Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ДО СШОР "ШВСМ по велоспорту и триатлону" (далее - Заказчик):
ООО "Атлас Групп" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17851/24 от 09.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку запасных частей к велосипедам (извещение N 0372200242324000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку запасных частей к велосипедам (извещение N 0372200242324000011) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 308 520,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Атлас Групп".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Атлас Групп" заключен государственный контракт N 0372200242324000011 от 20.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 5 299 156,80 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.8, 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Атлас Групп".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку запасных частей к велосипедам (далее - Товар) в течение 20 (двадцати) дней с момента заключения Контакта, единовременно (п. 3.1 Контракта).
Последний день исполнения Поставщиком обязательств по поставке Товара закончился 09.06.2024. В установленный Контрактом срок Товар не был поставлен.
10.06.2024 в адрес Поставщика было направлено уведомление исх. N 10/06/03 о нарушении срока и просьбой исполнить обязательства по поставке Товара в срок не позднее 20.06.2024.
18.06.2024 Поставщиком был поставлен Товар, однако в ходе экспертной оценки 19.06.2024 были выявлены недостатки: "Храповый механизм" имел вес без упаковки 150 г, что не соответствовало прописанному в Спецификации к Контракту весу позиции "Храповый механизм" в 90 г.
В соответствии с п. 3.1 Контракта (единовременная поставка Товара) в приемке результатов исполнения по Контракту (Документ о приемке N ЦБ-14 от 18.06.2024) было отказано.
20.06.2024 в адрес Поставщика было направлено письмо N 20/06/01 с предложением устранить выявленные недостатки в течение 5 (пяти) рабочих дней.
25.06.2024 Поставщик повторно поставил Товар с имеющимися расхождениями в характеристиках позиции "Храповый механизм".
26.06.2024 в письме N 07/06-2024 Поставщик предложил заменить позицию Спецификации к Контракту "Храповый механизм" на Товар "Храповый механизм" с улучшенными, по мнению Поставщика, характеристиками на сумму 295 545,60 рублей.
27.06.2024 в адрес Поставщика был направлен ответ о нецелесообразности замены Товара, прописанного в Контракте, на другой предлагаемый Поставщиком, при этом учитывая острую необходимость Заказчика в поставленном Товаре, было принято решение о частичной приемке Товара, соответствующего Контракту на сумму 5 003 611,20 рублей.
Учитывая, что срок действия Контракта истекал 31.07.2024, а также неисполнение Поставщиком в зафиксированный в Контракте срок и дополнительный срок по письму от 20.06.2024 своих обязательств по поставке необходимого Товара, Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ и в соответствии с п. 4.4.7 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Атлас Групп" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика на основании следующего.
В соответствии с описанием объекта закупки, указанном в извещении в структурированной форме и в прилагаемом документе, Заказчику требовалось к поставке 5 позиций запасных частей:
- колесо дисковое переднее трековое Campagnolo Ghibli 0.9;
- колесо дисковое заднее трековое Campagnolo Ghibli 0.9;
- задний переключатель SRAM RED ASXE-TAP;
- тросики тормоза Shimano; храповый механизм Shimano Ultegra R8100.
При этом в отношении храпового механизма требовался к поставке храповый механизм весом 90 грамм для кассеты Shimano Ultegra CS R8100 без возможности замены на эквивалент.
ООО "Атлас Групп" в заявке на участие в Аукционе предложило к поставке требуемый Заказчику храповый механизм для кассеты Shimano Ultegra CS R8100 и было признано победителем Аукциона.
Согласно заключенному 20.05.2024 Контракту, срок поставки по Контракту истекал 09.06.2024, то есть приходился на воскресенье, которое в силу ст. 111 Трудового кодекса Российской Федерации является выходным (нерабочим) днем.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, дата окончания срока поставки Товара по Контракту - 10.06.2024.
18.06.2024 Поставщик произвел единовременную поставку Товара в полном объеме согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и сформировал документ о приемке в ЕИС.
19.06.2024 Заказчиком в ЕИС был размещен отказ от приемки всего поставленного Товара со следующей мотивировкой: "В ходе экспертной оценки выявлены следующие недостатки: Поставленный товар "Храповый механизм" имеет вес без упаковки 150 г, что не соответствует прописанному в спецификации контракта весу позиции "Храповый механизм" в 90 г. В соответствии с п. 3.1 Контракта Товар поставляется единовременно."
20.06.2024 Заказчик направил Поставщику уведомление N 20/06/01 о поставке Товара храповый механизм с несоответствующими характеристиками и предложением об устранении выявленных недостатков в течение 5 (пяти) рабочих дней.
20.06.2024 в ходе устных переговоров между представителями Поставщика и Заказчика была достигнута договоренность о замене Товара храповый механизм Shimano Y3EX98030, не соответствующего условиям Контракта по весу, на другой Товар храповый механизм Shimano Y0ML98040, вес которого составляет 72 г., то есть данный храповый механизм является более легким, чем храповый механизм, указанный в Контракте, что является улучшенной характеристикой, и также подходит для кассеты Shimano Ultegra CS R8100.
