Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 27" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "Строительно-отделочная фирма "БАРО" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18277-ЭП/24 от 15.07.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 27" в 2024 году (извещение N 0372200102124000109) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.06.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200102124000109. Начальная (максимальная) цена контракта - 870 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Строительно-отделочная фирма "БАРО" обжалует действия Заказчика, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
В силу п.5. Правил использования каталога, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, в случае применения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878), заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара установлены Заказчиком в электронном документе "Прил_1__Описание_объекта_закупки_МИ_(1).docx".
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а так же обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Анализ вышеуказанного Приложения к извещению показал, что Заказчиком установлены, в том числе, требования к товарной позиции "Шприц общего назначения, 32.50.13.110-00004566" и выбрана позиция каталога "32.50.13.110-00004566".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлено ненадлежащее обоснование использования дополнительных характеристик.
В качестве обоснования Заказчиком указано:
"Наличие безопасного механизма, который приводит к блокированию иглы после применения (помимо защитного колпачка). Информация о наличии безопасного механизма размещена в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора".
В соответствии с доводами Заявителя, вышеуказанное обоснование является ненадлежащим.
Согласно представленным возражениям Заказчика, указанные доводы не соответствуют действительности поскольку требование "Игла с безопасным механизмом (помимо защитного колпачка)" установлено в связи с наличием действительной потребности Заказчика, с учетом современных стандартов и рекомендаций в области оказания медицинской помощи и информации о зарегистрированных медицинских изделиях, размещенной в Государственном реестре медицинских изделий.
В соответствии с требованиями Описания объекта закупки Заказчику по пункту 3 требуется "Наличие безопасного механизма, который приводит к блокированию иглы после применения (помимо защитного колпачка). Информация о наличии безопасного механизма размещена в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора". Заказчиком в обосновании указано, что специальный защитный механизм приводит к блокированию иглы после применения. Необходим для защиты медицинского персонала от случайных травм. Применяется в случаях повышенного риска инфицирования гемоконтактными заболеваниями (ВИЧ, гепатиты В и С). Высокому риску заражения гемо контактными инфекциями подвергаются:
сотрудники скорой медицинской помощи;
медицинские сестры, выполняющие инвазивные манипуляции, в том числе процедурные на дому у больного.
Наличие информации о технических характеристиках изделия в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора необходимо для однозначной идентификации медицинского изделия, для исключения поставок контрафактной или незарегистрированной продукции.
После использования шприцы являются опасными (класс Б) или чрезвычайно опасными (класс В) отходами, поскольку на них остаются биологические жидкости пациента, которые могут быть инфицированными или потенциально инфицированными.
Через кровь происходит заражение гемоконтактными заболеваниями - обширной группой заболеваний, к которым относятся гепатиты В и С и ВИЧ. При этом для заражения не обязательно колоться контаминированной иглой. Достаточно, чтобы инфицированная кровь попала на нарушенные кожные покровы (например, на царапину).
Действительно, повторное использование одноразовых шприцев запрещено. Повторно они и не применяются. Защитный механизм защищает по большей части не от повторного использования (хотя и такие случаи в истории медицины, в том числе, современной, встречались), а от случайной травмы после использования.
На 100% исключить вероятность контакта с биологическими жидкостями пациента при работе с инъекциями невозможно. Даже при соблюдении всех мер предосторожности (работа в перчатках, неукоснительное соблюдение правил утилизации) присутствует человеческий фактор.
Персонал Заказчика работает в условиях непрерывного потока пациентов. На работу, концентрацию и внимание накладывается физиологический и психологический фактор (усталость, нервозность при работе с пациентами из группы риска).
Цель учреждения - обезопасить персонал (который при заражении не только пострадает сам, но и будет представлять угрозу для окружающих, в том числе, пациентов). Для этого исключается контакт с иглой - она блокируется за счет безопасного механизма, а не снимается обычным способом, не исключающим вероятность контакта с ней (иглы снимаются с помощью инструментария для съема иглы, который представляет собой легкий контейнер, не зафиксированный к какой-либо поверхности, его нужно держать одной рукой, а второй вставить иглу и тянуть шприц, рука находится рядом с отверстием, в условиях спешки можно случайно уколоться, или контейнер может упасть со стола, а иглы - рассыпаться. Тогда сбор происходит руками. Это только пара примеров внештатных ситуаций, которые могут возникнуть в работе персонала и могут привести к трагическим последствиям.
Использование учреждением шприцев, оснащенных безопасным механизмом, приводящим к блокированию иглы после применения, не противоречит действующим стандартам и методическим указаниям.
Ни Методические указания МУ 3.1.2313-08 "Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения", ни ГОСТ Р 52623.4-2015 "Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" не запрещают применение таких шприцев.
