Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "КМ Инженерные Системы" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18504/24 от 17.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку рабочей станции для нужд СПб ГБУ "ЦБС Колпинского района" в целях реализации мероприятий по модернизации общедоступных библиотек Санкт-Петербурга на 2024 год. (извещение N 0372200113524000008),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рабочей станции для нужд СПб ГБУ "ЦБС Колпинского района" в целях реализации мероприятий по модернизации общедоступных библиотек Санкт-Петербурга на 2024 год. (извещение N 0372200113524000008) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 348 841,05 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.03.2024 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "КМ Инженерные Системы", предложившее сумму контракта на 31,62% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ООО ООО "КМ Инженерные Системы" заключен государственный контракт N 24 от 02.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 2 290 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.2 и 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КМ Инженерные Системы".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку рабочей станции для нужд СПб ГБУ "ЦБС Колпинского района" в целях реализации мероприятий по модернизации общедоступных библиотек Санкт-Петербурга на 2024 год. (далее - Товар).
В соответствии с п. 3.1 контракта Поставщик принял на себя обязательства осуществить поставку товара в срок не позднее 60 календарных дней с момента заключения Контракта, т.е. не позднее 01.06.2024.
Несмотря на это, по состоянию на 04.07.2024 данное обязательство Поставщиком не исполнено, Товар, соответствующий условиям Контракта, в адрес Заказчика Поставщиком не поставлен.
При этом, 19.04.2024 и 04.062024 Поставщик доставил в адрес Заказчика Товар не соответствующий условиям Контракта, т.е. Товар ненадлежащего качества, в связи с чем, Заказчик отказал в приемке Товара ненадлежащего качества.
Таким образом, по состоянию на 04.07.2024 Поставщиком нарушены сроки поставки Товара на срок более чем 5 рабочих дней, а также осуществлена двукратная поставка Товара ненадлежащего качества.
В силу п.п. 12.3.1 и 12.3.3 контракта Заказчик вправе расторгнуть Контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях нарушения сроков, установленных пунктом 3.1. Контракта, более чем на 5 рабочих дней, а также при двукратной поставке товара ненадлежащего качества и/или количества.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КМ Инженерные Системы" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
19.04.2024 Участником был поставлен Товар в адрес Заказчика.
02.05.2024 в адрес ООО "КМ Инженерные Системы" поступило требование о замене одного из модулей оперативной памяти. Поставленная оперативная память по мнению ООО "КМ Инженерные Системы" соответствовала условиям Контракта, но согласилось в интересах Заказчика произвести замену.
17.05.2024 ООО "КМ Инженерные Системы" получило поставленный Товар и произвело замену оперативной памяти и установило в добровольном порядке более мощную систему охлаждения.
Повторно Товар в адрес Заказчика был поставлен 03.06.2024.
ООО "КМ Инженерные Системы" поставило товар в соответствии с Контрактом, не только полностью соответствующий требованиям технического задания, но и имеющий улучшенные характеристики.
01.07.2024 Заказчик направил в адрес Участника мотивированный отказ от принятия Товара, без проведения экспертизы.
01.07.2024 в адрес ООО "КМ Инженерные Системы" был направлено предписание об устранении выявленных недостатков.
02.07.2024 в адрес Заказчика было направлено письмо, в котором Участник указал несогласие с Мотивированным отказом, а также на улучшенные характеристики поставленного Товара.
Представитель ООО "КМ Инженерные Системы" - Савин Роман Викторович 04.07.2024 в ходе переговоров с Заказчиком достиг договоренности о заключении дополнительного соглашения о поставке Товара с улучшенными характеристиками и в тот же вечер проект соглашения был направлен в адрес Заказчика по электронной почте.
Однако, 05.07.2024, вместо подписания соглашения о поставке Товара с улучшенными характеристиками, договоренность о заключении которого была ранее достигнута, Заказчик принял Решение об отказе от исполнения Контракта.
Однако данное решение являлось незаконным, так как согласно ст. 95 Закона о контрактной системе перед принятием решения об одностороннем отказе Заказчик обязан провести экспертизу поставленного товара на соответствие.
Также согласно п. 3.7 Контракта для проверки результатов поставки товара, представленных Поставщиком, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу.
Однако Заказчик требуемую экспертизу не провел, а срок на приемку товара истек, так как срок приемки товара в соответствии с п. 3.8. Контракта составляет 20 рабочих дней.
11.07.2024 направил Мотивированный отказ от приемки Товара, базирующийся на проведенной экспертизе, в которой принимали участие сотрудники самого Заказчика.
Данная экспертиза не может быть признана объективной, так как Заказчик не уведомлял ООО "КМ Инженерные Системы" о составе экспертной комиссии, не приглашал представителей ООО "КМ Инженерные Системы" для проведения экспертизы и эксперты не подтвердили наличие специальных познаний.
В свою очередь ООО "КМ Инженерные Системы" еще 08.07.2024 провело экспертизу поставленного товара в Торгово-промышленной палате Российской Федерации Ставропольского края.
Согласно Экспертному заключению N 012-01-00358 поставляемая Рабочая станция тип 6 Товарный знак: UNIVERSAL ADIN, НЖФТ.466219.003 - соответствует функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам, Товара, указанным в N24 (Идентификационный код закупки 242781701659378170100100560012620244) от 02.04.2024, а также имеет улучшенные характеристики.
Исходя из сложившейся ситуации ООО "КМ Инженерные Системы" полностью исполнило условия Контракта и даже перевыполнило его, так как Товар, поставленный Заказчику, имеет улучшенные характеристики.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "КМ Инженерные Системы" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что в полученной экспертизе Участником Товар соответствует функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам, однако в этой же экспертизе указано, что Товар имеет улучшенные характеристики.
Кроме того, на заседании Комиссии УФАС установлено, что в рамках подготовки Экспертного заключения экспертом не были в полной мере исследованы вопросы, связанные с претензиями Заказчика относительно качества Товара, положенными в основу Мотивированного отказа от приемки Товара. В частности, Заказчик утверждал, что некоторые порты на передней панели, внешне выглядящие как USB 3.0, подключены к колодке USB 2.0 на материнской плате через удлинитель. Вместе с тем, констатировав наличие у поставляемого Товара 4-х USB портов вместо 2-х и указав это в качестве улучшенной характеристики, эксперт руководствовался исключительно количественным, но не качественным показателем, и фактически проигнорировал позицию Заказчика.
Приведенный пример не является исчерпывающим.
Таким образом, даже с учетом Экспертного заключения N 012-01-00358 можно сделать вывод о том, что поставляемый Товар не соответствует условиям Контракта.
При этом, Заказчиком не была согласована поставка Товара с улучшенными характеристиками, а Участником не предпринималось мер поставить Товар, соответствующий условиям Контракта.
Участник, подавая заявку на участие в Запросе котировок, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе Документации электронного аукциона.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС пришла к выводу, что Участник надлежащим образом не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, а также не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "КМ Инженерные Системы" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КМ Инженерные Системы" (190005, Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПР-КТ ТРОИЦКИЙ, Д. 6, ЛИТЕР А, ПОМЕЩ. 93), ИНН: 7839075842, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Григорьев Александр Николаевич, ИНН: 471006092100; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Лукин Андрей Евгеньевич, ИНН: 780201567424; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "КМ Инженерные Системы" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.07.24 |
18.07.24 |
17.07.24 |
0 |
17.07.24 |
24.07.24 |
23.07.24 |
0 |
26.07.24 |
26.07.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июля 2024 г. N РНП-78-1192/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024