличием согласований всех заинтересованных организаций и учреждений в соответствии с п. 24 Технического задания.
Согласно п.п. 2.1 - 2.2 Контракта сроки выполнения проектно-сметной документации определяются и утверждаются в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N 3 к Контракту), а конечным сроком выполнения Работ является: 27 недель с момента подписания Контракта (не позднее 20.09.2022).
По состоянию на 20.09.2022 Подрядчиком не было предоставлено ни одного готового проекта, согласованного в соответствии с условиями Контракта и Технического задания, и готового к реализации.
Подрядчику была предоставлена возможность исполнить принятые на себя обязательства по Контракту в полном объёме, так как со слов исполнителей Подрядчика оставался ряд согласований, которые будут получены в ближайшее время.
Однако по состоянию на 26.06.2024 Заказчиком приняты 48 объектов, предоставленные с нарушением срока, проектная документация по 16 объектам Подрядчиком не предоставлена (дополнительными соглашениями N 1 от 18.08.2022, N 2 от 30.08.2022, N 6 от 05.12.2023 из адресного перечня (Приложение N 4 к Контракту) были исключены 6 объектов по основаниям, предусмотренным п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 8.2.1.1, 8.2.1.2, 8.2.1.3, 8.2.1.4, 8.2.2, 8.2.3 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИнфоТехСервис" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что добросовестные действия Подрядчика по исполнению Контракта, а также заинтересованность в надлежащем исполнении Контракта подтверждаются следующим:
Подрядчик своевременно приступил к выполнению Работ по Контракту, что подтверждается тем, что Подрядчик 15.03.2024 запросил исходные данные для проектирования у Заказчика (исх. N 32 от 15.03.2024).
Затем, по соглашению сторон были заключены дополнительные соглашения к Контракту, которыми были изменены сроки, стоимость и объем Работ (N 1 от 18.08.2022, N 2 от 30.08.2022, N 3 от 19.09.2022, N 4 от 12.10.2022, N 5 от 11.01.2023, N 6 от 05.12.2023).
Таким образом, на дату получения Подрядчиком Решения Заказчика сумма Контракта составляла 32 856 735,71 рублей, а количество объектов по Контракту равно 64 адресам.
48 адресов на сумму 24 578 892,70 рублей были выполнены Подрядчиком и приняты Заказчиком, что подтверждается 48 актами выполненных работ.
Таким образом, процент исполнения Контракта от суммы принятых Работ и от количества принятых объектов составил 75 %.
Также представитель Участника считает, что со стороны Подрядчика отсутствовали существенные нарушения условий Контракта, а п.п. 8.2.1.1, 8.2.1.2, 8.2.1.3, 8.2.1.4, 8.2.2, 8.2.3 Контракта, примененные Заказчиком в качестве основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, необоснованные и бездоказательны на основании следующего.
Так одной из причин задержки в выполнении Работ являются непредвиденные обстоятельства (задержка выдачи исходных данных Заказчиком, затянувшийся процесс согласования границ топосъемки, отказ согласующих инстанций, повлекшие за собой корректировку проектной документации), которые не могли быть учтены при планировании Работ.
Подрядчик при этом предпринимал все возможные меры для минимизации задержек, включая дополнительное привлечение ресурсов и перераспределение рабочих сил и активно информировал Заказчика о прогрессе Работ (исх. N 81 от 05.05.2022, исх. N 83 от 05.05.2022, исх. N 101 от 03.06.2022, исх. N 116 от 17.06.2022, исх. N 120 от 17.06.2022, исх. N 187 от 11.08.2022, исх. N 230 от 19.09.2022).
Вместе с тем доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Отклонения от условий Контракта были незначительными и не повлекли за собой неустранимых последствий. Кроме того, любые отклонения были согласованы с Заказчиком в соответствии с процедурами изменения Контракта, что подтверждается дополнительными соглашениями к Контракту:
- Дополнительное соглашение N 3 от 19.09.2022, предусматривающее изменение цены Контракта с учетом фактически выполненных Подрядчиком объемов в части инженерно-геодезических изысканий, что в свою очередь являлось подтверждением того, что данный вид Работ был исполнен в полном объеме. Таким образом, сумма Контракта стала составлять 34 838 647,86 рублей.
- Дополнительное соглашение N 5 от 11.01.2023, предусматривающее перенос лимита финансирования на 2023 год в размере 34 838 647,86 рублей и перенос срока действия настоящего Контракта до 01.12.2023.
