Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Поречье" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18410/24 от 16.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бутилированной питьевой воды для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004423000262),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения сведений после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения сведений не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
22.07.2024 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось с тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бутилированной питьевой воды для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004423000262) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 847 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Поречье", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 79,5%.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Поречье" заключен энергосервисный контракт N 0172200004423000262 от 04.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 583 635,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Поречье".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался осуществить поставку бутилированной питьевой воды для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар) по заявкам Заказчика в период со дня заключения Контракта, но не ранее 09.01.2024, по 25.12.2024 (п. 4.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.1.3 Контракта поставка Товара осуществляется по устным и (или) письменным заявкам Заказчика в рабочие дни с 8.30 до 11.30 часов путем отгрузки (передачи) товара Заказчику партиями, в срок не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента получения Поставщиком заявки Заказчика.
Поставщик письмом от 18.06.2024 N 18/06/24-34 уведомил Заказчика о выходе из строя оборудования, необходимого для упаковки Товара, и, считая данный факт обстоятельством непреодолимой силы, предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
В то же время, данное обстоятельство является не обстоятельством непреодолимой силы, а предпринимательским риском, который понес Поставщик (письмо Заказчика от 21.06.2024 N 20-24-51/24-0-0).
В связи с вышеуказанным, а также наличием потребности Заказчика в поставке Товара, правовые основания для расторжения Контракта по соглашению сторон отсутствовали.
Заказчиком 01.07.2024 и 02.07.2024 посредством электронной почты были направлены заявки на поставку Товара в количестве 200 штук каждая. В ответ Поставщик сообщил о невозможности осуществлять поставку Товара в связи с поломкой оборудования.
По состоянию на 12:00 03.07.2024 Товар по заявкам в место доставки Поставщиком не доставлен, срок поставки по заявкам истек.
Кроме того, Заказчик неоднократно (22.03.2024, 10.04.2024, 16.04.2024, 03.05.2024 и 10.06.2024) направлял посредством ЕИС и электронной почты претензии к качеству Товара (в воде обнаруживались различные инородные включения). Ответа на указанные претензии от Поставщика не поступало.
В соответствии со ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В связи с существенным виновным нарушением Поставщиком срока поставки Товара, в соответствии с п. 8.3.2 Контракта, ч.ч. 9, 12.1, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 523 и ст. 450, 450.1 ГК РФ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Поречье" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с заявлением Заказчика о включении ООО "Поречье" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Контракт исполнялся ООО "Поречье" в полном объеме регулярно, в плоть до даты сообщения со стороны ООО "Поречье" о невозможности дальнейшего исполнения Контракта по причинам действия непреодолимой силы.
Так, за период с января 2024 года по июнь 2024 года ООО "Поречье" исполнило свои обязательства в полном объеме.
Претензии от 22.03.2024, 10.04.2024, 16.04.2024, 03.05.2024, 10.06.2024 Заказчика о том, что в воде обнаружены различные инородные включения, по мнению представителя Участника, не основательны, так как не имеют под собой доказательной базы.
При этом, представитель Участника сообщил, что ООО "Поречье" регулярно проводит проверку качества воды, что подтверждает Декларация о соответствии. В связи с необоснованными претензиями Заказчика Участник при каждой поставке осуществлял совместный с Заказчиком осмотр поставляемой продукции на предмет наличия инородных включений. Между Заказчиком и Исполнителем велся журнал, в котором отражался Протокол качества воды при каждой поставке. При этом поставляемая Участником вода по регулярным заявкам всегда принималась Заказчиком без каких-либо замечаний.
16.04.2024 ООО "Поречье" была обнаружена неисправность оборудования (не позволяющая осуществлять производство продукции), что подтверждает Заказ-наряд N 3890 от 17.04.2024 о необходимости замены укупорочного моноблока, а именно: универсального моноблока Модель: Fenix, Серийный номер: SER-ITA2022-WB-258, производство Италия (Производитель: ROBINO&GALANDRINO S.P.A.), имеющий Код ТН ВЭД 8422300008 (Оборудование для заполнения, закупорки бутылок, банок, закрывающихся ящиков, мешков или др. емкостей для опечатывания их или этикетирования для герметичной упаковки бутылок, банок, труб и др. для газированных напитков - включен в список санкционных товаров).
В этой связи ООО "Поречье" были предприняты незамедлительные меры по решению данных неисправностей:
- заключен Договор N МИР/5п-483/2024 поставки товара от 22.04.2024 по поставке и запуску неисправного оборудования. 31.05.2024 указанное оборудование в адрес ООО "Поречье" поставлено, но пока не завершена его пуско-наладка.
Оборудование ООО "Поречье", подлежащее замене согласно заключению эксперта, имеет код товарной позиции ТН ВЭД 8422 запрещён к экспорту в Российскую Федерацию согласно ограничений (санкций) ЕС (РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА (ЕС) 2022/263 от 23 февраля 2022 года, опубликован в официальном журнале Европейского союза LI 42/77 от 23.02.2022).
О факте поломки оборудования и объективной невозможности исполнения обязательств по Контракту ООО "Поречье" 18.06.2024 исх. 18/06/24-34 сообщило Заказчику.
По мнению представителя Участника, Заказчик злоупотребил правом и, зная о неисправности оборудования Участника, не стал расторгать Контракт как того просило ООО "Поречье" по соглашению сторон, а направил две подряд заявки от 01.07.2024 и 02.07.2024, а 03.07.2024 в одностороннем порядке расторг контракт.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Поречье" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем предметом Контракта является поставка бутилированной питьевой воды, а не ее производство и поставка. Таким образом, Участник, полагая, что условия Контракта могут быть им нарушены, должен был принять все возможные меры по исполнению заявок Заказчика и закрытию его потребностей. В данном случае Участник предпочел не совершать каких-либо действий, направленных на добросовестное исполнение Контракта, и, ссылаясь на поломку оборудования (что является предпринимательскими рисками), принял решение не исполнять свои обязательства, предусмотренные Контрактом, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестности ООО "Поречье".
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов, в связи с чем представитель Заказчика настаивал на включении ООО "Поречье" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Поречье" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Поречье", ИНН: 6906012528, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Саркисов Роман Юрьевич,ИНН: 771675974230, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Поречье" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.07.24 |
18.07.24 |
16.07.24 |
0 |
16.07.24 |
23.07.24 |
22.07.24 |
0 |
25.07.24 |
25.07.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июля 2024 г. N РНП-78-1179/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024