Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ПМЦ "Кировский" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Новый мир" (далее - Участник, Поставщик): генерального директора, по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18503/24 от 17.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений СПб БГУ "Подростково-молодежный центр "Кировский", расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.16, литер А, пом. 12-Н (извещениеN 0172200001422000146),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений СПб БГУ "Подростково-молодежный центр "Кировский", расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.16, литер А, пом. 12-Н (извещение N 0172200001422000146) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 45 707 913,18 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.01.2023 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Новый мир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Новый мир" заключен государственный контракт N 01/01/2023-К от 24.01.2023 на сумму 45 707 913,18 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Новый мир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту помещений СПб БГУ "Подростково-молодежный центр "Кировский", расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.16, литер А, пом. 12-Н (далее -Работы).
По условиям Контракта Подрядчик обязался выполнить работы в 4 этапа и должен был завершить (Сроки окончания работ были перенесены дополнительным соглашением N9 от 07.12.2023):
1 этап не позднее 28.02.2023;
2 этап не позднее 17.05.2024;
3 этап не позднее 24.05.2024;
4 этап не позднее 30.05.2024;
Таким образом, Подрядчику надлежало завершить все Работы по Контракту в полном объеме не позднее 30.05.2024, однако, в срок Работы не завершены.
Заказчик неоднократно обращался к Подрядчику в связи с медленным выполнением Работ и сообщал о необходимости ускорить темпы их выполнения и предоставить Заказчику откорректированный календарный план, что в т.ч. подтверждается рекламационными актами N 8 от 15.04.2024, N 9 от 13.05.2024, письмами N 02-734/24-0- 0 от 21.05.2024, N 02-736/24-0-0 от 22.05.2024, N 02-745/24-0-0 от 24.05.2024. Запросы Заказчика о ходе Работ и о планируемых сроках их продолжения оставлены Подрядчиком без ответа.
Подрядчик прекратил выполнение Работ на объекте (работы не ведутся, рабочие отсутствуют) и игнорирует обращения Заказчика по вопросам их продолжения, что свидетельствует об отсутствии у Подрядчика намерений исполнять обязательства по Контракту.
Все фактически выполненные работы на общую сумму 23 605 576,49 рублей 49 коп приняты и оплачены Заказчиком в полном объёме.
Нарушение сроков работ по Контракту наносит вред интересам Заказчика и препятствует исполнению по контрактам Заказчика, заключенным с другими контрагентами.
В связи с нарушением Подрядчиком сроков окончания Работ по Контракту, руководствуясь п. 2 ст. 407 ГК РФ, ч. 2. и 3. ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе п. 8.4. Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 05.07.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Подрядчик своевременно приступил к исполнению условий Контракта. В ходе исполнения Контракта Подрядчиком неоднократно выявлялась необходимость в выполнении значительного объема дополнительных работ, не предусмотренных проектной и сметной документацией, которые Подрядчику невозможно было предусмотреть на стадии заключения Контракта. Об обнаружении указанных к независящих от Подрядчика обстоятельств ООО "Новый мир" неоднократно предупреждало Заказчика письмами, направленными на электронную почту Заказчика:
- письмом N039/ПТО от 13.03.2023 об отсутствии в смете NЛСР-02-01-01 ряда необходимых дополнительных работ с просьбой направить на объект ответственного представителя для предъявления и согласования данных работ;
- письмом N040/ПТ0 от 13.03.2023 о том, что после демонтажа витражного остекления обнаружено, что в рабочей документации отсутствуют узлы монтажа внутреннего и наружного витражного остекления. Элементы крепления демонтированного витража находятся в аварийном состоянии и требуют замены. Монтаж витража на существующую систему крепления невозможен по вышеуказанным обстоятельствам, поскольку может привести к обрушению наружного витражного остекления. Подрядчик предложил провести комиссионное обследование системы крепления и разработать проектное решение, просило Заказчика направить на объект ответственного представителя для согласования дальнейших работ;
- письмом N 1ЭО/ПТО от 31.05.2023 о том, что в ходе исполнения Контракта выявлен факт несоответствия проектно-сметной документации фактическим видам и объемам работ, в частности:
- в смете отсутствуют работы по ремонту лестниц;
- в смете отсутствуют работы по ремонту и отделке балок и колонн;
- необходима корректировка состава работ по системе вентиляции;
- в смете отсутствуют работы по устройству витражей и фасадов;
- в смете отсутствуют работы по устройству основания под финишное покрытие пандуса;
- в смете отсутствуют работы по отделке потолков под грильятто;
- занижен объем по устройству перегородок ГКЛ;
- занижен объем по кирпичной кладке;
- занижен объем по штукатурным работам;
- работы по системе водоотведения не соответствуют проектно-сметной документации; '
- отсутствует точка подключения системы горячего водоснабжения;
- работы по системе отопления и теплоснабжения не соответствуют проектно-сметной документации;
То есть Подрядчик предпринимал усилия для исполнения условий Контракта, предлагал Заказчику заключить дополнительное соглашение по изменению видов и объемов работ к фактически необходимым, с 31.05.2023 просил собрать рабочее совещание для согласования дальнейших действий по исполнению Контракта.