- Дополнительное соглашение N 6 от 05.12.2023, предусматривающее исключение из Контракта 3-х объектов по причине невозможности реализации, в связи с полученными возражениями КГИОП против размещения светофорных объектов, а также требований Мостотреста проводить работы с учетом требований КГИОП "наб. р. Фонтанки, д. 93", "наб. р. Фонтанки, д. 100", "наб. р. Фонтанки, д. 132" и 1-го объекта (Северный пр., д. 91) в связи с разработкой АО "ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС" проектной документации по объекту "Строительство транспортной развязки на пересечении Северного пр. и ул. Руставели", предусматривающей демонтаж пешеходного перехода, на котором предполагалось строительство светофорного объекта.
Таким образом, количество проектируемых объектов по Контракту уменьшилось до 64, сумма Контракта уменьшилась до 32 856 735,71 рублей.
Согласно данному дополнительному соглашению, на 2024 год перенесен лимит финансирования в размере 11 371 125, 08 рублей и продлен срок действия Контракта до 01.07.2024.
При этом, Подрядчик скорректировал отклонения и обеспечил соответствие результатов Работ требованиям Заказчика, что подтверждается подписанными актами выполненных работ, по которым Работы были приняты Заказчиком без замечаний. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Также представитель Участника полагает, что п. 8.2.1.3 Контракта применен Заказчиком в Решении необоснованно и бездоказательно, так как Контрактом предусмотрено выполнение Подрядчиком проектно-изыскательских работ, разработка и корректировка исполнительной документации настоящим Контрактом не предусмотрены.
Кроме того, представитель Участника сообщил, что недостатки, указанные в рекламационном акте, были устранены Подрядчиком в соответствии с предписаниями Заказчика. Подрядчиком никогда не было выражено отказов в устранении обоснованных замечаний Заказчика, что подтверждается ответами на рекламационные акты (исх. N 116 от 17.06.2022, исх. N 118 от 17.06.2022, исх. N 131 от 01.07.2022, исх. N 275 от 14.10.2022, исх. N 436 от 11.11.2022).
По словам представителя Участника, темпы выполнения Работ всегда соответствовали плановым показателям, и Подрядчик предпринимал все необходимые активные действия для обеспечения их завершения в срок, однако в разработанную документацию вносились корректировки в процессе согласования с третьими лицами по независящим от Подрядчика причинам, повлекшие за собой увеличение срока сдачи Работ. Подрядчик всегда оперативно реагировал на замечания Заказчика и устранял их в кратчайшие сроки, что подтверждается ответами на рекламационные акты (исх. N 116 от 17.06.2022, исх. N 118 от 17.06.2022, исх. N 131 от 01.07.2022, исх. N 275 от 14.10.2022, исх. N 436 от 11.11.2022). При этом Заказчик вплоть до даты размещения в ЕИС решения о расторжении Контракта всячески выражал заинтересованность в продолжении действия Контракта и в продолжении выполнении Подрядчиком Работ. Претензий с требованием в 10-ти дневной срок устранить недостатки, а при неисполнении в назначенный срок этого требования отказаться от договора в одностороннем порядке, в адрес Подрядчика не поступало.
Таким образом, со стороны Подрядчика были совершены все необходимые активные действия с целью надлежащего исполнения своих обязательств по Контракт, а именно:
- Запрос исходных данных;
- Согласование границ инженерно-геодезических изысканий с Заказчиком;
- Привлечение субподрядчика. Для выполнения инженерно-геодезических изысканий Подрядчиком был заключен договор с субподрядчиком (Договор N ПС-0328/3020 от 08.04.2022 на выполнение инженерно-геодезических изысканий;
- Согласование проектных материалов со следующими инстанциями: ОПС КГА СПб, Садово-парковые предприятия Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, Центр комплексного благоустройства Санкт-Петербурга, ГРО Петербурггаз, АО Антикор, СПб ГУП ТЭК, АО Теплосеть, СПб ГУП ГЭТ, ПАО Россети Ленэнерго (КС/ЮЭС/ВЭС), СПб ГБУ Мостотрест, СПб ГБУ Ленсвет, ГУП Метрополитен, ОАО РЖД, ПАО Ростелеком, Собственники земельных участков, Администрации районов СПб, Органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, СПб ГКУ ДОДД, ГИБДД, Комитет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга, Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга, Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, Дирекция транспортного строительства Санкт-Петербурга;
- Проведение платных согласований (за счет Подрядчика) проектной документации с следующими согласующими инстанциями: Садовопарковые предприятия Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, ГРО Петербурггаз, АО Антикор, АО Теплосеть, ПАО Россети Ленэнерго (КС/ЮЭС/ВЭС), СПб ГБУ Мостотрест, СПб ГБУ Ленсвет, ГУП Метрополитен, ОАО РЖД, ПАО Ростелеком. Расходы Подрядчика подтверждаются платежными поручениями в количестве 468 штук, представленными на заседание Комиссии УФАС.