Кроме того, Методические указания МУ 3.1.2313-08 определяют порядок утилизации использованных шприцев, а не процесс постановки инъекции, поэтому никоим образом не могут запрещать применение безопасных шприцев.
ГОСТ Р 52623.4-2015 не является обязательным для применения: он введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2015 г. N 200-ст, в котором указано, что он вводится для добровольного применения. Поэтому ссылки на него изначально некорректны, хотя в этом ГОСТ и описывается стандартная процедура выполнения инъекций, которая описывает минимальные требования. Как и любой другой ГОСТ, данный стандарт описывает минимальный набор действий и инструментов, без которых процедура невозможна в принципе. Совершенствовать предусмотренный алгоритм ГОСТ не запрещает.
Шприцы с безопасными механизмами регистрируются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, что подтверждает их соответствие всем действующим стандартам по качеству медицинских изделий и стандартам в области оказания медицинской помощи.
Факт регистрации означает законность в обращении и возможность Заказчиков приобретать и использовать их.
Шприцы с безопасными механизмами широко применяются в медицинской практике в тех случаях, когда существует повышенный риск инфицирования гемоконтактными заболеваниями. К работе в условиях повышенного риска относится работа с инфицированными пациентами и потенциально инфицированными пациентами из группы риска. Безопасный шприц - дополнительная мера безопасности.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает все страны перейти на одноразовые безопасные шприцы. "Внедрение безопасных шприцев имеет критически важное значение для защиты людей во всем мире от инфицирования ВИЧ, гепатитом и другими болезнями. Это должно стать абсолютным приоритетом для всех стран", - заявил директор Департамента ВОЗ по ВИЧ/СПИДу Готфрид Хирншалл.
ВОЗ рекомендует взять на вооружение новые шприцы для инъекций в мышцу или кожу, которые не могут быть использованы повторно, которые призваны обеспечить защиту медперсонала от случайных травм. В том числе такие, у которых после инъекции игла автоматически закрывается футляром или колпачком в целях защиты пользователя от случайного укола и потенциального инфицирования.
Ссылка на источник информации: https://news.un.org/ru/story/2015/02/1258611
Рекомендации ВОЗ повторяются и в национальных источниках, например:
Методические рекомендации "Организация профилактики ВИЧ-инфекции среди различных групп населения" (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 20 декабря 2006 г. N 6834-РХ): "Наиболее эффективным методом, предупреждающим передачу ВИЧ со шприцами и иглами, является использование шприцев, саморазрушающихся после однократного использования. Повторное использование таких шприцев невозможно, и поэтому они уже не могут участвовать в передаче инфекционных агентов. Органам здравоохранения целесообразно стимулировать производство шприцев этого типа и добиться постепенного перехода на использование только этого типа оборудования".
Методические рекомендации "Порядок использования, сбора, хранения, транспортирования, уничтожения, утилизации (переработки) самоблокирующихся (саморазрушающихся) СР-шприцев и игл инъекционных одноразового применения" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11 ноября 2005 г. N 0100/9856-05-34):
"2.1. В рамках программы обеспечения безопасности иммунизации Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в совместном заявлении с ЮНИСЕФ указано, что самоблокирующиеся (саморазрушающиеся) шприцы (СР-шприцы) представляют наименьший риск передачи инфекций парентеральным путем (таких как СПИД или вирусный гепатит В), поскольку они не могут быть использованы повторно. Применение их рекомендовано как для рутинной иммунизации, так и при проведении массовых кампаний".
"2.2. По сравнению с обычными одноразовыми шприцами СР-шприцы имеют преимущество в отношении всех трех аспектов безопасности иммунизации: для пациента, которому вводят препарат парентерально, для медицинского работника, который осуществляет инъекцию, и для населения, которое может иметь контакт с медицинскими отходами (отработанным инъекционным инструментарием)".
То есть дополнительные меры безопасности в виде применения в учреждении шприцев, оснащенных механизмом защиты от случайного укола иглой, поощряются как Всемирной организацией здравоохранения, так и национальными органами.
В описании объекта закупки отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименования производителей, или иные требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании объекта закупки Заказчик не подразумевает конкретных производителей, а указывает технические характеристики товара, которые отвечают его потребности. При этом Заказчику известно несколько производителей, продукция которых отвечает требованиям технического задания.
В Описании объекта закупки Заказчиком не установлено указания на конкретный механизм безопасности. Заказчику непринципиально, какой именно механизм будет реализован в шприцах, поэтому указания на конкретный механизм в Описании объекта закупки нет (вопреки доводам заявителя жалобы).
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2024 г. N 44-2989/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2024