Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева" (далее - Заказчик);
ООО "АКВАТИКА" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 18382/24 от 16.07.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение дизайн-центра метрологического обеспечения, оценки соответствия и стандартизации радиоэлектронного оборудования и сверхвысокочастотной микроэлектроники на базе Ломоносовского отделения ФГУП "ВНИИМ им.Д.И.Менделеева" по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Федюнинского, д. 2 литера О (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.07.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0572100005324000080.
Начальная (максимальная) цена контракта - 84 654 000, 00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, необоснованно предоставляющего преимущества отдельным участникам рынка.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, свидетельства или иного документа, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в малую часть состава работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Так, Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки в части саморегулируемых организаций (далее - СРО): Подтверждением членства участника закупки в СРО в области инженерных изысканий и (или) в области архитектурно-строительного проектирования является наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательств, в соответствии с частью 2 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 г. N945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
При этом, Заказчиком указано, что предложение участника закупки о цене контракта не должно превышать уровень ответственности участника в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Таким образом, Заказчиком установлены требования о подтверждении членства участника закупки в СРО, в том числе в области инженерных изысканий.
Следовательно, Заказчик допустил спорные требования к участникам закупки, чем нарушил п. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из содержания извещения о проведении конкурса следует, что Заказчиком определен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", который содержит, в том числе, следующее правило оценки:
Заявка участника закупки подлежит оценке в соответствии со следующими детализированными показателями оценки:
2.1.1. Общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров)
По указанному показателю оценивается количество исполненных договоров (контрактов), на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ, связанных с выполнением соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ по Разработке проектно-сметной документации по Реконструкции объекта недвижимости, и представленных в составе заявки и до момента подачи заявки на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ, связанных с выполнением соответствующих предмету закупки актов приемки, предусмотренных договором (контрактом) и представленных в составе заявки. Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Под успешным выполнением работ понимаются работы сопоставимого характера по исполненным (завершенным) контрактам (договорам), при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции, а также отсутствуют судебные решения ответчиком, по которым является участник закупки, предметом судебного разбирательства является выполнение работ исполнителя по такому контракту и решение принято в пользу истца.
В качестве подтверждения наличия у участника закупки исполненных контрактов (договоров), участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе в табличной форме перечень исполненных (завершенных) контрактов (договоров), копии приведенных в таблице контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним, и копии актов выполненных работ по таким контрактам (договорам), подписанных обеими сторонами, согласно которым Единая закупочная комиссия сможет сделать однозначный вывод об исполнении контрактов (договоров) в полном объеме, за период с момента подписания последнего Акта (должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок) до даты окончания срока подачи заявок, с учетом требований, установленных в настоящем показателе критерия.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса по форме N 1, приведенной в Приложении N 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты (договоры);
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов либо отсутствие в реестре контрактов (в реестре договоров) Единой информационной системы в сфере закупок информации о контрактах, указанных в форме N 1, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе. Однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будет учитываться только та информация, которая подтверждена документально в составе второй части заявки участника в соответствии с условиями, установленными в данном показателе, в части информации об исполнении контрактов.
Предоставленные участником иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок участников не установлено, рассмотрению и оценке не подлежат.
2.1.2. Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)
По указанному детализированному показателю оценивается количество исполненных договоров (контрактов), сумма каждого из которых не менее, чем 10 % от начальной максимальной цены контракта настоящей документации. Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ: по Разработке проектно-сметной документации по Реконструкции объекта недвижимости, актов приемки, предусмотренных договором (контрактом) и представленных в составе заявки.
Под успешным выполнением работ понимаются работы сопоставимого характера по исполненным (завершенным) контрактам (договорам), при исполнении которых к участнику закупки не применялись штрафные санкции, а также отсутствуют судебные решения ответчиком, по которым является участник закупки, предметом судебного разбирательства является выполнение работ исполнителя по такому контракту и решение принято в пользу истца.
В качестве подтверждения наличия у участника закупки исполненных контрактов (договоров), участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе в табличной форме перечень исполненных (завершенных) контрактов (договоров), копии приведенных в таблице контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним, и копии актов выполненных работ по таким контрактам (договорам), подписанных обеими сторонами, согласно которым Единая закупочная комиссия сможет сделать однозначный вывод об исполнении контрактов (договоров) в полном объеме, за период с момента подписания последнего Акта (должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок) до даты окончания срока подачи заявок, с учетом требований, установленных в настоящем детализированном показателе критерия.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса по форме 2, приведенной в Приложении N 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты (договоры);
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако, при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будет учитываться только та информация, которая представлена в форме N 2, и подтверждена документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе.
В свою очередь, по смыслу п. 28 Положения, предусмотрена обязанность Заказчика установить предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), однако не предусмотрена возможность определять объект проектной документации.
В соответствии с пунктом 3(1) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение), в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются следующие разделы:
а) раздел 1 "Пояснительная записка";
б) раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка";
в) раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения";
г) раздел 4 "Конструктивные решения";
д) раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения";
е) раздел 6 "Технологические решения" (для объектов капитального строительства непроизводственного назначения разрабатывается в случае наличия требования о его разработке в задании на проектирование);
ж) раздел 7 "Проект организации строительства", содержащий, в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
з) раздел 8 "Мероприятия по охране окружающей среды";
и) раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
к) раздел 10 "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства";
л) раздел 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства";
м) раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (разрабатывается в случаях, указанных в пункте 3(4) настоящего Положения);
н) раздел 13 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Согласно пункту 3(3) Положения, состав разделов проектной документации для реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (включая линейные объекты) определяется заказчиком в соответствии с пунктами 3(1) и 3(2) настоящего Положения в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции, капитальном ремонте, а также с учетом требований пункта 3(4) настоящего Положения и указывается в задании на проектирование.
Сравнительный анализ пунктов 3(1) и 3(3) Положения позволяет сделать вывод о том, что, как справедливо было отмечено подателем жалобы, объем работ по разработке проектной документации для строительства объектов капитального строительства превышает объем работ по разработке проектной документации для реконструкции объектов капитального строительства (для строительства разрабатываются все разделы проектной документации, для реконструкции могут разрабатываться отдельные разделы проектной документации). Следовательно, участники закупок, имеющие опыт выполнения работ по разработке проектной документации для строительства объектов капитального строительства, фактически обладают более высокой квалификацией по отношению к участникам закупки, имеющим опыт разработки проектной документации для реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установив условия определения сопоставимых объекту закупки работ исключительно работами по разработке проектно-сметной документации по реконструкции объекта недвижимости, Заказчик нарушил требования Положения, поскольку в рассматриваемом случае порядок оценки заявок на участие в конкурсе не позволяет определить наилучшее предложение по исполнению контракта, а также предоставляет преимущества отдельным участникам, имеющим опыт выполнения исключительно работ по разработке проектно-сметной документации по реконструкции объекта недвижимости.
Кроме того, Приложение N 1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок содержит две формы предоставления информации, при этом, указано, что Комиссией заказчика не будет производиться оценка по детализированному показателю, форма по которому будет не заполнена участником закупки и (или) информация, указанная в форме, не будет подтверждена копиями документов.
Таким образом, для подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, участникам закупки надлежит представить форму с описанием выполненных работ по исполненному контракту/договору.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что обязательный, а не рекомендованный документ "форма" не является подтверждением исполнения участником закупки контракта (договора), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанного документа не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемой части установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует Положению, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 8, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АКВАТИКА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 6 ст. 31, п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июля 2024 г. N 44-2953/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2024