Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш., В присутствии представителей: от заказчика - В.В. Белова от ООО "СТАВ ПЛЮС" - в отсутствие представителей, 2024-10372
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СТАВ ПЛЮС" на действия заказчика - МКОУ "СОШ N8" с. Тугулук Грачевского муниципального округа Ставропольского края, уполномоченного органа - Администрации Грачевского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600021024000031 "Работы по установке пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации в МКОУ СОШ 8 с.Тугулук". Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав возражения Заказчика и уполномоченного органа, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки
установила:
09.07.2024 г. уполномоченным органом в ЕИС размещено извещение о проведении закупки открытого аукциона в электронной форме N 0121600021024000031 "Работы по установке пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации в МКОУ СОШ 8 с.Тугулук".
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Выполнение данных работ предполагает наличие у организации лицензии на выполнение данных работ, так как это лицензируемые виды деятельности, которые 2024-10372 2 регламентируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 3. Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128) - лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению. Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений 1.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно- пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения. Анализируя данные виды деятельности видно, что в основном везде монтаж, диспетчеризация и пусконаладочные работы. Учреждением в техническом задании было отражено наличие у монтажной 2024-10372 3 организации в лицензии п. 6 перечня лицензируемых видов деятельности, который предусматривает монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Ввиду того, что прикрепленная сметная документация в аукционе не предусматривает установку и подключение оборудования, отвечающего за автоматическую передачу извещений о пожаре в подразделения пожарной охраны без участия человека, то в данном случае имеются нестыковки. А именно отпадает необходимость наличия у организации в лицензии п. 6 - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. 10.07.2024 г. в организацию был сделан запрос на разъяснения и об исключении данного вида деятельности из обязательных, для подачи заявок на участие в аукционах. На что был дан ответ: "Данный прибор, осуществляющий централизованную передачу на пульт пожарной части, установлен на объекте. При монтаже автоматической пожарной сигнализации данные приборы необходимо будет интегрировать с новой системой". Однако ввиду того, что прибор, отвечающий за передачу извещения о пожаре, уже установлен на объекте, то его установка (монтаж) уже не требуется. Интеграция будет (может) проводиться организацией, с которой объект заключил договор на техническое обслуживание данного прибора (должен быть открыт соответствующий вид деятельности), так как сторонние организации, которые будут производить монтаж новой системы, не имеют права внедряться в зону ответственности другой организации.
На основании вышеизложенного, что в данном случае для выполнения данных видов работ на объекте, а именно монтаж и наладка систем пожарной сигнализации и системы оповещения - не требует обязательного наличия у организации данного вида деятельности, а именно п. 6 - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Так как в сметной документации и в техническом задании нет прибора, который отвечает за передачу извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и его пусконаладочные работы, следовательно, данный пункт в составлении заявки является неправомерным, что снижает конкуренцию по открытому аукциону, а, возможно даже лоббирует интересы иных компаний. В связи с этим, необходимо исключить пункт (наличие у монтажной организации в лицензии п. 6 перечня лицензируемых видов деятельности, который предусматривает монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ) из технического задания и списка составления заявки.
На основании вышеизложенного, Заказчиком неправомерно установлено 2024-10372 4 требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 1 Закона 344-ФЗ.
Доводы заявителя обоснованы. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены нарушения п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ , а именно: Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что при проведении закупки на выполнение работ по по текущему ремонту зданий, сооружений устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Пунктом 3 ПП N 2571 установлено, что позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей; НМЦК закупки составляет 2 591 038,00 \x{20bd} Как было установлено выше объектом закупки являются работы по монтажу и наладке системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
Согласно ч.8.1 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, которой установлена 2024-10372 5 возможность замены (восстановления) отдельных элементов строительных конструкций (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения зданий при проведении текущего ремонта.
Согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" ст. 2 п. 21) система инженерно- технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. В нарушение ч. 2 ст. 31, п.12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 Заказчиком не установлены требования о наличии опыта выполнения работ. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТАВ ПЛЮС" на действия заказчика - МКОУ "СОШ N8" с. Тугулук Грачевского муниципального округа Ставропольского края, уполномоченного органа - Администрации Грачевского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600021024000031 "Работы по установке пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации в МКОУ СОШ 8 с.Тугулук" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - МКОУ "СОШ N8" с. Тугулук Грачевского муниципального округа Ставропольского края нарушившими ч. 2 ст. 31, п.12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, в связи с чем выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ. 2024-10372 6 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: Е.В. Вишневская Б.Ш. Карпель Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-10372 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июля 2024 г. N 026/06/106-1621/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2024