- Передача результатов работ Заказчику в соответствии с календарным план-графиком;
- Устранение недостатков в соответствии с рекламационными актами;
- Сдача Работ Заказчику.
Так, по мнению представителя Участника, то обстоятельство, что Контракт исполнен Подрядчиком не в полном объеме, не может считаться существенным нарушением Контракта, исходя из фактических обстоятельств дела, а также не может считаться недобросовестным поведением Подрядчика.
Просрочка в выполнении Работ вызвана следующими причинами:
- Задержки в выдаче необходимых исходных данных со стороны Заказчика;
- Технические сложности, связанные с отказом в согласовании от заинтересованных организаций по адресам: пр. Чернышевского - Фурштатская ул., Товарищеский пр. - ул. Чудновского, Удаловская ул. - Московское шоссе - Фильтровское шоссе, Корпусной проезд - Варшавская ул., пр. Героев - ул. Адмирала Черокова, Воронежская ул. - ул. Константина Заслонова - Волоколамский пер.;
- Задержка в выдаче ответов (согласований/замечаний) комитетами, подведомственными им организациями, ресурсоснабжающими организациями, регламентный срок рассмотрения обращений у которых составляет 30 календарных дней по следующим адресам: Красносельское шоссе - Соболевская дорога, Воронежская ул. - ул. Константина Заслонова - Волоколамский пер., Софийская ул., перед пересечением с Усть-Ижорским шоссе (переход в направлении Ленсоветовской дороги), ул. Оптиков, д. 35, Удаловская ул. - Московское шоссе - Фильтровское шоссе, Удаловская ул. - Новодеревенская ул.- шоссе Подбельского.
- Необходимость получения согласований от частных собственников земельных участков и зданий, срок согласования с которыми не регламентируется существующими нормативно-правовыми актами, по следующим адресам: Воронежская ул. - ул. Константина Заслонова - Волоколамский пер., Варшавская ул. - Корпусной проезд.
- Необходимость получения увязок с проектными решениями других проектных организаций, срок согласования с которыми не регламентируется существующими нормативно-правовыми актами.
- Смена технических условий ПАО Россети Ленэнерго в связи с полученными отказами от частных собственников земельных участков и зданий и по иным причинам, не позволяющим реализовать возложенные на Подрядчика обязательства, по следующим адресам: Усть-Ижорское шоссе, перед пересечением с Софийской ул., Софийская ул., перед пересечением с Усть-Ижорским шоссе (переход в направлении Ленсоветовской дороги), Технологический проезд между ул. Богайчука и Северным проездом, пр. Героев - ул. Адмирала Черокова, Корпусной проезд - Варшавская ул., Предпортовая ул., д. 5, Репищева ул., д. 7-9, ул. Оптиков, д. 35, Воронежская ул. - ул. Константина Заслонова - Волоколамский пер..
- Необходимость проведения дополнительных инженерно-геодезических изысканий, вызванная сменой технических условий, по следующим адресам: Софийская ул., перед пересечением с Усть-Ижорским шоссе (переход в направлении Ленсоветовской дороги), Репищева ул., д. 7-9, Усть-Ижорское шоссе, перед пересечением с Софийской ул., ул. Оптиков, д. 35, Технологический проезд между ул. Богайчука и Северным проездом, пр. Героев - ул. Адмирала Черокова.
- Увязывание взаимоисключающих требований к проектированию светофорного объекта со стороны Заказчика и СПб ГБУ "Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга".
Таким образом, очевидно, что допущенная Подрядчиком просрочка в выполнении Работ была вызвана объективными факторами, которые находились вне полномочий Подрядчика и не зависели от его действий.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ИнфоТехСервис" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались активные действия, направленные на исполнение контракта, а включение сведений в отношении ООО "ИнфоТехСервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИнфоТехСервис" (ИНН: 7813224401), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2024 г. N РНП-78-1135/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2024