20.07.2023 в ходе рабочего совещания принято решение о корректировке проектных решений по фактической необходимости работ. Установлен срок - 28.07.2023. что оформлено протоколом N3 от 20.07.2023.
Письмом N16/8 от 07.08.2023 Подрядчик предупредил Заказчика о необходимости корректировки проектно-сметной документации в части смены витражного остекления, что ведет к необходимости заключения между сторонами Контракта дополнительного соглашения об изменении объемов и видов работ, а также о том, что работы на объекте остановлены подрядчиком в связи с отсутствием дополнительных соглашений.
Письмом N211/ПТО от 15.08.2023 Подрядчик предупредил Заказчика о необходимости заключения дополнительного соглашения на изменение видов и объемов работ в связи с несоответствием проектно-сметной документации фактическим видам и объемам работ по Контракту. Однако дополнительное соглашение было заключено на незначительный объем работ, не включенных в смету.
С мая 2023 по 17 августа 2023 Подрядчик не имел возможности производить работы по системам вентиляции, электроснабжению, освещению, отоплению, водоснабжению, канализации, по монтажу наружного и внутреннего витражного остекления, устройству потолков, монтажу душевых кабин, работы по лестницам, усилению перекрытия, монтажу перегородок, по устройству земляных работ, устройству пандуса и заезда на него.
Подрядчик указывал неоднократно на то, что задержка выполнения работ происходила не по вине Подрядчика.
В дальнейшем Заказчик, согласившись с доводами Подрядчика, дополнительный соглашением к Контракту продлил сроки выполнения работ до 30.05.2024.
Проектная документация к Контракту не прошла экспертизу и неоднократно корректировалась Заказчиком авторскими листами. В период исполнения Контракте Подрядчиком Заказчик привлек ООО "ВьеметрА" для осуществления авторского надзора несмотря на то, что указанная организация не является разработчиком проекта. В ходе исполнения Работ Подрядчик неоднократно выявлял необходимость выполнения иных Работ, не предусмотренных проектной документацией, то есть дополнительных работ. В процессе исполнения Контракта ООО "ВьеметрА" направило Заказчику не менее 17 авторских листов для коррекции проектной документации. При этом, авторские листы и предлагаемые в них решения не были согласованы с Подрядчиком.
В настоящее время сметная документация также не соответствует проектной документации и видам, и объему требующихся для исполнения Контракта Работ.
Перечисленные обстоятельства привели к увеличению сроков выполнения Работ по обстоятельствам, которые не зависят от Подрядчика и которые он не мог предусмотрев при заключении Контракта. Дополнительными соглашениями изменены не только сроки выполнения работ, но и объем, и виды необходимых Работ. При этом дополнительными соглашениями изменение цены работ не предусмотрено.
В связи с указанными обстоятельствами Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику с предложениями о приведении в соответствие проектной и сметной документации, а также об изменении контрактной стоимости предусмотренных к дополнительно выявленных работ и материалов. Заказчик на предложения Подрядчика не реагировал, а на изменение цены Контракта не согласился.
Несогласованность сметной документации с Подрядчиком, не устраненные противоречия в проектной и сметной документации привели к невозможности выполнения Работ Подрядчиком в установленные Контрактом сроки, о чем известно Заказчику.
В обращении к Заказчику от 29.06.2024 Подрядчик указал, что считает претензии Заказчика, приведенные в письмах и претензиях от 15.05.2024, 21.05.2024, 22.05.2024 24.05.2024, 28.05.2024, 29.05.2024, 04.06.2024, 11.06.2024, 20.06.2024 необоснованными Задержка выполнения Работ, за что начислены штрафы, произошла по вине Заказчика. Отсутствие намерения Заказчика привести сметную документацию в соответствие с требующимися видами и объемами работ, а также ценами работ и материалов, принятыми в 2024 сделало своевременное исполнение обязательств по контракту Подрядчиком невозможным.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Новый мир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом Комиссией УФАС, на основании представленных Заказчиком и Участником документов, установлено, что Подрядчик не уклонялся от исполнения Контракта и им предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта.
Вместе с тем, Заказчиком приняты и оплачены Работы по Контракту на сумму 23 605 576,49 рублей из 45 707 913,18 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Новый мир" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Новый мир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Новый мир" (ИНН: 7814564707), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июля 2024 г. N РНП-78-1191/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024