25.06.2024 Поставщик привез Заказчику храповый механизм Shimano Y0ML98040. Поставщик отказался от приемки Товара для проведения экспертизы, указав Заказчику на необходимость направления в адрес Заказчика предложения о заключении дополнительного соглашения к Контракту о замене Товара и возможность приемки Товара для проведения экспертизы после заключения соответствующего дополнительного соглашения.
В тот же день 25.06.2024 Поставщик направил Заказчику письмо N 06/06-2024 с предложением о замене Товара храповый механизм Shimano Y3EX98030 на Товар с улучшенными характеристиками - храповый механизм Shimano У0МГ98040 на основании ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Получив от представителя Заказчика устный ответ о несоответствии формы предложения о замене Товара на Товар с улучшенными характеристиками, Поставщик 26.06.2024 повторно направил Заказчику письмо N 07/06-2024 с предложением о заключении дополнительного соглашения к Контракту по форме согласно требованиям Заказчика.
26.06.2024 Поставщик направил Заказчику посредством ЕИС письмо о несогласии с отказом от приемки поставленного Товара в связи с полным соответствием условиям Контракта четырех номенклатурных позиций, а также повторно сформировал документ о приемке в ЕИС.
27.06.2024 Заказчик произвел приемку Товара по четырем из пяти номенклатурных позиций (колесо дисковое переднее трековое Campagnolo Ghibli 0.9; колесо дисковое заднее трековое Campagnolo Ghibli 0.9; задний переключатель SRAM RED ASXE-TAP; тросики тормоза Shimano) на общую сумму 5 003 611,20 рублей, что составляет 94,4 процента от цены Контракта.
В этот же день Заказчик направил Поставщику письмо N 27/06/04 от 27.06.2024, в котором указал, что приемочная и экспертная комиссия Заказчика, рассмотрев предложение о замене Товара, пришла к выводу о технической несовместимости предлагаемого на замену храпового механизма с запасными частями и велосипедами, имеющимися у Заказчика. Вместе с тем, Участнику было не понятно на каком основании приемочная комиссия пришла к выводу о несовместимости предлагаемого к замене Товара, так как Заказчик отказался принять у Поставщика такой Товар для проведения экспертизы.
Также следует отметить, что ранее 20.06.2024 с представителями Заказчика в устной форме была согласована замена именно на храповый механизм Shimano Y0ML9804O с учетом совместимости с имеющимися у Заказчика запасными частями и велосипедами. Поставщик приобрел и привез Заказчику 25.06.2024 согласованный Товар, понеся при этом дополнительные расходы в связи с необходимостью оперативного приобретения и доставки таких Товаров.
28.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.07.2024 Поставщик направил Заказчику возражения на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 02/07-2024), в котором в очередной раз указал, что не отказывается от исполнения своих обязательств по Контракту и готов повторно рассмотреть возможность замены храповых механизмов, в связи с чем просил письменно сообщить о том, какие именно храповые механизмы (производитель, марка, модель, артикул и другие указания, позволяющие идентифицировать конкретную модель храпового механизма) требуются Заказчику с учетом технической совместимости с имеющимися у Заказчика велосипедами и запасными частями.
В ответ Заказчик направил Поставщику письмо N 03/07/02 от 03.07.2024, в котором сообщил, что все характеристики требуемого Товара указаны в Спецификации к Контракту.
Таким образом, Заказчик отказался сообщить конкретную модель храпового механизма Shimano, который будет отвечать всем установленным характеристикам, а именно подходить для кассеты Shimano Ultegra CS R8100, быть изготовленным из стали и иметь вес 90 грамм.
Вместе с тем, по мнению представителя Участника, изначально поставленный Поставщиком храповый механизм Shimano Y3EX98030 подходит для кассеты Shimano Ultegra CS R8100, что подтверждается информацией с сайта производителя Shimano: Manuals Search | Manuals & Technical Documents (shimano.com).
Что касается несоответствия веса поставленного храпового механизма Shimano Y3EX98030, представитель Участника обратил внимание на то, что на официальном сайте производителя, а также в технической документации не указана информация о весе отдельно храпового механизма.
При подаче заявки на участие в Аукционе, заключении и исполнении Контракта Поставщик ориентировался на информацию, указанную производителем Товара о совместимости с указанной Заказчиком кассетой.
При этом Поставщик не обязан иметь Товар в наличии до заключения Контракта и, следовательно, не имеет возможность определить характеристики Товара путем проведения испытаний в виде измерения веса такого Товара.
Таким образом, поставщик не смог исполнить Контракт в полном объеме по независящим от него обстоятельствам, в связи с тем, что Товар с совокупностью характеристик, указанных Заказчиком в описании объекта закупки, не существует.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Атлас Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Атлас Групп" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Атлас Групп" (ИНН: 7709971848), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июля 2024 г. N РНП-78-1121/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024