Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ Детский сад "Лесное" присмотра и оздоровления Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей ООО "Стройлестранс" (далее - Участник, Подрядчик): представлены письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18288/24 от 15.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по санитарной рубке зеленых насаждений, утративших жизнеспособность на территории в ГБДОУ детский сад "Лесное" Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, п.п-т "Зеленый бор", д/ сад "Лесное" (извещение N 0372200277724000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по санитарной рубке зеленых насаждений, утративших жизнеспособность на территории в ГБДОУ детский сад "Лесное" Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, п.п-т "Зеленый бор", д/ сад "Лесное" (извещение N 0372200277724000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 700 805,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Стройлестранс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Стройлестранс" заключен государственный контракт N 0372200277724000005-Лесное от 28.03.2024 (далее - Контракт) на сумму 324 967,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Стройлестранс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнение работ по санитарной рубке зеленых насаждений, утративших жизнеспособность на территории в ГБДОУ детский сад "Лесное" Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Ленинградская обл., г. Луга, п.п-т "Зеленый бор", д/ сад "Лесное" (далее - Работы).
В соответствии с п. 2.1 Контракта начало выполнения работ: с момента подписания Заказчиком и Подрядчиком акта передачи объекта для выполнения работ.
Согласно п. 2.2 Контракта срок окончания работ 17.05.2024.
Заказчиком 20.05.2024 и 20.06.2024 в адрес Подрядчика были направлены претензии (копии претензий прилагаются) о том, что Работы в полном объеме по Контракту не выполнены. Подрядчику были установлены сроки для устранения недостатков, но в установленный срок недостатки устранены не были, ответ на претензии не последовало.
Также, 31.05.2024 Подрядчику направлен мотивированный отказ от приемки Работ с установлением срока для устранения недостатков. В установленный срок недостатки устранены не были, ответа на мотивированный отказ не последовало
По состоянию на 27.06.2024 Подрядчик не завершил выполнение Работ по Контракту, что подтверждается актом от 19.06.2024.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Стройлестранс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ООО "Стройлестранс" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало следующее:
Фактически работы по выполнению контракта начались 17.04.2024, а завершились 15.05.2024, что отображено в журнале КС-6 от 28.03.2024.
17.05.2024 в адрес Заказчика было направлено уведомление о дополнительных работах, которые превышали смету по Контракту.
20.05.2024 вместо ответа на уведомление от 17.05.2024 Заказчик разместил претензию на площадке ЕИС, о не выполненных Работах по Контракту.
20.05.2024 на ЕИС было размещено уведомление о превышении объема выполненных работ.
22.05.2024 Заказчику были направлены КС-2 от 17.05.2024 и КС-3 от 17.05.2024.
23.05.2024 на ЕИС были размещены копии КС-2 от 17.05.2024 и копия КС-3 от 17.05.2024.
29.05.2024 на электронную почту Подрядчика было отправлено Заказчиком уведомление о Работах по Контракту, которые были выполнены не в полном объеме.
31.05.2024 в адрес Заказчика было отправлено уведомление о проделанной Работе от 29.05.2024.
31.05.2024 на ЕИС было размещено уведомление о проделанной Работе от 29.05.2024.
17.06.2024 на электронную почту Подрядчика было отправлено Заказчиком уведомление о Работах по контракту, которые были выполнены не в полном объеме.
Таким образом Участник считает, что объем Работ по Контракту перевыполнен.
Вместе с тем, согласно п. 4.2.10 Контракта Подрядчик обязан сдать результат выполненных работ Заказчику и передать при этом всю документацию, относящуюся к выполненным работам (счета, счета-фактуры, представленных Подрядчиком, справки (справок) о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и акта (актов) о приемке выполненных работ (КС-2), сертификаты или копии сертификатов, журнал производства работ, паспорта на оборудование и другие).
Однако Участником журнал производства работ Заказчику не предъявлялся.
При этом, согласно Мотивированного отказа от 31.05.2024 и Акта о недостатках выполненных работ от 30.05.2024 Заказчиком установлено:
1. в соответствии приложением N 1 Контракта- Сметой Заказчика Подрядчик обязан произвести погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: дров и осуществить перевозку грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью Ют работающих вне карьера - 85, 24 т.- работы выполнены не в полном объеме,
2. земля растительная в объеме 0,783 м3 и 0,2 м3 не поставлена.
Также Заказчиком в Мотивированном отказе было установлен срок для устранения выявленных недостатков в срок до 07.06.2024.
Однако, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Стройлестранс" устранены не были.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства, предусмотренные Контрактом, не исполнил надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности, без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, однако не исполнил установленные Контрактом условия и не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, подтверждающие добросовестное поведение ООО "Стройлестранс".
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Стройлестранс" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стройлестранс" (192007, Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ВОЛКОВСКОЕ, УЛ ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ, Д. 67, ЛИТЕРА А, ПОМЕЩ. 3-Н, ОФИС 19-1), ИНН: 7816744624, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Пинтуриа Виталий Валериевич, ИНН: 781300772296; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Стройлестранс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.07.24 |
16.07.24 |
15.07.24 |
0 |
15.07.24 |
22.07.24 |
19.07.24 |
0 |
24.07.24 |
24.07.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2024 г. N РНП-78-1162/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024